У книжной полки. Благодарю Бога моего. Воспоминания Веры Тимофеевны и Натальи Александровны Верховцевых

6 августа 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

«На исходе жизни моей, Творцом мне дайной, сердце не в силах утаить тех великих чудес и милостей, проявленных Господом к нашей семье по глубокой вере матери, по неустанной ее за нас молитве и пламенной ее любви к Господу и данным ей детям. Не хватает слов, чтобы выразить ту беспредельную благодарность сердца Богу моему, за дарованную в лице матери моей, Веры Тимофеевны, родительницу и воспитательницу». Эти строки, написанные 6 сентября 1956 года, открывают повествование рукописи, которую по праву можно назвать семейным духовным дневником. В настоящее время эта рукопись вышла в свет в издательстве Правило веры под названием «Благодарю Бога моего».

***

Рукопись, ставшая основой этой книги, содержит воспоминания Натальи Александровны Верховцевой о матери Вере Тимофеевне и о насельниках Троице-Сергиевой Лавры, а также дневник, который вела Вера Тимофеевна с 1909 по 1920 год и ее воспоминания об отце Иоанне Кронштадтском. Три тетради, написанные рукой Натальи Александровны (воспоминания матери она заботливо переписала) - неоценимые свидетельства духовной жизни семьи как малой церкви, созидаемой молитвой матери. Именно поэтому эти драгоценные страницы можно назвать семейным духовным дневником.

Вкратце о Вере Тимофеевне Верховцевой издатели рассказывают следующее. Родилась она в 1862 году. С раннего детства, оставшись круглой сиротой, по ее словам, познала цену дружбы людей, их любви; слишком рано во всех и во всем изверилась. Она занимала достаточно высокое положение в обществе: большие средства, почет, уважение, вечные праздники и удовольствия. Все это, казалось бы, способствовало тому, чтобы назвать себя счастливой, а между тем червь неудовлетворенности и безвыходной тоски разъедал молодую душу. Менялись ее увлечения: музыка, искусство, наука, литература. Но каждый раз Вера Тимофеевна понимала, что это «лишь украшения жизни», а душа жаждала смысла ее и цели. В конце концов, даже самое святое, дорогое - ее дети - утратили значение и интерес.

Впоследствии она напишет: «Без Бога в сердце человек жить не может, он может лишь временно прозябать на земле. Бог - солнце души. И как тело, удаленное от влияния солнечных лучей, увядает, теряет гибкость, красоту и даже гноится, так и душа вдали от Бога, духовного своего солнца, гибнет. Физический закон мы знаем, нас научили понимать, что на земле без солнца жизнь должна прекратиться; законами духа мало кто интересуется, а то знали бы, что с утратой духовного солнца человек или умирает, или приобретает звериный образ». И когда доктора определили диагноз: черную меланхолию, а профессор Корсаков решительно предсказал паралич или нервное помешательство, Вера Верховцева вспомнила о Боге. К большому счастью, мать ее была глубоко верующей женщиной, и обрывки ее наставлений, ее примера мелькали иногда в воспоминаниях.

В 1899 году произошла встреча Веры Тимофеевны со святым праведным отцом Иоанном Кронштадтским. С тех пор началось ее духовное возрождение. Тонкая, благородная душа раскрылась вере, почувствовала главное и беспощадно осудила себя. «Тяжел путь возрождения, прошедшие его знают, что весь он залит слезами покаяния, кровью сердечной молитвы. Но только один он может вывести душу из рабства греху, внутреннего бессилия - к свободе и свету. Блаженны, стократ блаженны те, кто с начала жизни идут путем Заповедей Божиих, их души не коснется подобная мука», - напишет она в 1916 году.

В дневниках Веры Тимофеевны и Натальи Александровны отражена духовная сторона событий их драматической жизни. Особенно ценны сегодня рассуждения Веры Тимофеевны и свидетельства дочери о ней, явившей подлинно христианское отношение к скорбям и смерти. Лишившись состояния и в 1900 году оставшись вдовой, Вера Верховцева из своих пяти детей потеряла троих, умерших в расцвете лет. Но горячая вера в Промысел Божий помогала ей в несении материнских скорбей. В 1905 году погиб сын Анатолий 19-ти лет. Старшему сыну Веры Тимофеевны Всеволоду суждено было испытать влияние «передовых» идей, враждебных вере и Церкви. Его блуждания «на стране далече» были тяжким испытанием для матери. Но не были напрасны ее молитвы. Всеволод обрел Бога и умер послушником в 35 лет. В своей материнской скорби Вера Тимофеевна благодарила Бога за то, что «Господь даровал ей увидеть при жизни час его спасения».

Тяжелые страдания уготованы были старшей дочери Надежде. В ее самоотверженном служении неизлечимо больному сыну и родителям мужа Вера Тимофеевна видела лучшую защиту ее души от легкомысленной пустоты светской жизни. Мать горячо молилась вместе с отцом Иоанном Кронштадтским о спасении души дочери и видела в ее предсмертных страданиях, которые та смиренно и кротко переносила, «очищение и убеление риз». Свое же спасение мать видела в духовном состоянии детей. «Я утешаюсь не тем, - пишет она в дневнике, - что дети мои знатны или проставлены, или богаты, или красивы, или счастливы. Нет! Я утешаюсь тем, что все они знают и любят Бога и чтут Его Имя. Этим я утешаюсь, этим, быть может, оправдаюсь пред Лицом Господа на Его Суде».

Кроме семейного дневника, эта книга содержит воспоминания Верховцевых о целом сонме святых людей, которых посылал им Господь на их жизненном пути в годину испытаний. Это святой праведный Иоанн Кронштадтский, святитель Макарий - апостол Алтая, преподобные Алексий и Кронид, Троицкая братия. Двенадцать лет жизни в Сергиевом Посаде под покровом преподобного Сергия были наполнены лишениями и жертвами, но, в то же время, эти годы были насыщены такой верой, таким упованием, что ощущалась реальная помощь преподобного Сергия, «объединявшего чад своих в единую любовь неустанным о них попечением». Авторы данных дневников сохранили для нас «мгновения благодатного общения с Небом через святыню и святых, благословенно данного нам на укрепление и утешение», и учат нас прибегать к ним «как к живой и действенной силе».

Последняя часть книги «Благодарю Бога моего» посвящена воспоминаниям о праведном Иоанне Кронштадтском. Он бывал в доме Верховцевых и молитвенно помогал в тяжелых обстоятельствах. Праведный Иоанн скорбел о том, что семья в России перестает быть Церковью. Он говорил, что ребенок должен «вырастать в атмосфере, проникнутой верой в Бога и любви к Нему, чтобы он видел с самого начала, что вся жизнь его семьи в ее отношении к миру и людям зиждется на этих началах». В наше время, когда почти утрачено понятие семьи как Церкви, нам представляется полезным прочитать эти бережно сохраненные страницы, которые приглашают поразмышлять, заставляют волноваться и скорбеть, возбуждают желание молиться. И учат нас благодарить Бога за все, в ниспосылаемых обстоятельствах.

***

На страницах этой книги воспроизводятся акварели художника Евгения Константиновича Чивикова, запечатлевшего монастыри древних русских городов и поэтические уголки нашей столицы. На них чудом сохранилась старая православная Москва, Москва златоглавая, где золото куполов храмов и часовен сияло, как пламя свечей, которые возжигали наши благочестивые предки, вознося молитвы к престолу Божию. Таким образом, дневники и созвучные им акварели помогают увидеть, что в нашем бурном «житейском море» есть святые острова, где другая жизнь: с радостью о Господе, с внутренней тишиной, обретенной в глубоком доверии к Промыслу Божию.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать