Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Именно эти вопросы задавал наш гость и на «Уроках православия», посвященных проблемам современной семьи. Однажды, встретившись за границей с категорическим неприятием вроде бы православного человека того, как в России понимаются любовь, брак, свобода отношений, Василий Давыдович решил добраться до причин такого неприятия и пригласил всех нас в увлекательное исследование первых глав книги Бытия, чтобы еще раз всмотреться в трагедию грехопадения и за ней постараться увидеть то, как сегодняшние мужчины и женщины вновь и вновь повторяют ошибки первых людей.
Особое внимание наш собеседник уделил женщинам, потому что заблуждения и просчеты современных Ев также имеют плачевные и далеко идущие последствия. Обманутая лукавым змием однажды, женщина продолжает обманываться и поныне, но сегодня вкушать соблазны ей предлагается уже повсюду…
– Живешь в большом городе, и здесь рекламы больше, чем в других городах нашего Отечества. Я всегда внимательно читаю то, что пишется. Реклама, как известно, – это всегда картинка и слово. Может быть слово без картинки, но картинка без слова почти не встречается. Ведь от рекламы не спрячешься. Ты можешь выключить телевизор, не листать журналы (сегодня реклама печатается не только в глянцевых журналах), но ты же не можешь не ездить или не ходить по улице. И тебя окружают огромные рекламные площади.
Обратите внимание на образ женщины, изображенной на этой рекламе. Это тоже очень тревожный симптом: эти женщины часто очень агрессивны и их взгляд совсем не умилительный. Я уже не говорю о различной анимации, которая все чаще приходит в наше Отечество, и ее смотрят молодые люди – японская анимация, где девчонки и молодые женщины выступают в образе таких воительниц, с оружием вступающих в какие-то поединки, схватки. Прищур глаз и тембр голоса, срывающиеся на мужские. Я не готов и никогда не буду готов обсуждать какие-то вещи в поведении женщин, не моя это функция, я отвечаю за тех, кто мой дом, моя семья. Но обратите внимание на такую деталь, как ногти у этих женщин. Опрятный маникюр – это, наверное, тоже признак какой-то культуры. Приятно, когда тебе протягивают чистую, опрятную руку. Но сегодня маникюр – это уже страшные когти какого-то животного, причем мне кажется, что не у каждого животного они такие (вот у нашей кошки были не такие). Кого это напоминает? А если они еще выкрашены в алый цвет, то вообще ощущение, что человек разодрал кого-то и они испачканы кровью. Если кто-то считает, что это красиво, ну что ж... Если кто-то скажет мне в ответ, что о вкусах не спорят, то я готов поспорить: спорят, еще как спорят.
Настораживает, что женщина все чаще и чаще хочет занять место мужчины, все чаще сетуя при этом на мужчин. А ведь нам давно пора понять, что мы не равны в том значении, которое сегодня вбивает в головы людей либеральное общество, феминистки и прочее. Потому как равенство, конечно, существует, но только в одном. Это то равенство, которое существует между всеми людьми, а не только между мужчиной и женщиной – потому что мы все когда-то умрем, мы все равны перед Богом. Перед Богом – да. А во всем остальном никогда не соглашусь, что мы равны.
У нас совершенно разные миссии в этой жизни, совершенно разное место в этой жизни – это правда. Никто не выше и не ниже. Когда святые отцы говорят, что семья потому малая Церковь, что мужчине отведено место настоятеля, женщине – место диакона, а дети – это народ Божий, который находится в храме, то какое это замечательное сравнение! Давайте посмотрим в храме, как это замечательно – настоятель и диакон. Священник совершает таинство, диакон помогает ему в этом, но не заменяет его ни в коем случае, упаси Господи. Я очень люблю те службы, где служит и диакон, потому что он удивительным образом украшает службу, как и женщина призвана украшать – та самая «погода в доме», о которой поется в песне.
Мы все-таки разные, причем наша разность настолько онтологична, заложена в самой природе. Скажем, мужчина водит машину. Я очень много времени провожу за рулем и очень нервно реагирую, когда меня отвлекают. Другое дело, что, когда я еду, ставлю молитву и сам тихонечко молюсь или слушаю радиостанцию «Вера». Но отвлекаться на что-то постороннее я не могу и, когда чем-то занят, не люблю, чтобы меня отвлекали. Вот когда закончил дело, тут я готов смеяться, шутить и так далее. И про меня даже иногда говорят: как будто два разных человека. Порой я вижу, как женщина водит машину. У меня есть давний приятель, полковник ГАИ, и он мне как-то рассказывал: «Едет навстречу машина, за рулем женщина, в одной руке она держит телефон, в другой у нее маленькая собачка, при этом она умудряется подводить глаза. И я думаю только об одном: а чем она руль держит?»
Мне всегда интересно: женщина так много успевает. Действительно, женщина может одновременно готовить обед, разговаривать по телефону, присматривать за детьми. Мужчина так не может. Оказалось, что это кроется в нашей природе, потому что изначально мужчина – это охотник, как говорится, добывал мамонта. Когда ты идешь на охоту – а мне в юности приходилось охотиться, – там детям, конечно, не место. И на охоте ничто не должно отвлекать, потому что малейшее отвлечение может привести к какому-нибудь печальному событию.
Чем занималась женщина в начальный период истории человечества? Собирала коренья, грибы, ягоды, плоды. Это мы изучали на уроках истории. И, конечно, дети здесь не мешают, можно спокойно собирать ягоды и грибы. И женщина привыкла к тому, что дети – это ее попечение, и сама природа приспособила ее к тому, что она может выполнять несколько видов деятельности одновременно, при этом приглядывать за детьми и левой рукой писать диссертацию. Да-да, это все про наших женщин, так оно и есть.
Мужчина устроен несколько по-другому. И когда мы понимаем наше глубинное, онтологическое различие, во-первых, язык не повернется говорить, что мы равны. Но, может быть, главное – научиться через это быть снисходительными друг к другу, просто понимая, что у нас несколько иная природа и у каждого есть свои особенности. Когда начинается уравниловка, которую так любили большевики и стремились нас к этому приучить (слава Богу, не получилось), это приводит только к печальным последствиям.
Не могу не отметить, что в женщине заключена какая-то удивительная сила, удивительная энергия. Весь вопрос, куда она направлена.
Те, кто давно смотрят цикл передач со мной, знают, что я часто ссылаюсь на свою бабушку, и не только потому, что она меня воспитала, а потому, как она была самым интересным человеком в моей жизни. Удивительно мудрая, прожившая очень непростую, трагичную жизнь, но не растерявшую того света, который всегда был внутри нее и который до сих пор меня греет. Когда речь заходила о роли женщины, о ее удивительной миссии, она любила повторять восточную поговорку, которую попытаюсь перевести.
На Востоке есть понятие «фэляй» – это такая сила, равнозначная судьбе, как некий рок. Очень сложно порой переводить, но это некая сила, управляющая миром, – фэляй. И бабушка любила повторять, что дом, который способна возвести, созиждить, как бы мы сказали по-церковному, женщина, не способен разрушить даже фэляй, то есть эта сила, управляющая миром. И в то же время дом, который способна порушить женщина, не смог бы порушить и злой рок. Люди всегда знали эту мудрость веков. И когда сегодня смотришь на рекламу, телевидение, где культивируется образ такой женщины… Милостью Божьей есть иные телеканалы, их еще мало, но они есть. Сейчас же мы говорим о массовой культуре, где насаждается этот агрессивный образ женщины. Это не может не настораживать.
Мы начали наш разговор с истоков – райской истории, когда женщина, которая еще не была готова и должна была до поры до времени общаться только со своим мужем, вступает в диалог со змием, и это так печально оканчивается. Пусть это станет для нас уроком, чтобы мы, и та, и другая половина, научились по-другому – правильно – вести себя.
С годами понимаешь всю важность сохранения в себе своего пола, так, как он задуман Богом, своей идентичности. Как важно мужчине оставаться мужчиной, как важно женщине оставаться женщиной в правильном понимании – так, как нас задумал Господь.
В самом начале я обещал поделиться с вами интересным наблюдением. Фразу из Священного Писания о том, что двое будут одна плоть, я очень долго воспринимал как очень красивую, поэтическую фразу (и это действительно высочайшая поэзия, в одной из передач я подробно говорил об этом и не буду сейчас повторять). Однажды жизнь столкнула меня с человеком, который на примере своей жизни сказал, что это не просто красивые слова, а констатация факта. Причем он врач, и сказал, что действительно двое становятся одна плоть. К тому моменту, как мы беседовали, его браку было чуть больше тридцати лет. И он сказал: «Теперь я наконец точно знаю, что у нас женой любовь» – и рассказал мне свою историю.
