Воскресные беседы. Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София

29 сентября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь епископа Каскеленского Геннадия.

Сегодня 30 сентября, день памяти мучениц-христианок, совсем юных отроковиц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии. Это древние римские мученицы, которые жили и пострадали во времена императора Адриана. Год окончания их земной жизни – 137-й. София, мать отроковиц, была благочестивой вдовой, она одна воспитывала дочерей, которых последовательно нарекла именами христианских добродетелей.

Младшей дочери Любови на момент казни было всего 9 лет, по нынешним временам это совершеннейший ребенок. Однако церковное предание говорит, что все три девочки, наставляемые матерью, мужественно перенесли пытки, не отреклись от исповедания Христа Богом и были подвергнуты казни через отсечение головы.

После этого случая имена Веры, Надежды, Любови, Софии стали чрезвычайно распространенными в христианском мире. Но когда одним из трех этих имен мы нарекаем новорожденную девочку, то имеем в виду, конечно же, не отвлеченные нравственные добродетели, а конкретные христианские качества души.

Если речь идет о Вере, то это вера в Иисуса Христа как в Бога Искупителя, Спасителя человечества. Если речь идет о Надежде, то это надежда на будущую вечную жизнь, которая стала возможной благодаря подвигу Иисуса Христа. Если о Любови, то это любовь к Богу, о той любви, которая дается через приобщение к пречистому Телу и Крови Господа Иисуса Христа в таинстве Святого Причастия.

Праздник Веры, Надежды и Любови – это еще и праздник православных жителей Семиречья, и памятный день для всех, кто хранит и ценит историю южной столицы Казахстана – города Алматы. Название «Алматы» (Яблочное) было дано поселению в предгорьях Алатау очень давно, но в середине XIX века здесь, в живописной долине, орошаемой семью реками, русским отрядом майора Перемышльского было основано укрепление Верное.

Сохранилось любопытное свидетельство казахского писателя Атбана Саркутова о тех временах. Я процитирую: «Первую зиму русским досталось тяжело, сена было мало, снег выпал большой, и лошади в отряде передохли. Мы не думали, что они зазимуют, и, боясь сартов (окрестного племени), хотели было их выпроводить. Помню, майор Перемышльский приехал с казаками в наш аул и начал требовать, чтобы мы доставили ему верблюдов. Опасаясь большой вражды, мы решили доставить назначенное число верблюдов, но горевали, что русские пришли нас грабить. Оказалось, что верблюды понадобились для перевозки муки и овса. И нам не только вернули потом всех верблюдов, но и заплатили за эту перевозку. Тогда мы поверили русским и стали помогать».

Укрепление Верный, как и другие построенные в Семиречье крепости, помогли водворить здесь мир и безопасность, оградить постоянно проживающее здесь население от набегов соседних враждебных племен, главным образом кокандцев. В Кокандском ханстве, имевшем укрепление на территории нынешней Киргизии, в те годы активно действовали агенты Англии, находившейся в состоянии войны с Россией, которые всячески старались натравить кокандцев на дружественные русским племена, проживавшие в Семиречье. Англичане снабжали Кокандское ханство оружием, а Семиречье тогда входило в состав Западно-Сибирского генерал-губернаторства, которым руководил Густав Христианович Гасфорд, немец, по происхождению прусак, совсем недавно принявший российское подданство.

Любопытно, что в 50-е годы, когда Густав Гасфорд обустраивал Семиречье, его сын, полковник Всеволод Гасфорд, оборонял Севастополь от англичан и итальянцев. Это его именем названа знаменитая гора под Севастополем (там в настоящее время проходит крупнейший в Европе фестиваль байкеров).

Итак, в день памяти христианских мучениц Веры, Надежды, Любови 17 сентября (по старому стилю) / 30 сентября (по новому стилю) 1854 года состоялось торжественное церковное освящение Заилийского укрепления Верный. В 8 часов утра был произведен развод гарнизона, благодарственный молебен, крестный ход обошел все постройки, священник окропил их святой водой и обратился к жителям со словами: «По имени Верного да будет и житие ваше». После состоялся обед, конные скачки байге, народные танцы, звучали казахские мелодии, был фейерверк.

Любопытно, что реку Или, наиболее полноводную в Семиречье, русские переселенцы воспринимали так, будто она была названа в честь пророка Божия Илии. На ее берегу возведут церковь святого Илии. В 60-х годах XX столетия эту местность c храмом затопят воды Капчагайского водохранилища.

Очень быстро в религиозном народном сознании небесный покровитель появился и у новообразованной крепости Верный, им стала святая мученица Вера. В память остальных небесных покровительниц Семиречья были названы и другие казачьи станицы, основанные переселенцами из Западной Сибири: Надеждинская (нынешний Иссык), Софийская (Талгар), Любавинская (Каскелен).

Существует мнение, что генерал Гасфорд способствовал появлению этих названий, так как был женат сначала на Любови Федоровне Львовой, а потом на ее племяннице Надежде Николаевне. Но как бы то ни было, в 1855 году из Западной Сибири в Верный стали прибывать первые крестьяне-переселенцы, и к месту постоянного служения приехал первый священник – клирик Томской епархии Евтихий Вышеславцев.

А в 1856 году в большой алматинской станице был выстроен молитвенный дом в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии. Это была небольшая одноэтажная прямоугольная деревянная постройка. В 1871 году на ее месте воздвигнут новый каменный храм в честь святых мучениц, через год он станет кафедральным собором новой Туркестанской епархии Русской Православной Церкви.

С первых лет своего существования город Верный (Алматы) отличался чрезвычайно пестрым этническим составом, глубокой терпимостью и взаимным согласием представителей разных религий и национальностей. Здесь никогда не было конфликтов на религиозной почве.

Это уже в XX столетии большевики будут разжигать классовую ненависть во всех без исключения народах и, между прочим, будут недоумевать, почему казахский этнос менее подвержен такому классовому разделению, чем русское крестьянство. Об этом есть свидетельство у писателя Дмитрия Фурманова.

В 1871 году один журналист напишет (процитирую): «Улицы города Верного по пестроте снующего по ним люда представляли собой оригинальное зрелище. Здесь скачет киргиз или калмык, там чинно идет, прикрываясь веером от солнца, китаец с длинной косой, тут выступает сарт или переваливается типично русский мужичок и поселенец малоросс. Бабы поселянки развозят по городу арбузы и дыни, калмыки верхом на быках продают дикую малину, набранную в соседних горах».

В 1867 году будет образована Семиреченская область в составе Туркестанского генерал-губернаторства, и первый ее руководитель Герасим Колпаковский сформирует специальный комитет по развитию города Верного под председательством подполковника Озерова. Именно Озеров предложит обширный план строительства новых городских кварталов большими, параллельными друг другу улицами, прямыми и широкими, четко ориентированными с востока на запад и с юга на север, а также бульварами и парками. Все это придаст Алматы неповторимое своеобразие, сохраняющееся и по сей день.

В 1907 году инженером Зенковым, сыном первого градоначальника Верного, будет воздвигнут красавец Вознесенский кафедральный собор, признанная жемчужина православной архитектуры Центральной Азии, чудо инженерной мысли. Собор, выдержавший разрушительное землетрясение 1911 года. А мученицы Вера, Надежда, Любовь на все времена стали покровительницами православного Семиречья.

Новое подтверждение этому факту мы получили в 2012 году, когда по благословению Святейшего Патриарха Кирилла Православной Церкви Казахстана в Москве было передано подворье в Марьиной роще. Этим подворьем стал московский храм в честь Веры, Надежды, Любови и Софии. Святые мученицы, молите Бога о нас.

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 05 мая: 06:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать