Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Современный христианин живет в условиях, когда он оказывается втянут в такой стремительный водоворот жизненных обстоятельств, что времени на вдумчивое чтение значительных произведений остается мало. Поэтому и наше знакомство с творениями святых отцов порой ограничивается краткими строками, схваченными в потоке повседневной информации. Это не может не сказываться на духовной жизни. Серия книг - «Популярная библиотека отцов и учителей Церкви», выпускаемая издательством Московской Патриархии, - призвана помочь современному человеку прикоснуться к вековой традиции духовного опыта Церкви через краткое знакомство с наиболее актуальными выдержками из произведений духоносных писателей. Третью из книг этой серии под названием «Земное и небесное. Из творений святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста» мы предлагаем сегодня вашему вниманию.
***
Автор-составитель сборника — священник Роман Савчук в предисловии книги пишет: «Среди отцов Церкви трудно найти столь известных и почитаемых богословов, какими являются для нас три Вселенских святителя — Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Тем не менее, несмотря на разнообразие упоминаний и обращений к наследию этих святых, все же остаются те грани их опыта, которые очень редко выходят из тени прошлого. Вспомним, - говорит отец Роман, - некоторые обстоятельства жизни великих учителей Церкви.
Святой Василий Великий, родом из Каппадокии, родился ок. 330 года в знатной семье. Его родители позаботились о том, чтобы дать будущему архиепископу хорошее образование. Сначала он учился в Константинополе, затем несколько лет провел в Афинах — тогдашнем центре философии. Именно здесь ярким пламенем разгорелась дружба двух будущих святителей — Василия Великого и Григория Богослова. Это была действительно редкая дружба, в которую святые вкладывали всю свою душу. Интересно, что крестился святой Василий уже в зрелом возрасте, вернувшись после учебы домой в Кесарию Каппадокийскую.
Благочестиво настроенный будущий святитель деятельно занялся устроением монашества, основал несколько монастырей в Понтийской области и написал для них устав. В это время он принимал активное участие в борьбе с еретиками арианами, основал множество убежищ для бед-ных и бесстрашно заступался за угнетенных и гонимых. Все это, в соединении с безупречным аскетическим образом жизни, составило Василию огромную популярность. В 370 году он был избран архиепископом своего родного города, Кесарии Каппадокийской. Умер святой 1 января 379 года, сорока девяти лет от роду.
Святитель Григорий Богослов родился в 329 году и происходил из знатной христианской семьи. Его отец, также святитель Григорий, был епископом в Назианзе Каппадокийском. Буду-щий Вселенский учитель был научен благочестию своей матерью, святой Ионной. Григорий получил хорошее светское образование, завершив его в Афинах вместе со своим другом Василием. В свое отношение к нему святой Григорий вложил всю свою чуткость, богатый запас любви и самоотречения. «Я искал там (в Афинах) красноречия, — говорил он, — и нашел счастье, потому что там нашел Василия. Я уподобился Саулу, который, ища ослиц, нашел себе царство. Случайное приобретение оказалось выше главной цели». В 358 году святой Григорий покинул Афины и вернулся к родителям. Как и его друг, святой Василий, он крестился почти в тридцатилетнем возрасте. Вскоре по приглашению друга он удалился в пустыню, чтобы подвизаться рядом с ним.
Однако по требованию отца святой Григорий вернулся в 361 году в Назианз и против своей воли был посвящен во пресвитера. Он весьма тяготился пастырской деятельностью, для него несравненно ближе были уединение и безмолвная молитва. Всякое соприкосновение с жизнью было для святого столкновением с человеческими слабостями и пороками — ложью, клеветой, завистью, недоброжелательством и т. д. Отсюда — те чувства усталости и разочарования, которые овладевали им всякий раз, когда он принужден был оставить свое уединение и выступить в роли деятеля. Так же, против своей воли, святой Григорий был поставлен во епископа и некоторое время был архиепископом Константинопольским. Скончался 25 января 389 года.
Святой Иоанн Златоуст родился ок. 347 года в Антиохии, в семье военачальника. Его отец умер вскоре после рождения сына, которого воспитала мать, примерная христианка. Одаренный юноша учился у лучших философов и риторов. Крестился в двадцатилетнем возрасте, вер-нувшись на родину из Афин, где получал образование. Когда скончалась его мать, он раздал все свое имущество, отпустил на волю рабов и, приняв иночество, поселился в уединенной обители. В 381 году Иоанна рукоположили во диакона, а через пять лет — во пресвитера в Антиохии. Именно в эти двенадцать лет священства святой прославился как блестящий проповедник и пас-тырь. За редкий дар слова он получил от паствы наименование Златоуст.
В 398 году по воле императора святой Иоанн был поставлен архиепископом Кон-стантинопольским. На высокой кафедре он не оставил своей исключительной заботы о нищих, ревностно проповедовал и следил за церковным порядком. Святитель не боялся обличать даже высоких сановников и членов императорской семьи. В конечном итоге он был оклеветан и дважды осужден. В 404 году святителя отправили в ссылку. Истощенный болезнями, причастившись Святых Христовых Тайн, в сентябре 407 года Вселенский учитель преставился на последнем переходе в Команах со словами: «Слава Богу за всё!» Как отмечает отец Роман, памятование о том, что пришлось пережить святителям, поможет лучше понять контекст приведенных в книге выдержек из наследия великих учителей Церкви.
В основе сборника — извлечения прежде всего из личных писем святых, а также из их мало-известных произведений. Перед читателем раскроется близкая и понятная человеческая сторона их святости. А здесь все: и личные переживания, и смятение, и непонимание самых близких людей, и ошибки, и, главное, их преодоление. Пожалуй, это главная цель настоящего издания — показать близость великих святых к современному христианину, стесненному бурей жизненных обстоятельств и переживаний. При этом прикосновение к жизненному опыту святителей, открытому в столь необычной форме простоты и искренности, вдохновляет на доверие им, на честную и самоотверженную борьбу с любыми трудностями в духовной жизни.
***
Книги серии «Популярная библиотека отцов и учителей Церкви», по словам издателей, обращены к человеку, затерянному в суете будней, однако ищущему свежего глотка живительной влаги истинно христианской жизни. Как правильно относиться ко всем испытаниям, которые встречаются на жизненном пути? Что главное в молитвенном обращении к Богу? Как общаться с близкими, которые далеки от Церкви? Почему так важно следовать церковному опыту в организации личной духовной жизни? На эти и другие вопросы, связанные с жизнью христианина в сложном и неоднозначном мире, призван ответить настоящий сборник. Исполненные евангельского духа, советы трех святителей помогут нам сохранить память о Боге в нашей повседневной жизни и вступить на поприще духовного делания.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!