Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Трифон, в крещении Трофим, родился на далеком Севере, в Пинежском уезде Архангельской губернии в середине XVI столетия. Обладая удивительно цельным характером, он близко к сердцу принял проповедь приходского священника о высоте, чистоте девственного образа жизни и отказался вступать в брак, ушел из родительского дома, из родного поселка и обрек себя на странничество ради Христа. Терпел голод, холод, нищету, одно время жил в Великом Устюге при храме у священника по имени Иоанн, выучился непрестанной молитве, которая согревала его душу и тело, перебивался случайными заработками, переходил из города в город. Его видели в Сольвычегодске, в течение года он живет в городе Орлов, часто ночует прямо на паперти у местной церкви.
Вторая половина XVI века в России проходит под знаком освоения Западной Сибири. В этих краях безраздельно господствует могущественная семья Аникея Федоровича Строганова, великого промышленника, купца, организатора хозяйственной жизни и глубоко религиозного человека. Это основатель знаменитой династии Строгановых. На склоне лет он примет монашеский постриг с именем Иоасаф. А с его сыном, Яковом Аникеевичем Строгановым, Трофим, будущий преподобный Трифон, познакомится вот при каких замечательных обстоятельствах. Однажды зимой преподобный шел по высокому берегу реки Камы. Мимо проезжали (по всей видимости, навеселе, пьяные) люди Строгановых. Они решили пошутить над странником: схватили преподобного и сбросили его с высоты вниз к реке, в глубокие сугробы. Несчастного засыпало снегом.
Но шутники проявили милосердие, раскаялись, спустились вниз, вынесли оттуда святого, сняли с него сапоги, чтобы вытряхнуть набившийся снег. При этом сами сильно потерпели от мороза. И вдруг поразились тому, что путник, над которым они так зло пошутили, был веселый, нисколько не пострадал и вокруг себя распространял какую-то удивительную теплоту. Попросив прощения, они рассказали о происшествии своему господину Иакову Строганову, и тот повелел привести этого удивительного человека и попросил его молиться о своем единственном тяжко болящем тогда сыне, наследнике Максиме. Господь исцелил наследника Строганова по молитвам странника. В Преображенском Пыскорском монастыре на берегах Камы, в том самом, который самый первый из обителей построят и где примет постриг сам Аникей Строганов, Трофим принял монашество. Ему было дано имя Трифон. В монастыре Трифон сильно болел, готовился к смерти, но святитель Николай ему явился, исцелил его, укрепил на будущий великий подвиг.
Трифон покидает обитель, поселяется отшельником в местности, населенной языческими племенами (в частности, племя остяков там проживало), и здесь он проповедует Христову веру тем туземцам, которые ему встречались. Значимым событием, которое предопределило успех проповеди преподобного Трифона, стал дерзновенный поступок святого. Однажды помолившись, он спилил могучую, почитаемую всеми окрестными племенами язычников ель, у корней которой совершалось жертвоприношение. Ветви этой ели украшали золотые, серебряные изделия, шкуры животных, полотенца, шелковые ленты. Дерево было буквально усыпано этими подарками, и Трифон все это сжег вместе с поверженной елью. Язычники ждали, что их могущественное божество немедленно покарает Трифона. Дело в том, что раньше так происходило. Нетвердой веры христиане, которые посмеивались над наивным языческим суеверием, непременно терпели наказание, и язычники это хорошо знали и замечали, что с теми христианами случались несчастья. Но каково же было удивление язычников, когда Трифон остался живым, невредимым и веселым. «Великий Бог христианский» – так воскликнули вожди племен после совершившегося, по их мнению, чуда. Многие приняли крещение.
Искушения, опасности подстерегали святого Трифона на всем жизненном пути. До самой своей смерти он практически оставался странником. Некоторое время он проживает на землях семьи Строгановых. Но несчастный случай – пожар, случившийся по его человеческой неосторожности (конечно, не без Промысла Божия), вдруг настраивает против Трифона хозяев. Житие пишет: «Тогда Господь вложил в сердце преподобному основать монастырь на Вятской земле». И Трифон отправляется на Вятку. Там, где речка Засора (или Сорка, как ее называют) впадает в Вятку, располагались две деревянные церквушки, и именно это место святой Трифон избрал для строительства новой обители. В те годы Промыслом Божиим воеводой на Вятку был прислан благочестивый человек боярин Василий Овцын. Он подвигнул горожан жертвовать на строительство Успенского собора, и в марте 1580 года Трифон, который в Москве принял сан священника, становится архимандритом нового Успенского монастыря. Средства, льготы монастырю передают как царь Иоанн Васильевич Грозный, так и потом его сын Федор Иоаннович.
Обитель процветает, она привлекает и простолюдинов, и людей знатных, и тех, кто ищет славы и комфорта. Суровый иноческий устав, насажденный в монастыре преподобным Трифоном, многим из новых насельников обители приходится не по нраву. Среди монашествующих образуется, говоря современным языком, либеральная партия. Она находит поддержку среди влиятельных горожан Вятки. Эта партия избирает одного из учеников Трифона, монаха Иону (Мамина), и посылает его в Москву, использует свои связи и добивается посвящения в монастырь нового архимандрита, а святого Трифона изгоняют из основанного им монастыря.
Для преподобного вновь настает период странничества, скитаний. Мы видим его в Москве, в Сольвычегодске, на Соловках, в городках недалеко от Вятки. Но слава о подвижнике быстро распространяется среди народа, его повсюду встречают, приветствуют, святой Трифон путешествует с Владимирской иконой Пресвятой Богородицы. В молитвах перед этой иконой страждущий получает исцеление.
Уже тяжело больным на исходе лета 1612 года он в последний раз по реке Вятке приближается к стенам своей Успенской обители. Некоторое время проживает в Вятке в доме диакона Максима Мальцева, но не оставляет желания перейти под сень Царицы Небесной. И тогда-то и состоялось последнее знаменитое примирение святого учителя, странника и недостойного ученика, настоятеля архимандрита Ионы. Иона со всей братией монастыря выходит к преподобному, встречает его во вратах обители, падает к его ногам, просит прощения. «Отче святый, – говорит он, – я виновник твоих страданий. Жестоко оскорбил тебя, прости меня! Враг омрачил мое сердце гневом и ввел меня в грех». Трифон обращается к нему по слову евангельскому: «Чадо мое духовное, Иона, Господь да простит тебя, это дело врага нашего, дьявола».
Примирение состоялось, Трифон умирает в основанном им монастыре. После советского безбожного времени (начиная с 1989 года) монастырь возобновляется, возрождается его архитектурный облик. Успенский собор, построенный в камне в XVII веке и после революции разрушенный, ныне – кафедральный храм Вятской митрополии, древнейший каменный храм города. В нем под спудом почивают святые мощи его основателя – преподобного Трифона, архимандрита Вятского.
Записала Елена Чурина
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 3 мая. Великий Пяток. Воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы
Евангелие 3 мая 2024. Возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Читаем Апостол. 3 мая 2024
Этот день в истории. 3 мая
День ангела. 3 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!