У книжной полки. Журнал Московской Патриархии за 1948 год. Репринт

22 августа 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Наиболее значимыми событиями в истории Церкви, конечно, всегда были Вселенские Соборы, на которых утверждались и закреплялись догматы веры или, другими словами, вероучительные истины.  Происходило это всегда, когда единству Церкви угрожали различные ереси и лжеучения. И чтобы уберечь Стадо Христово от пагубного их влияния, созывались Соборы, утверждая истинное исповедание веры, сохраняя его в чистоте и непорочности. Подобное событие произошло и  у нас в Москве, в 1948 году, которое было приурочено к торжествам по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. И сегодня в нашей программе мы представляем специальный выпуск Журнала Московской Патриархии, посвященный этому знаковому событию.

***

Итак, с 8 по 19 июля 1948 года в Москве в рамках Церковных Юбилейных торжеств, посвященных 500-летию автокефалии Русской Православной Церкви состоялось Совещание глав автокефальных Православных Церквей. На него прибыли Предстоятели и представители 10 Поместных Церквей, т.е. на нем была представлена большая часть всего Вселенского Православия. И, как и прежде, перед ними стояла задача высказать Православную позицию в отношении тех непростых вопросов, которые ставила перед ними историческая действительность, что и было сделано и закреплено в резолюциях Совещания.

Итак, рассмотрим те вопросы, которые стояли на повестке дня Совещания 1948 года … «Какие же это вопросы, до сего времени не так остро требовавшие разрешения, а теперь вставшие пред лицом Православной Церкви во всей своей значительности и остроте? - говорится в речи Святейшего Патриарха Алексия, - Первое. Все мы, каждый в пределах своей поместной Церкви, чувствуем проявление особой активности со стороны Ватикана. Путем политических интриг и исключительно мирскими средствами римское папство старается повсюду разложить православное единство. Вместо мирной и кроткой, в духе Христовом, церковной проповеди, папство развивает чрез свои многочисленные разветвления пропаганду, прибе­гая при этом к созданию преднамеренно ложного или соблазнитель­ного осведомления о положении Православных Церквей. Помимо такой недуховной и нецерковной деятельности имеет место насильственное отторжение от Православия православного населения».

В итоговой резолюции по данному вопросу мы, в частности, читаем следующее: «Совещание Предстоятелей и Представителей Православных авто­кефальных Церквей определяет, что Римская курия во главе с епископом г. Рима на протяжении ряда веков …под влиянием чисто человеческих мотивов, извратила истинное евангельское учение, полученное от Господа через святых апостолов. Презрев категорическое повеление Отцов VI Вселенского Собора, — «храните неприкосновенную нововведениям веру, преданную нам от самовидцев и служителей Слова, богоизбран­ных апостолов», римские епископы нарушили чистоту учения древневсе­ленского Православия новоявленными догматами: о «Filioque», непороч­ном зачатии Божией Матери и, в особенности, совершенно антихри­стианским учением о главенстве в Церкви папы и его непогреши­мости».

«Вся история папства вопиет перед правосудием Божиим за извращение папистами новозаветного учения о Церкви Хри­стовой, – говорится далее в резолюции. – Из мистического тела Христова, из «столпа и утверждения истины», «Церковь Бога Живаго» (1 Тим. 3, 15) превращена папистами в земную политическую организацию. В течение многих веков и до наших дней папизм кровавыми войнами и всякого рода насилиями стремился обращать православных в католичество или прямо, или че­рез унию».

Среди документов принятых на Совещании Глав Поместных Церквей сохранилось еще ОБРАЩЕНИЕ К ХРИСТИАНАМ ВСЕГО МИРА, принятое 17 июля 1948 г. Зачитаем лишь 2 фрагмента из этого документа: «На нас, служителей Право­славной Церкви, производит жуткое впечатление тот факт, что поджи­гателями новой войны являются чада христианского — католического и протестантского — мира. Мы глубоко скорбим, что вместо голоса мира и христианской любви из крепости католицизма — Ватикана… мы слышим благословения новой войне и хвалебные гимны атомным бомбам». (…)

«О, как было бы радостно и спасительно, для всего человеческого рода, - говорится в другом месте этого документа, - если бы папский Рим… заплакал бы голосом пришед­шего в себя блудного сына, вернулся бы в Отчий дом и познал бы, что дух христианской веры и истинной Церкви Христовой отвергает иска­ния первенства и власти, и что истинное христианство имеет дух сми­рения, послушания и жертвенности». Таким образом, документы Совещания, выражая сожаление и надежду на перемены к лучшему констатируют, какова суть деятельности римо-католической церкви и указывают на ошибочность ее учения и догматов.

Догматы являются как бы границами, за пределы которых выходить не допускается, их можно еще сравнить с буйками на море, заплывать за которые опасно для жизни. Так же точно опасно нарушать догматическое учение Церкви, и поэтому святые отцы VI Вселенского Собора про­видя огромный вред для Церкви от догматических нововведений, «Совершенно решили ниже прибавляти что-либо, ниже убавляти» в от­ношении тех святых догматов, какие установлены Вселенскими Соборами. А в «Послании Патриархов Восточной Кафолической Церкви о православ­ной вере» 1723 года говорится: «Наши догматы и учение Восточной Церкви еще издавна исследованы, правильно и бла­гочестиво определены и утверждены Святыми и Вселенскими Соборами: прибавляти к ним или отнимати от них что-либо не позволительно».

На Совещании глав Поместных Церквей был также рассмотрен вопрос об отношении к экуменическому движению. Во всех трех докладах, прозвучавших на эту тему, была одинаково оценена сущность экуменического движения, как далекого от религи­озной духовности и преследующего цели определенного политического направления. А в резолюции по вопросу «Экуменическое движение и Православная Церковь» сказано: «Принимая во внимание, что: целеустремления экуменического движения, выразившиеся в об­разовании «Всемирного Совета Церквей» с последующей задачей орга­низации «Экуменической церкви», не соот­ветствуют идеалу Христианства и задачам Церкви Христовой, как их понимает Православная Церковь. Экуменическое движение, в современном плане работы «Всемир­ного Совета Церквей», не в пользу Церкви Христовой и слишком преждевременно отвергло уверенность в возможности воссоединения Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви; Свременное нам экуменическое движение не обеспечивает дела вос­соединения Церквей благодатными путями и средствами. И в заключении  сказано, что «все Православные поместные Церкви, участники настоящего Совещания, принуждены отказаться от участия в экуме­ническом движении, в современном его плане».

***

В завершении программы хочется сказать, что всем нашим зрителям будет полезно ознакомиться с материалами, опубликованными в данном журнале. Здесь Вы найдете ответы на актуальные вопросы церковной действительности: отношение к римо-католической церкви с ее искажениями догматов и антиправославной деятельностью; а также что собой представляет сегодня экуменическое движение и «Всемирный Совет Церквей». Надеемся, что представленные материалы помогут сформировать на вышеупомянутые вопросы верный взгляд, т.е. взгляд на основе Соборного Церковного решения, как было всегда в истории Церкви: вставала проблема, созывались Соборы и принимались решения на основании учения Церкви и евангельских идеалов. И таким образом ограждали народ Божий от пагубного влияния ересей и лжеучений.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать