У книжной полки (детям). Житие святых праведных Иоакима и Анны в пересказе для детей

23 сентября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

На следующий день после праздника Рождества Пресвятой Богородицы мы чтим память святых праведных Богоотец Иоакима и Анны. Как говорит архимандрит Иоанн Крестьянкин, «еще продолжая праздновать Рождество Богоотроковицы, Святая Церковь предлагает нам воздать благодарственную молитвенную память тем, кому мы обязаны появлением Ее в мире. Это родители Пресвятой, Пречистой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы — Иоаким и Анна! Кто они? как жили? как сохраняли непоколебимой веру свою и надежду на Бога в то время, когда уже наметился упадок ее в израильском народе?» Об этом для самых маленьких наших читателей рассказывает книга, которую мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Никея и называется – «Житие святых праведных Иоакима и Анны в пересказе для детей».

***

Мы продолжаем знакомить вас с книжной серией издательства Никея, в которой собраны жития святых, талантливо изложенные современными писателями для детей. Как отмечают издатели, все книги серии созданы для семейного или самостоятельного детского чтения. На страницах книг собраны жития христианских подвижников, дающие живые примеры для подражания. Ярко показан характер каждого святого, трудности и испытания в его жизни или собственные слабости, которые святой преодолел. Каждый ребенок найдет в этой серии близкого для себя святого. Кроме того, красиво оформленные книги в твердой обложке с оригинальными авторскими рисунками могут стать прекрасным подарком ребенку на именины.

Автор этой книги - Мария Максимова - родилась в Москве в 1960 году, училась в Российском государственном гуманитарном университете, который закончила с дипломом историка-архивиста. Второе высшее образование Мария получила в Литературном институте. Её стихи публиковались в журналах «Юность», «Волга», «Крещатик», в антологии «Самиздат века». У Марии Максимовой вышло несколько книг, в числе которых житийные повествования, выпущенные издательством «Никея» в серии «Жития святых в пересказе для детей». Это книги о святой блаженной Матроне Московской, равноапостольной царице Елене, преподобном Амвросии Оптинском, великомученике Дмитрии Солунском, и Царской Семье. И вот еще одно издание - о праведных Иоакиме и Анне.

Свой рассказ Мария Максимова предваряет такими словами: «Что такое терпение? Мы то и дело слышим: «Потерпи немного! Подожди!» А как потерпеть и подождать, ведь нам хочется всего и сразу! И мы частенько «сгораем от нетерпения». А бывает и так: мы молимся Богу и просим об исполнении какого-ни­будь благого желания, а оно всё ни­как не исполняется. Тогда мы начина­ем думать, или даже нам так говорят, что это наказание за грехи. И мы впа­даем в уныние или отчаяние, теряем надежду, начинаем даже роптать на Бога... А всё потому, что не можем по­терпеть... А между тем Господь слышит все наши молит­вы, видит все наши скорби, знает все наши нужды. Медлит же с исполнением наших просьб потому, что не пришло ещё время или нам будет вредно то, о чём мы просим. Мы не знаем Про­мысла Божия о нас, а Господь знает, что и когда лучше для нас сделать». И примером тому служит жизнь праведных Иоакима и Анны: вот кто умел тер­петь, любить и надеяться на Бога.

Как повествует далее автор, святые Иоаким и Анна очень любили друг друга — нежно и преданно. Но бо­лее всего любили они Бога, и вера эта была для них главным смыслом жиз­ни, наполняла их души светом и доб­ротой. Они не кичились своим про­исхождением и достатком, не ставили себя выше других, жалели больных и бедных людей и помогали им, чем могли. И были рады, что могут делать добро. Одна беда — у них не было детей до глубокой старости, и всю жизнь они скорбели об этом. Время шло, и вот уже седина начала появляться в пре­красных черных волосах Анны и в бо­роде Иоакима». Однако они «понимали, что если их сокровенное желание родить детей не исполняется, то есть в этом высший, неведомый им смысл. Они принима­ли свою судьбу такой, какова она есть, не роптали и не обижались на Бога.

Им приходилось переносить презрение и насмешки, потому что в те времена каждый иудей надеялся через своё потомство быть участником в цар­стве Мессии. Поэтому каждый иудей, не имеющий детей, был в презрении у других, бездетность считалась вели­ким наказанием Божиим за грехи. «Как же так? — рассуждали соседи. — Вот жи­вут они в браке пятьдесят лет, а детей не имеют. Не иначе как в чём-то страшном провинились они перед Гос­подом и скрывают какую-то ужасную тайну». Бывало, шел Иоаким по улице, а за спиной слышал шёпот осуждения. Сердце его сжималось от боли, и воз­вращался он домой печальным. Ему было особенно тяжело, как потомку царя Давида, потому что из его рода должен был родиться Христос Спаситель.

Но, как известно, Господь не оставляет тех, кто так был предан Ему! И Он дал благочестивым супругам Дитя, о Котором они молились столько лет. У Иоакима и Анны родилась Дочь, Которая потом стала Матерью Спасителя мира, Иису­са Христа. Новорождённой девочке было дано имя, указанное ангелом Божиим, — Мария, что по-еврейски значит «госпожа», «высокая», «превосходя­щая», «надежда»... Подробнее об этом событии наши юные читатели прочитают сами на страницах этой книги. Ну а мы добавим, что недолго после рождения Дочери прожили престарелые Ее родители. Исполняя данный Богу обет, они трехлетнюю Марию ввели в храм Божий. «Прошло несколько лет, и восьмиде­сятилетний Иоаким отошёл ко Господу. Анна, оставшись вдовою, покинула Назарет, пришла в Иерусалим и поселилась около своей Пресвятой Дочери при храме. Прожив в Иеруса­лиме два года, она спокойно умерла, когда ей было семьдесят девять лет. Иоаким и Анна похоронены непода­лёку от Иерусалима, в Гефсиманском саду, под Елеонской горой».

Завершая свой рассказ, автор отмечает: «Святые Иоаким и Анна не совер­шали чудес, не понесли мучениче­ских подвигов. Они несли иные скор­би — скорбь бесплодного одиночества, и терпеливую надежду на Бога, кото­рую они сохранили до старости. Тер­пением и надеждой стяжали правед­ные Иоаким и Анна своё сокровище в земной жизни. Терпение и надежда увенчались радостью Рождества Девы Марии и стали залогом вечной радо­сти в Боге. И нам заповедует Христос Спаситель: терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21: 19)».

***

По словам архимандрита Иоанна Крестьянкина, «в старину того почитали несчастным, кто знает все, но не знает Бога. И того считали блаженным, кто знает Бога, хотя бы и не знал ничего другого». В современном мире очень многие забыли о Боге, и больше думают о том, как дать своим детям самое лучшее: одеть, обуть, накормить, выучить, не только читать и писать, но сделать из своего ребенка гения. Конечно, еда, одежда и образование нам необходимо, но нельзя, чтобы родительская забота ограничивалась только земными стремлениями, забывая о душе, забывая о Боге. Об этом напоминают нам и жития святых, которые дают нам прекрасные примеры благочестивой и добродетельной жизни в Боге. Познакомиться с некоторыми из них можно с помощью детских книг, выпускаемых издательством Никея в серии «Жития святых в пересказе для детей».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать