Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Воистину, нам досталась нелегкая доля, но все же мы - счастливые люди. Это так потому, что: во славу Божию жить для России - наша забота и цель; во славу Божию бороться с ее врагами - наш священный сыновний долг; во славу Божию умереть за Россию - наше святое право!». Так в 1993 году говорил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), занимающий особое место в судьбе Русского Православия второй половины XX века и в судьбе нашего народа. Его служение людям началось в годы хрущевских гонений, а закончилось в перестроечный период нашей страны. Каким оно было, что пришлось пережить владыке Иоанну за это время, рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет при содействии двух издательств – Синопсис и Хронограф и называется – «Всех хочу обнять Христовою любовию. По материалам дневников».
***
Эта книга посвящена 90-летию со дня рождения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва), которое отмечалось 9 октября 2017 года. В издание вошли «Автобиографические записки» Владыки и значительная часть его Дневников. По ним можно проследить духовное становление и рост будущего выдающегося архипастыря, оценить его требовательность к себе, исключительное благочестие и целомудрие, всецелую горячую любовь к Богу, чуткое внимание к людям. Несомненную пользу могут принести свидетельства его неустанных трудов над собой, осуществлявшихся под окормлением опытного духовного руководителя, митрополита Мануила (Лемешевского), личность которого также нашла в настоящем издании подробное освещение. В Дневниках отражены испытания, выпавшие на долю нашей страны в трагическом XX веке и тяжелейшие условия, в которых находилась на протяжении многих лет Русская Православная Церковь.
Как уже отмечалось, начало пастырского и архипастырского пути владыки Иоанна пришлось на годы неистовых хрущевских гонений против веры и Церкви. В те годы одна за другой закрывались монашеские обители, было взорвано множество храмов, а вокруг оставшихся часто стояли милицейские кордоны, не допускавшие крестить и причащать детей, препятствовавшие молодым людям праздновать Рождество и Пасху. На венчающиеся пары, на постоянных прихожан, на тех, кто интересовался духовной литературой, историей христианства и Церкви, писались доносы и составлялись досье. Подобных людей могли лишить возможности учиться в вузах, увольняли с работы, а за чтение и хранение книг, которые сегодня находятся в свободном доступе в церковных лавках и магазинах, в те времена арестовывали и ссылали.
Наиболее жестоким преследованиям и каждодневным унижениям и угрозам подвергались священники, особенно самые яркие и авторитетные среди них. Это были горячие проповедники, пастыри добрые, готовые, по слову Спасителя, жизнь положить за своих овец. К таким пастырям в полной мере относился митрополит Иоанн. Где бы он ни служил — в городах или дальних деревеньках, на берегах Волги или Невы — люди повсюду безошибочно угадывали в нем не только мудрого, попечительного батюшку, а затем строгого и справедливого архиерея, но и духовно опытного старца, избранного Богом, чтобы вести вверенных ему чад прямым путем к спасению. И потому эти чада — и стар и млад — со всех сторон устремлялись к нему, по-детски доверяли и раскрывали до дна свои сиротливые и грешные, но жаждущие очищения и обновления души.
По словам автора предисловия, Ольги Борисовны Сокуровой, Владыка всегда был доступен и прост. Чистота и прямота его сердца, скромность в жизненном укладе и абсолютное бескорыстие мыслей и дел, кротость нрава, мужество духа и слова были очевидны всем. И не только горячо любящей пастве, но и врагам — прежде всего «хвостинскому», как называл в своем дневнике Владыка этого персонажа с его многотысячелетним опытом зла, а также тем, кого названный персонаж умело направлял, — так называемым «уполномоченным» и другим представителям безбожной власти. Удары, неприятности сыпались со всех сторон.
«Что ни день, то новые скорби, новые испытания», — читаем мы в дневниковой записи владыки Иоанна. Конкретных примеров таких скорбей и испытаний в его дневнике, как убедится читатель, множество. При этом, как отмечает Ольга Сокурова, поражают спокойное мужество, бесконечное терпение и удивительная внутренняя просветленность автора. Вызывает преклонение его твердая готовность отстаивать жизнь Церкви перед сильными мира сего и ни за что не уступать их разрушительным требованиям: «Уступка в одном, уступка в другом — и, в конечном счете, докатимся до самого края пропасти, куда легко будет ниспровергнуть нас на самое дно. К этому все клонится...» «Все это только начало, — прозорливо предсказывал будущий Владыка. — Придумают еще что-нибудь для уничтожения христианства».
Да, - пишет Ольга Борисовна, - времена менялись. Вместе с ними менялись формы и методы борьбы с Православной Россией и ее Церковью. И когда после празднования 1000-летия Крещения Руси народ с радостью ощутил небывалый духовный подъем, чудесное возрождение и расцвет церковной жизни, возможность свободно исповедовать свою веру — неожиданно вскоре он столкнулся с тем, что под угрозой оказалось само существование нашей страны, являющейся оплотом вселенского Православия. Прекратились физические расправы и идеологические гонения, но рыночный беспредел поставил людей на грань «выживания». Рынок накинул экономическую удавку также на многие храмы, обители и приходы. Но гораздо более серьезными были духовные опасности.
Под лозунгами свободы множились ядовитые секты, целые стадионы отдавались в распоряжение заграничным «проповедникам», происходило невиданное растление нравов, разрушались образование и культура, подвергалась ревизии, искажению и поруганию история нашего Отечества. Именно тогда, по Божьему Промыслу, Петербургскую кафедру возглавил митрополит Иоанн (Снычев). Пять лет святительского служения в граде святого Петра стали наиболее трудными и в то же время самыми плодотворными в его жизни. Он освящал новые и восстановленные из руин храмы и монастыри, издавал полезнейшую духовную литературу по самым доступным ценам, активно и успешно боролся с сектами и ересями, и многое другое.
Главным же его подвигом в Петербургский период были бесстрашные выступления в прессе, в книгах, на многолюдных собраниях. Его тихий, но твердый голос зачастую воспринимался как глас вопиющего в пустыне — он был одинок, но тем более необходим растерянным, униженным и оскорбленным соотечественникам и воспринимался ими как целебный источник воды живой, ободряющий, вдохновляющий, укрепляющий душу, веру и волю.
***
По словам издателей, о митрополите Иоанне лучше всего свидетельствуют его многочисленные труды, в том числе Автобиографические записки и Дневники, которые он вел со времени своего обращения к вере до самых последних дней. Эти записи особенно ценны тем, что в них, наряду с биографией Владыки, отражена биография страны, те тяжелейшие условия, в которых находилась на протяжении многих лет Русская Православная Церковь, и те испытания, которые выпали на долю нашего народа в трагическом XX столетии. Владыка с начала своего служения и до самого его конца нес со своим народом великий Русский крест, о чем и свидетельствует эта книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Этот день в истории. 19 мая
День ангела. 19 мая
Церковный календарь 19 мая. Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Благоверная Тамара, царица Грузинская
Евангелие 19 мая. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!