Сегодня мы продолжим беседовать с певицей, автором песен матушкой Людмилой Кононовой.
Людмила Кононова родилась в Перми. Писать стихи начала в 12 лет. Окончила музыкальную школу по классу скрипки, затем Пермский институт культуры и искусств. Работала в Кировской и Пермской филармониях. В середине 80-х певица начала приобщаться к Церкви. Уволилась из филармонии и стала выступать с собственными композициями. Это был тяжелый период. Выйти из кризиса помогла встреча с будущим мужем Андреем Кононовым, который тоже писал стихи, рассказы и был верующим человеком. В 90-е годы супруг принял сан священника и вместе с семьей перебрался в Вятку. Певица стала матушкой и многое делала вместе с мужем, восстанавливала храмы. Вместе они вырастили троих детей. Сегодня матушка продолжает творческую деятельность, пишет песни, выступает с концертами. Широкой аудитории Людмила Кононова стала известна после ее участия в популярных телепроектах «Голос 60+» и «Ты супер 60+». Сегодня матушка Людмила в гостях у программы «Канон».
– Матушка, сегодня Вас считают чуть ли не основоположницей жанра православной песни. Как началось Ваше творчество и как зазвучали вот эти православные образы в творчестве?
– Ну, для меня новость, что считают основоположницей.
– Но Вы начали писать еще давно, в советское время.
– В советское время, да. Первую песню, посвященную расстрелянному деду, написала в 1987 году. И есть еще песня: «Ангел последний». Посвящена Архангелу Михаилу и тоже в 1987 году написана. Они стали появляться, конечно, после моего воцерковления, когда стало меняться сознание…
– А до этого кто вдохновлял?
– Нам дана великая русская литература, которая все-таки большей частью написана людьми православными. И они выстраивали уже нас.
– Это стержень, ориентиры.
– Да. Это тот воздух, который они нам давали. Особенно для меня это, конечно же, русская поэзия, Тютчев; там совершенно открытые образы. Алексей Константинович Толстой. Дальше, скажем, те поэты серебряного века, которые в результате катаклизмов в полный рост выросли и стали настоящими, большими поэтами и задавали нам эту вот вертикаль… Скажем, та же Анна Андреевна Ахматова:
Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал
И дух суровый византийства
От русской церкви отлетал,
Когда приневская столица,
Забыв величие свое,
Как опьяневшая блудница,
Не знала, кто берет ее, –
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Это написано в семнадцатом году.
– Удивительные строки, когда сопоставляешь все. Что это 1917-й.
– Да. Мужество и ныне лежит на весах, и эти слова вне времени звучат. Конечно, эти поэты и были вот тем благотворным слоем, на котором все остальное и росло, и растет сейчас.
– А с кем из авторов Вы еще сотрудничаете? Расскажите об этих людях.
– Одной из последних моих творческих радостей является мое сотрудничество с замечательным русским поэтом, это монахиня Амвросия (Хромова). Она подвизается в монастыре под Калининградом, монастырь в честь иконы Божьей Матери «Державной». Я говорю о том, что нас с ней встретили в духовном смысле новомученики, исповедники Российские, потому что я много лет ездила на Бутовский полигон, возила туда группы и писала песни об этом. И матушка Амвросия там побывала и начала писать какие-то поэтические произведения, которые в конце концов сложились в «Бутовский реквием». На некоторые ее стихи я написала музыку, она сложилась сама собой, потому что это вот родное и кровное. И вот у нас получилась с ней композиция, которую мы в октябре 2018 года, как раз в день, когда читаются имена на Бутовском полигоне, озвучили, показали. А когда уже началась специальная военная операция, матушка написала стихотворение «Беспилотники». Это стихотворение посвящается ребятам, которые приходили к ним в монастырь перед отправкой на фронт. Калининградским морпехам. Это действительно реальные люди, те, которых она знает, за кого молится. Сейчас мы тогда это и споем.
Беспилотники точно бьют по своим мишеням.
Там удар такой, ни одна не спасется плоть.
У меня на войне пацаны Кирилл и Женя,
Саша, Марк. Я прошу: присмотри за ними, Господь.
Укрывай туманом ребят от хохляцкой пули.
Я же знаю, Ты можешь любой удар отвести.
Сделай так, чтобы вражьи «Хаммерсы» захлебнулись
И заморские дроны сдохли на полпути.
Беспилотники точно бьют при любой погоде,
И не чуден Днепр, когда братская льется кровь.
У меня на войне Сережа, Олег, Володя.
Матерь Божия, расстели над ними покров.
Ночь прицелилась, а мальчишки-то молодые,
Им впервые в окопах приходится бедовать.
Пожалей их, Боже, живыми верни России.
Поверни, как в кино, их судьбы, их время вспять.
Беспилотники точно бьют,
Беспилотники точно бьют… Беспилотники точно бьют.
– Матушка, у Вас есть удивительное свойство открытости этому миру. Я искренне порадовался за Вас, когда увидел на телеэкране федерального канала, как Вы участвовали в проекте «Голос», в проекте «Ты супер». И в этих проектах Вы раскрылись еще ярче, еще масштабнее. Это у меня вызывает только чувство уважения к Вам. Откуда вот эта открытость у Вас? Казалось бы, многие Ваши сверстники ничего не хотят, уже успокоились и просто наблюдают за всем со стороны. Вы такая живая, такая энергичная... Как не потерять этот огонек?
– Я не знаю. Мне кажется, это русская жизнь. Смотрите, мы только хотим заснуть, и она нас будит чем-нибудь: то хорошим, то ужасным, но спать-то не дает. И если не преодолевать это в слове, в помощи тому, кто рядом, кто сейчас смотрит нашу с вами передачу, если не вкладываться в это, то и сам все не переживешь, наверное.
– Вы продолжаете брать уроки вокала. Казалось бы, зачем…
– Да, это очень интересно. Во-первых, узнаешь что-то новое, а во-вторых, я берусь за песни, за которые никогда бы не взялась. Я думала, что не могу петь то, что поют на эстраде, что у меня голоса может не хватить.
– То есть наши люди в шоу-бизнесе есть теперь, да? Потихонечку так: один канал, второй канал…
– Да, это так интересно! Когда после «Голоса» вышли в Интернете ролики, там были такие реплики: «Ура! Наши на „Голосеˮ!»
– Это действительно отрадно. И Вы очень ярко себя проявили там.
– Для меня самая большая радость, что я не спела ничего противного своей совести, за что мне было бы стыдно. Я пела то, что люблю. Александра Вертинского «Желтый ангел», любимейшую мою песню. «Эта женщина в окне» Окуджавы. Тоже была интересная работа, потому что я бы сама ее не взяла и даже не подумала бы, что она моя. Это опыт преодоления, опыт существования в неудобных условиях во всех смыслах. Тревога все равно присутствует. В пять утра там подъем, запись, которая идет в эфир в шесть вечера. Это все надо пройти, понять, нужно тебе это вообще или нет.
– При всей насыщенности жизни Вы еще и многодетная мама, и бабушка.
– Дети выросли, они уже все сами по себе.
– Дети вырастают, Вы продолжаете заниматься тем, что Вам нравится. Это такой секрет внутреннего долголетия?
– Остановить-то это уже невозможно. Если надо, обстоятельства, через которые с нами говорит Господь, сами остановят. Пока – скрипим да едем.
– Что дети говорят? Внуки радуются?
– Дети поддерживают, радуются тому, что я работаю, назовем это так. Они, конечно, делают совершенно другие вещи, но ценят то, что делаю я. Я думаю, что их это согревает, хотя они не всегда в этом признаются.
– Согрейте всех нас – своим творчеством порадуйте.
– Я спою песню, мне кажется, очень сейчас важную. Песня была написана в 1992 году, когда непонятно было, что будет с Россией. Она была написана в совершенно противоречащих всякому творчеству обстоятельствах. Мы жили тогда в деревне, в какой-то промозглый, ледяной вечер глубокой осенью в ноябре нам привезли машину дров. Но не хороших дров, а кряжи, их надо было еще раскалывать. Их привезли и просто свалили, их надо было перетаскивать. Мой муж (он тогда был диаконом) взял корыто, сделал крючок, наваливал эти кряжи в корыто и так перетаскивал их в сарай. И пока перетаскивал, написал стихотворение, а я тут же положила его на музыку. И сейчас, оказывается, очень нужна эта песня. Называется она «Псалом боевой».
Прочти нам, священник, псалом боевой
И силою, данною свыше,
Благослови нас на битву со тьмой,
Чтоб каждый молился и слышал,
Как дышит под толщею снега глухарь,
Как плещется в мрежах улов,
Как в колокол благовествует звонарь,
И был для присяги готов.
Мы ведаем сроки и правим мечи
И в чистых младенческих лицах
Провидим победу в кромешной ночи,
И смерти никто не боится.
Весь мир поднимается за сатаной
На Русь для последней облавы,
Но верим, что Царь поведет нас на бой
С оружием чести и славы!
Прочти нам, священник, псалом боевой
И силою, данною Богом,
Благослови нас на битву со тьмой
Державным пророческим слогом!
– Матушка, расскажите, пожалуйста, о своих творческих проектах. Чем насыщена Ваша сегодняшняя жизнь?
– Если Бог даст здоровье, то я пойду служить моему народу на теплоходе в круизах по Волге. Мы идем по Волге, концерты у меня на самом теплоходе. Путешествуя, работая таким образом, я заново влюбилась в мою Родину. Это удивительно, когда ты видишь огромные пространства, которые освоили твои предки. И ты понимаешь, что такие пространства с лошадьми, мечом и топором освоить могли только по воле Божией. Это восторг!
– Преображается еще Родина.
– Да. И сказал Александр Васильевич Суворов: «Мы – русские, какой восторг!» Вот это абсолютное ощущение от путешествия по великой реке. Например, мы идем через Кострому, костромичи узнают: «Давайте концерт!» Даем в Костроме концерт. Мы идем мимо Свияжска – «пушки с пристани палят, кораблю пристать велят»… Потом концерт в Казани и так далее.
– То есть у Вас гастрольный тур?
– Складывается, складывается…
– Дай Бог, чтобы так и складывался.
– Управляет Господь.
– Матушка, в заключение нашей программы существует традиция ответов на короткие вопросы. Три любимых музыкальных произведения?
– «Весна» Вивальди, «Хорошо темперированный клавир» Баха и «Родина» Трофима. Еще много чего…
– Три важные книги в Вашей жизни?
– Я понимаю, что сейчас скажу, может быть, какой-то нонсенс для православного народа, но «Чистый понедельник» Ивана Алексеевича Бунина не дал мне в 18 лет уйти из жизни. Это первое. Про Евангелие все понимают: без него жизни нет. И цикл стихов из «Доктора Живаго» Пастернака.
– Продолжите: мое призвание…
– …преодолеть в слове то, что Господь посылает в этой жизни.
– Я счастлива, когда...
– …литургия.
– Больше всего в людях я ценю...
– …способность любить.
– Заключительный вопрос. Бог – это...
– Одним словом ведь и не скажешь… Это Тот, без Кого не было бы меня. Тот, Кто всегда рядом, Тот, Кто никогда не предаст и не бросит.
– Матушка, благодарю за эту встречу. Спасибо Юрию за прекрасное сопровождение музыкальное. Матушка, спасибо Вам за Вашу красоту, за душевную красоту, за красоту музыки. Продолжайте нас радовать, зажигать наши сердца. И храни Вас Господь!
Ведущий программы Александр Крузе
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 мая 2024 года
Читаем Добротолюбие. «Мудрость в деле вопрошания». Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевертыши. Часть 40. Священник Константин Корепанов
Чистый образ. Депутат Законодательного Собрания Калужской области Сослан Токаев и министр внутренней политики Калужской области Олег Калугин
Литературный квартал. Анна Ревякина
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!