Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, в день попразднства Благовещения Пресвятой Богородицы, мы с вами поговорим о первом чуде, совершенном Господом на браке в Кане Галилейской по просьбе Его Пречистой Матери.
2.1. На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там.
2.2. Был также зван Иисус и ученики Его на брак.
2.3. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.
2.4. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой.
2.5. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.
2.6. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры.
2.7. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.
2.8. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.
2.9. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовет жениха
2.10. и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.
2.11. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.
(Ин. 2, 1–11)
О данном событии повествует только евангелист Иоанн. Это было первое чудо, которое сотворил Господь перед Своими учениками, дабы явить Себя как Божественного Посланника.
На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там (Ин. 2, 1). Кана – маленький городок, находившийся в нескольких километрах к северо-востоку от Назарета. Она называлась Галилейской, чтобы отличать ее от другой, располагавшейся близ города Тира.
Свадьба на Востоке считалась самым радостным и заметным событием в жизни человека. Отменялись все дела, а также некоторые субботние ограничения. Свадебные празднества продолжались несколько дней. Сама брачная церемония происходила поздно вечером, по окончании пира, после чего брачную пару провожали в новый дом.
К тому времени уже было темно, и их провожали по деревенским улицам при зажженных светильниках. Их вели самым дальним путем, чтобы как можно больше людей имели возможность пожелать им благополучия. Новобрачные не отправлялись в свадебное путешествие: они оставались дома и в течение недели принимали всех гостей. В жизни, полной нужды и тяжелой работы, эта неделя была очень важным моментом.
Пресвятая Дева прибыла в Кану раньше Христа и Его учеников. Вероятно, Богородица знала кого-то из вступавших в брак. А возможно, семья жениха или невесты приходилась Ей родственной.
Был также зван Иисус и ученики Его на брак (Ин. 2, 2). Христос был приглашен как знакомый, а Его ученики, пришедшие с Ним, были приглашены по обычаю гостеприимства.
И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них (Ин. 2, 3). Проявление гостеприимства на Востоке было долгом. Вино же было важным элементом иудейского праздника. Отсутствие еды или питья на свадебном пиру оказалось бы чрезвычайно унизительным для жениха и невесты. Понимая, что это может испортить радость семейного торжества, Пресвятая Дева обратилась за помощью к Сыну.
Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой (Ин. 2, 4). Слово «жено» считалось почтительным у иудеев и других народов Востока. Это было уважительным обращением наподобие таких, как «сударыня», «мадам», «госпожа». Нам известно, что точно так же назвал Спаситель Свою Мать, когда в страшных муках на кресте поручал Ее попечению Своего любимого ученика.
Иными словами, Христос желал просить Свою Пречистую Матерь оставить все на Его усмотрение, потому что Он найдет способ разрешить ситуацию и исправить положение.
Она обратилась к слугам: что скажет Он вам, то сделайте (Ин. 2, 5). Богородица не знала, как именно будет действовать Иисус, но чувствовала Его готовность прийти на помощь людям, оказавшимся в нужде.
Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры (Ин. 2, 6). Воду, находящуюся в этих кувшинах, использовали для обрядового омовения ног (при входе в дом) и рук (перед входом). Вместимость их была огромной: «мера» – это перевод древнееврейского слова «бат». Бат был равен приблизительно 40 литрам, и, следовательно, каждый из этих кувшинов вмещал примерно 100–120 литров.
Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха (Ин. 2, 7). В Евангелии особо подчеркивается этот факт: указано на то, что, кроме воды, туда ничего не было налито.
При наполнении всех кувшинов и претворении воды в вино получилось около 700 литров вина. Но не следует буквально понимать сказанное евангелистом: этим он хотел показать нам, что благодати и милосердия Христа с избытком хватает всем людям.
И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира (Ин. 2, 8). Известно, что распорядитель на пиршествах обычно выбирался из почетных гостей или из старых доверенных слуг. Он рассаживал гостей и наблюдал за ходом пира.
Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду (Ин. 2, 9). Как следует из этих слов, распорядителю пира не было известно о происхождении вина, что служит доказательством свершившегося чуда.
Тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе (Ин. 2, 10). Эти слова служат ключом к пониманию не только этого отрывка, но и всего Евангелия: Христос принес с Собой новый миропорядок, сменивший старый, несовершенный. Евангелист желает, чтобы мы увидели не превращение воды в вино, а изменение всей жизни человека, когда в нее приходит Христос.
И действительно, Господь пришел в этот мир устранить все несовершенства закона и обратить их в совершенство благодати, которая стала безграничной. Нам лишь остается, дорогие братья и сестры, раскрыть наши сердца Богу, чтобы стать живыми сосудами Его благодати и позволить Спасителю нашему и Господу совершить и в нашей жизни чудо превращения пресной воды в сладкое вино Даров Святого Духа.
Помогай нам в этом Господь.
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Православный словарь. Нравственный идеал
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 10 мая 2024
Благая часть. 10 мая 2024
Читаем Добротолюбие
Читаем Добротолюбие
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!