Почему я сейчас ее вспомнил? Дело в том, что с годами появляются болезни. Дело в том, что у моей супруги они появлялись чуть раньше, чем у меня, болезни непростые, и в какой-то момент мне стало стыдно и больно – я говорю совершенно откровенно – от того, что она чем-то болеет и в силу этого вынуждена в чем-то себе отказывать (тот же диабет, скажем), а я нет. Надо переходить на детский язык, потому что по-другому я не смогу это выразить. У детей есть такое понятие – нечестно. Получалось как-то нечестно: мы проживаем нашу жизнь вместе, пьем эту чашу и в радости, и в горе. Когда мы венчались, я на всю жизнь запомнил момент – есть вещи, которые никогда ничем не стираются, какие бы проблемы с памятью ни возникали с годами, – когда мы пили эту чашу, мы поочередно делали первый глоток, и второй, и третий... Это великий символ – что надо пить все, что тебе преподнесет жизнь, каждый должен сделать свой глоток – и надо вместе выпить эту чашу. И с годами я понял, что если бы в этой чаше была заключена святая вода, это было бы тоже очень красиво, это высокий символ. Но там именно вино, ведь оно само таинственно, потому как в нем мы всегда чувствуем и сладость, и горечь, и разъять их нельзя: они так перемешаны, как все в нашей жизни, где в течение одного дня ты и радуешься, и печалишься. Вино, наверное, еще и потому, что как нельзя разъять эти радости и горести жизни, так и в этом вине. И так и надо, за все благодаря жизнь, пить все это вместе. И мне было больно от того, что жена уже чего-то лишена, а я еще почему-то нет. И какая же у меня была даже радость – поверьте, говорю сейчас как на духу, – когда у меня случайно (просто поверяли прибор) обнаружили диабет. И буквально в тот же вечер мы были приглашены в гости, на нас смотрели сочувственно, говорили соответствующие слова, а я сидел и весь вечер говорил: «Ну что вы, я так благодарен Богу». Наверное, я странно выглядел, а у меня возникло такое облегчение, что теперь у нас с женой все как-то более честно. Потом у меня возникло еще одно заболевание, которое уже было у моей жены, еще одна немощь. И с каждым моментом мне все радостнее и радостнее.
В конечном счете, разве дело в том, сколько ты прожил? Когда-то давно понял, что Богу, наверное, не так важна протяженность жизни, которую мы проживаем. Ему гораздо важнее качество нашей души. И семья, наверное, может случиться, только когда есть это понимание – когда ты радуешься и радостям, и болячкам, и каким-то скорбям, не разделяя их, и когда пытаешься пить эту чашу вместе.
Наша с вами беседа, дорогие телезрители, подошла к концу. Мне было радостно с вами встретиться. Не знаю, насколько я сумел передать свои мысли и чувства, но я говорил как мог, говорил честно. Хочу, чтобы в конце вы улыбнулись. В этом году исполняется 33 года нашему браку с супругой. Она напомнила мне об этом. Знаете, как женщины привержены датам и цифрам: они как-то удивительно, немножко по-другому, живут. Мы ехали, и она мне сказала:
– Ты помнишь, что в этом году нам тридцать лет и три года?
Я сказал:
– Да, – соврал ей.
Она тогда спросила:
– А что ты собираешься мне подарить? Ты уже придумал?
Честное слово, мне даже не надо было раздумывать, я ответил:
– Корыто, – вспомнив известную сказку Пушкина. И она сказала:
– Как тебе не стыдно.
– Почему мне должно быть стыдно? В той сказке было разбитое корыто, а я вот обещаю подарить новое.
Теперь вот надо искать. Не знаю, где мне удастся его найти. Во всяком случае, дал слово – держись. Или, как любила говорить моя бабушка: «Пока ты не сказал слово, ты его хозяин. Как только ты его произнес, ты его раб».
Я с вами прощаюсь, спасибо, что были вместе с нами. Оставайтесь с Богом.
Ведущая Ольга Валентиновна Баталова
Записала Ксения Сосновская
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!