У книжной полки. Митрополит Иоанн (Снычев). Всех хочу обнять Христовою любовию. По материалам дневников

9 октября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

«Воистину, нам досталась нелегкая доля, но все же мы - счастливые люди. Это так потому, что: во славу Божию жить для России - наша забота и цель; во славу Божию бороться с ее врагами - наш священный сыновний долг; во славу Божию умереть за Россию - наше святое право!». Так в 1993 году говорил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), занимающий особое место в судьбе Русского Православия второй половины XX века и в судьбе нашего народа. Его служение людям началось в годы хрущевских гонений, а закончилось в перестроечный период нашей страны. Каким оно было, что пришлось пережить владыке Иоанну за это время, рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет при содействии двух издательств – Синопсис и Хронограф и называется – «Всех хочу обнять Христовою любовию. По материалам днев­ников».

***

Эта книга посвящена 90-летию со дня рождения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва), которое отмечалось 9 октября 2017 года.  В издание вошли «Авто­биографические записки» Владыки и значительная часть его Дневников. По ним можно проследить духовное становление и рост бу­дущего выдающегося архипастыря, оценить его требовательность к себе, исключительное благочестие и целомудрие, всецелую горячую любовь к Богу, чуткое внимание к людям. Несомненную пользу мо­гут принести свидетельства его неустанных трудов над собой, осу­ществлявшихся под окормлением опытного духовного руково­дителя, митрополита Мануила (Лемешевского), личность которого также нашла в настоящем издании подробное освещение. В Дневниках отражены испытания, выпавшие на долю нашей страны в трагиче­ском XX веке и тяжелейшие условия, в которых находилась на протяжении многих лет Русская Православная Церковь.

Как уже отмечалось, начало пастырского и архипастырского пути владыки Иоанна пришлось на годы неистовых хрущевских гонений против веры и Церк­ви. В те годы одна за другой закрывались монашеские обите­ли, было взорвано множество храмов, а вокруг оставшихся ча­сто стояли милицейские кордоны, не допускавшие крестить и причащать детей, препятствовавшие молодым людям празд­новать Рождество и Пасху. На венчающиеся пары, на посто­янных прихожан, на тех, кто интересовался духовной лите­ратурой, историей христианства и Церкви, писались доносы и составлялись досье. Подобных людей могли лишить воз­можности учиться в вузах, увольняли с работы, а за чтение и хранение книг, которые сегодня находятся в свободном до­ступе в церковных лавках и магазинах, в те времена аресто­вывали и ссылали.

Наиболее жестоким преследованиям и каждодневным уни­жениям и угрозам подвергались священники, особенно самые яркие и авторитетные среди них. Это были горячие проповед­ники, пастыри добрые, готовые, по слову Спасителя, жизнь по­ложить за своих овец. К таким пастырям в полной мере отно­сился митрополит Иоанн. Где бы он ни служил — в городах или дальних деревеньках, на берегах Волги или Невы — люди повсю­ду безошибочно угадывали в нем не только мудрого, попечитель­ного батюшку, а затем строгого и справедливого архиерея, но и духовно опытного старца, избранного Богом, чтобы вести вве­ренных ему чад прямым путем к спасению. И потому эти чада — и стар и млад — со всех сторон устремлялись к нему, по-детски доверяли и раскрывали до дна свои сиротливые и грешные, но жаждущие очищения и обнов­ления души.

По словам автора предисловия, Ольги Борисовны Сокуровой, Владыка всегда был доступен и прост. Чистота и прямота его сердца, скромность в жизненном укладе и абсолютное бес­корыстие мыслей и дел, кротость нрава, мужество духа и слова были очевидны всем. И не только горячо любящей пастве, но и врагам — прежде всего «хвостинскому», как называл в сво­ем дневнике Владыка этого персонажа с его многотысячелет­ним опытом зла, а также тем, кого названный персонаж умело направлял, — так называемым «уполномоченным» и другим представителям безбожной власти. Удары, неприятности сыпа­лись со всех сторон.

«Что ни день, то новые скорби, новые испытания», — читаем мы в дневниковой записи владыки Иоанна. Конкретных примеров таких скорбей и ис­пытаний в его дневнике, как убедится читатель, множество. При этом, как отмечает Ольга Сокурова, поражают спокойное мужество, бесконечное терпение и удивительная внутренняя просветленность авто­ра. Вызывает преклонение его твердая готовность отстаивать жизнь Церкви перед сильными мира сего и ни за что не уступать их разрушительным требованиям: «Уступка в одном, уступка в другом — и, в конечном счете, до­катимся до самого края пропасти, куда легко будет ниспровер­гнуть нас на самое дно. К этому все клонится...» «Все это только начало, — прозорливо предсказывал буду­щий Владыка. — Придумают еще что-нибудь для уничтожения христианства».

Да, - пишет Ольга Борисовна, - времена менялись. Вместе с ними менялись формы и ме­тоды борьбы с Православной Россией и ее Церковью. И когда после празднования 1000-летия Крещения Руси народ с радо­стью ощутил небывалый духовный подъем, чудесное возрожде­ние и расцвет церковной жизни, возможность свободно испо­ведовать свою веру — неожиданно вскоре он столкнулся с тем, что под угрозой оказалось само существование нашей страны, являющейся оплотом вселенского Православия. Прекратились физические расправы и идеологические го­нения, но рыночный беспредел поставил людей на грань «вы­живания». Рынок накинул экономическую удавку также на многие храмы, обители и приходы. Но гораз­до более серьезными были духовные опасности.

Под лозунгами свободы множились ядовитые секты, целые стадионы отдава­лись в распоряжение заграничным «проповедникам», проис­ходило невиданное растление нравов, разрушались образова­ние и культура, подвергалась ревизии, искажению и поруганию история нашего Отечества. Именно тогда, по Божьему Промыслу, Петербургскую ка­федру возглавил митрополит Иоанн (Снычев). Пять лет святи­тельского служения в граде святого Петра стали наиболее труд­ными и в то же время самыми плодотворными в его жизни. Он освящал новые и восстановленные из руин храмы и мо­настыри, издавал полезнейшую ду­ховную литературу по самым доступным ценам, активно и успешно боролся с секта­ми и ересями, и многое другое.

Главным же его подвигом в Петербургский период были бесстрашные выступления в прессе, в книгах, на многолюдных собраниях. Его тихий, но твердый голос зачастую восприни­мался как глас вопиющего в пустыне — он был одинок, но тем более необходим растерянным, униженным и оскорбленным соотечественникам и воспринимался ими как целебный ис­точник воды живой, ободряющий, вдохновляющий, укрепля­ющий душу, веру и волю.

***

По словам издателей, о митрополите Иоанне лучше всего свидетельствуют его мно­гочисленные труды, в том числе Автобиографические записки и Дневники, которые он вел со времени своего обращения к вере до самых по­следних дней. Эти записи особенно ценны тем, что в них, наряду с био­графией Владыки, отражена биография страны, те тяжелейшие условия, в которых находилась на протяжении многих лет Рус­ская Православная Церковь, и те испытания, которые выпали на долю нашего народа в трагическом XX столетии. Владыка с начала своего служения и до самого его конца нес со своим народом великий Русский крест, о чем и свидетельствует эта книга.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать