Уроки православия. Свящ. Андрей Никольский. Не судите и не будете судимы Урок 3

25 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Свт. Василий Великий говорит, что «Псалтирь» есть сокровищница добрых учений, и тщательно отыскивает то, что каждому человеку на пользу. Интересно, а может ли Псалтирь научить нас неосуждению? Вполне! И в начале урока мы обратимся к словам первого псалма: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых…». Мы порой невольно оказываемся в таких «собраниях», где все осуждают кого-то одного. Как же нам устоять в такой ситуации и не втянуться во всеобщее осуждение?

– Святитель Василий Великий говорит, что книга Псалтирь пророчествует о будущем, дает законы для жизни, предлагает правила для деятельности. Она есть, пишет святитель, общая сокровищница добрых учений и тщательно «отыскивает», что каждому на пользу. Интересно, а может ли Псалтирь научить нас неосуждению? Да, может! Немало полезного для размышлений мы можем почерпнуть, например, из псалма 100. В нем, по толкованию святителя Афанасия Великого, псалмопевец описывает человека, который достиг совершенства, который сам живет по заповедям Божиим и научает нас – как должно жить тому, кто желает обрести Царство Небесное. В этом псалме царь Давид говорит: «Дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне. Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать. Тайно клевещущего на ближнего своего – изгоню; гордого очами и надменного сердцем – не потерплю… Не будет жить в доме моем поступающий коварно; и говорящий ложь не останется пред глазами моими». Так, не говоря прямо о грехе осуждения, царь Давид указывает на те греховные проявления, за которыми неизбежно кроется презрение к ближним, превозношение над ними, а значит и осуждение. А вот другие слова – уже из 1-го псалма, которые также имеют отношение к теме сегодняшнего урока: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей…» Однако все мы порой невольно оказываемся в таких собраниях. А там на повестке дня может оказаться и осуждение какого-то человека… Как же нам тогда устоять и не втянуться во всеобщее осуждение?

Иерей Андрей Никольский, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе (г. Москва)

– В житии преподобного Силуана Афонского описан такой случай. Кто-то из монахов совершил какие-то неправильные действия, которые принесли ущерб монастырю (а старец Силуан был экономом этого монастыря), причем серьезный, потому что собралась старшая братия монастыря и стали разбираться с этим вопросом – обсуждать и этот поступок, и этого человека. И вот в житии описывается, что один из присутствующих на этом собрании монахов обратился к старцу Силуану с вопросом: «Что же ты сидишь и молчишь? Тебе что, наплевать на монастырь? Ведь этот человек сделал монастырю плохо». На что старец ответил: «А ты видел, чтобы я кого-нибудь когда-нибудь осуждал?» Эта фраза, может быть, и не совсем точная, но ясно показывающая нам: даже в такой ситуации преподобный Силуан не посчитал для себя необходимым осудить, а посчитал необходимым воздержаться от осуждения. Это разумно, потому что все вокруг и так осуждают, и так все ясно, чего же тут добавлять-то еще, зачем? Душу свою он спас и этим поступком тоже, без всякого сомнения. И коллектив, и отдельные люди могут делать всё, что им нравится, но мы должны брать пример не с коллектива и не с этих людей, а с Самого Иисуса Христа.

– Именно этим принципом руководствовался в своей жизни преподобный Силуан Афонский. И архимандрит Софроний (Сахаров), рассказавший об этой истории с неосуждением на страницах книги «Старец Силуан», сразу же после нее говорит о том, как сам старец нес ответственное послушание эконома и как он относился к своим рабочим – а их под его началом трудилось до двухсот человек! Как можно добиться эффективной работы от двухсот работников, если большинство из них – люди непростой судьбы и далеко не кроткого нрава. А старец управлялся с ними удивительно! Жаль, что его управленческие методы не могут использовать сегодняшние руководители всех уровней, поскольку для этого надо иметь определенное духовное устроение, такое, какое отец Силуан подвигом обретал долгие годы, трудясь над своей душой.

Так как же управлялся с работниками старец Силуан? А вот как: утром, обходя мастерские, он в общих чертах давал указания старшим мастерам, а после уходил в свою келью плакать о «народе Божием». Там он молился о каждом своем работнике, зная о его бедах, трудностях, недостатках, и его воздыхания к Богу были наполнены сочувствием и состраданием к этим людям! «В какой бедности и страданиях живет народ! – говорил блаженный старец. – Все они как овцы заброшенные! Никто не печется об их воспитании, обучении… Вот и научаются они всяким порокам, дичают, грубеют…» Так душа преподобного страдала за всех бедняков – страдала, несомненно, больше, чем они сами, так как он видел в их жизни еще и то, чего они в себе не замечали…

Причем интересно вот что. Отец Силуан молился о «народе Божием» тайно, а его рабочие это чувствовали и любили старца. Он никогда не стоял у них над душой во время работы, не подгонял их, но они, обласканные его молитвой, работали веселее и энергичнее, чем у других экономов. Те – другие экономы – больше «наблюдали обительские интересы», но ведь известно, что когда приходит забота об «интересах», то человек за ними не видится. Старец же Силуан видел подлинный интерес обители в том, чтобы соблюдались заповеди Христовы…

Старец Силуан говорил: «Душа, которая любит осуждать людей, или непослушлива, или невоздержна, или оставила покаяние. Такая душа не может избавиться от бесовских козней и освободиться от плохих помыслов. Но если душа плачет о грехах и любит брата, то Господь дает ей слезы за весь мир».

Но перед нами, мирянами, никто не ставит духовных задач такого масштаба. Не нам, при наших немощах, молиться за весь мир и оправдывать любые злодеяния далеких от нас людей. Как говорится, «всяк сверчок знай свой шесток»! Потому нам так важно иметь трезвый взгляд на себя, свои возможности и на окружающих нас людей и события, чтобы заповедь «Не суди…» выполнять правильно – во спасение.

– События не совсем по-христиански правильные, провоцирующие нас на грех, бывают, конечно, разных масштабов, и одно дело не осудить соседку, которая не поздоровалась с тобой сегодня утром, а другое дело не осудить, скажем, гестапо или фашистскую Германию, напавшую на нашу страну, от которой пострадала почти каждая наша семья и вся страна в целом страдает до сих пор. Но тут лучше вспомнить слова Спасителя: «Верный в мале, и во мнозе верен есть». То есть давайте научимся не осуждать хотя бы в тех случаях, когда это прямо нас не касается, когда размер досаждения нам минимален или вообще отсутствует. Давайте хотя бы тогда, когда не затрагивается то, что мы перенести не можем (допустим, когда не затрагивают нашего самолюбия или, скажем, наш кошелек), в каких-то простых для нас случаях постараемся избежать осуждения. А потом от простого можно будет переходить к более сложному. Давайте пока оставим в стороне вопросы, с которыми не можем совладать (как те же вопросы в отношении гестапо и тому подобные). Обычно такие вопросы не требуют срочного разрешения и ставятся перед нами отнюдь не Богом. Они ставятся людьми, далекими от Церкви, именно для того, чтобы выбить из-под наших ног христианскую почву, уязвить нашу Церковь, показать нам неправильность христианской жизни и невозможность жить по-христиански. Соответственно изначально ложна сама постановка вопроса. От нас не требуются какие-то глобальные оценки, и если рядом с нами действительно случится что-то из ряда вон выходящее и мы не сдержимся и осудим, то Господь, знающий все, что с нами происходит, думаю, простит нас. Но если мы будем осуждать, что называется, «по мелочам», то это-то как можно простить? Ведь, казалось бы, это не требует от нас особого напряжения: «верный в мале» приобретет от Господа – за эту «верность в мале» – благодать быть верным и в великих делах!

– Известно, что у каждой страсти есть своя противоположная добродетель. Так, чревоугодию противоположно воздержание, сребролюбию – нестяжание, гневу – кротость и так далее. А можно ли грехам противопоставлять какие-то конкретные благочестивые дела и поступки, и если да, то что является противоположностью греха осуждения?

– С точки зрения современного правосудия противоположностью осуждения является оправдание. Оправдание в качестве средства борьбы с осуждением – действительно вещь полезная. Старец Сампсон написал как-то в письме одному из своих духовных чад: «Тебе Господь для чего ум дал? Высшую математику, что ли, изучать? Ум есть – вот и придумай ему оправдание». Нам очень нужно и полезно, чтобы наше сердце не оставалось в состоянии осуждения. Оправдание нужно тогда, когда мы уже осудили и надо поправить эту ситуацию. Тогда да, я согласен, лучше выдумать совершенно фантастическое оправдание, чем оставить на сердце осуждение. А добродетелью, противоположной осуждению, можно назвать смирение, а можно и то, что мы уже называли, – любящее сердце, которое не будет осуждать. Это связано с тем, что осуждение действительно гнездится очень глубоко.

– Подтвердить эти слова можно такой притчей. Стояли у дороги два человека и беседовали. Шел мимо них по дороге пьяница и подумал: «По всему видно, что эти люди обсуждают, в какую бы пивную им отправиться, чтобы хлебнуть после трудного дня кружку-другую пива». И, забыв о том, куда он шел, пьяница отправился в кабак. Проходил мимо беседовавших развратник. Взглянул он на них и сказал себе: «Прямые люди! Никого не стесняясь, стоят и в открытую решают, в какой публичный дом им отправиться сегодня вечером». Взыграла тут в блуднике похоть, и он, забыв свои дела, отправился в притон. А после шел мимо беседующих праведник и, увидев их, подумал про себя: «Вот добрые люди! Оставили суету, нашли время и ведут добрую беседу о спасении. Я же, грешный, уже три дня не выберу часа, чтобы навестить заболевшего соседа». И, отложив все свои заботы, праведник пошел поддержать добрым словом больного. Так всегда бывает в мире: праведный повсюду видит добро, а рабу порока весь мир является соблазном ко греху.

– Мы свободны в описании фактов и в понимании причин, движущих другим человеком. Мы можем приписать ему все, что захотим, но приписываем, как правило, свои мотивы и, соответственно, свои страсти. Это – из-за некоего сродства, то есть то, что нам близко, то мы и видим в других людях.

– Да! Те наши мысли о человеке, за которыми следует осуждение, нас и обличают! Они многое могут рассказать о нас самих – о том, чем мы уже болеем или чем можем заболеть, если не прекратим осуждать других. Святые отцы прямо указывают на такое развитие греха и его последствия. «За какие грехи телесные или душевные осудим ближнего, в те же впадаем и сами. И иначе не бывает», – учит преподобный Иоанн Лествичник. А святой Антоний Великий предупреждает: «Если увидишь, что брат впал в грех, не соблазнись на него, не презирай и не осуждай его, иначе сам впадешь в руки врагов твоих». И это – тоже слова опыта! Они подобны той краткой и точной формуле, которая появляется в самом конце доказательства сложной теоремы… Но чтобы такая формула появилась, прежде надо много потрудиться. И нам, ученикам, которые только-только осваивают азы веры, для понимания глубины проблемы порой не хватает одних лишь красивых и лаконичных формул в виде святоотеческих цитат, что вполне объяснимо. Отцы, прежде чем сформулировать некое правило духовной жизни, долгое время наблюдали за собой, за окружающими, молились Богу, и Он помогал им увидеть и глубину, и причину духовной проблемы, и пути выхода из нее. Иногда – через какие-то яркие образы или обстоятельства. Наглядные пособия на уроках всегда нужны, поскольку благодаря им ученики могут получить точное представление о содержании предмета. Интересно, а есть ли такое пособие, в котором можно было бы легко увидеть грех осуждения? Например, есть ли некий узнаваемый персонаж?

– Мы можем заняться изучением отрицательных примеров, но мне кажется, это очень неполезно. Посмотрите каждый на себя – и ужаснитесь! Мы не хотим общаться с теми людьми, которые нам неприятны, и если заставляем себя общаться с ними (хотя бы для изучения отрицательного примера), то становимся на опасный путь, ведь с кем поведешься, от того и наберешься. Мы не заметим, как переймем что-то ненужное и неполезное. Зачем?

– Но показывает же Господь в Евангелии фарисея! Чем не отрицательный персонаж и не образчик осуждения?

– Я думаю, этот случай не только для осуждения; это не просто отрицательный пример, ведь там же показано и другое: ты можешь выполнять все заповеди буквально, но быть далеким от Бога, и в этом плане это пример положительный. То, что фарисей поставил себя выше мытаря, – да, это отрицательный пример, но как бы не абсолютно отрицательный. Да, поступать так не надо, но заповеди-то выполнять надо. Вот и фарисей: заповеди выполнял, а к мытарю относился неправильно. Господь показал нам, что здесь присутствует формальное выполнение заповеди, не христианское. А христианское – на самом деле это даже не выполнение заповедей, это сама жизнь – устроение своего сердца в соответствии с заповедями так, что человек живет и просто не может смотреть на мытаря сверху вниз.

– И потому будем помнить, что хотя само слово «фарисейство» означает религиозное лицемерие, личину праведности и набожности и состояние честолюбивого самодовольства, оно еще при этом всегда соединено и с внутренним превозношением над ближними и придирчивым судом над их действительными и кажущимися недостатками…

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Фарисейство не только делает бесплодными для человека добрые дела его, но направляет их во зло души его, к его осуждению перед Богом. Для чувства покаяния фарисей недоступен. И даже явный грешник, впавший в смертные грехи, оказывается способнее к покаянию, чем тот мнимый праведник, который по наружному поведению безукоризнен, но втайне души своей удовлетворен собою».

– Осуждение – это наше отношение к миру. Исправляется оно всей христианской жизнью. При этом нам помогает борьба с бытовыми, мелкими, совершенно несущественными осуждениями, которыми полна наша жизнь. Нам помогает внимание к себе, когда мы замечаем, что не осудили. Но замечаем не для того, чтобы порадоваться: вот какие мы хорошие, смогли не осудить, – а для того, чтобы использовать этот навык в дальнейшем. И в этом плане нам нужно быть внимательными к своим грехам, которые мы за собой знаем и которые для нас действительно тяжелы, потому что человек не будет осуждать другого за тот грех, которому сам подвержен. Потому что иначе ему пришлось бы осудить и себя, а самолюбие наше не дает нам этого сделать: мы не осуждаем людей, грешащих нашими грехами. Это тоже нужно и можно использовать во спасение, потому что и в этом мы научаемся не осуждать.

 

Автор и ведущая: Ольга Баталова
Расшифровка: Наталья Коваль

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать