Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В духовной жизни современного христианина далеко не все так очевидно, как, может быть, хотелось бы. Часто возникают вопросы, которые могут приводить верующих в недоумение и даже ставить в тупик. Протоиерей Владимир Гофман, клирик нижегородского храма во имя Всемилостивейшего Спаса, в течение многих лет помогает прихожанам разобраться в духовных проблемах, встающих перед ними. Ответы священника на животрепещущие вопросы верующих, данные им в различных печатных СМИ, на радио и телевидении, собраны книге, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Данилова мужского монастыря и называется – «Всё мне позволительно, но... Ответы священника на вопросы прихожан».
***
Вопросы, вопросы, вопросы. Бесконечные вопросы и поиск ответов на них. Это касается как бытовой жизни человека, так и духовной. Но что же волнует современных людей, которые задумались о своей жизни и пришли в Церковь, к Богу? Если мы откроем эту книгу, мы найдем там, к примеру, следующие вопросы: Может ли смертный человек увидеть Бога? Была ли Пасха до Христа? Почему мы должны благодарить Бога даже за несчастья и беды? Насколько важна обрядовая сторона церковной жизни, если человек является глубоко верующим? Так ли обязательно читать полностью утреннее и вечернее молитвенное правило? Как стяжать дар молитвы и его не потерять? Что такое духовное здравие – это некий недостижимый идеал? В каких условиях человеку проще достичь святости – в семье или монастыре?
И еще много-много других вопросов. Рассмотрим ответы лишь на некоторые из них. Каждый раздел книги посвящен определенной теме, и в первом из них автор говорит "О Боге". К примеру, отвечает на такой вопрос: "Может ли смертный человек увидеть Бога?" По словам автора, человек не может видеть Бога, и подтверждает это словами из Священного Писания. «И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33; 20). Но, как отмечает автор, присутствие в мире Божества мы можем видеть в Его действиях. Нужно ли человеку видеть Божество? Не случайно Спаситель говорит апостолу Фоме: «...блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20; 29). И в то же время Его заповедь гласит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». (Мф. 5; 8). Вот, оказывается, что нужно для того, чтобы увидеть Бога в этой или в грядущей жизни - иметь чистое сердце.
Следующий собеседник отца Владимира обращается к нему с таким вопросом: "Господь Сам знает, что нам полезно. Так почему же мы все время просим Его о здоровье, счастье, о благополучии детей? Может быть, поэтому Он нас частенько и не слышит?" «Господь нас слышит всегда, - отвечает священник. - И действительно, знает, что нам полезно. Но, как говорили святые отцы: «Бог спасает нас не без нас», то есть мы призваны участвовать в своем спасении, а для этого мы и обращаемся к Богу со своими просьбами, надеждами. Он же ждет от нас соработничества, только и всего. Нам кажется порой, что Господь нас не слышит, но это не так. Его молчание означает, что мы просим не то, что нам полезно, воля Бога и воля человека на этот раз не совпали. Мы всю жизнь учимся распознавать Его волю о нас и выстраивать свою волю в соответствии с волей Всевышнего».
Как отмечает другой вопрошающий, в Священном Писании говорится, что каждый должен будет дать отчет Богу на Страшном Суде о том, как он использовал полученные им от Бога дарования благодатные, а также естественные, и что доброго приобрел с помощью их. Но какой же может быть «отчет», если без Божией воли и волос с головы человека не упадет?" На такой вопрос автор отвечает: «Бог есть любовь», - говорит апостол Иоанн (1 Ин. 4; 16). И потому воля Божия всегда направлена на благо человека. Но миропорядок, установленный Творцом, таков, что человек, как и Ангелы, сотворен свободным и Сам Бог никогда не отнимает у человека свободы, позволяя ему пользоваться этим даром по своему усмотрению.
«К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти» (Гал. 5; 13), - увещевает апостол Павел. По милосердию же Своему Господь дал человеку заповеди, указал путь, по которому тот может идти, чтобы достичь блага. «Такова есть воля Божия, - говорит апостол Петр, - чтобы мы делали добро, как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла» (см.: 1 Пет. 2; 15-16). К сожалению, - отмечает автор, - человек распоряжается своей свободой именно для прикрытия зла - что хочу, то творю. И таланты, данные Богом, использует вовсе не ко благу. Господь терпит это, вразумляет грешника, ждет от него обращения к добру. Но свободы не отнимает. Отчет же о том, как мы использовали великий дар свободы и другие дары (таланты, способности) - на благо ли, для спасения ли души или для достижения мнимых благ - нам непременно придется дать Богу".
Перейдем к следующему вопросу. "Нередко приходится слышать: мы все призваны стать святыми. Но ведь святость, удел немногих, избранников Божьих. Как тогда понимать эти слова?" Для ответа на этот вопрос автор прежде всего напоминает слова Самого Спасителя, Который говорит: «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию...» (Лк. 5; 32). И к святости Он призывает всех без разбора: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный...» (Мф. 5; 48). Но не все слышат Его слова, не все стремятся к совершенству. Но это уже дело личной свободы человека".
А «почему в наши дни нет подвижников благочестия, равных преподобному Серафиму Саровскому или Феодору Санаксарскому? Ведь когда они совершали свой жизненный путь и созидали обители, жить было не легче, чем теперь?» «Такие светочи христианства, говорит автор, во все века появлялись не часто. Появление их происходит по воле Божией и в то тяжелое для страны и Церкви время, когда в них, по всей видимости, особо нуждаются люди. В лице апостолов нам сказано: «Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать [вас], предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое...» (Лк. 21; 12). Всем сказано, да не все услышали. Это, с одной стороны.
С другой, может быть, подвижники благочестия есть и сейчас. О них всегда узнавали позже. Прославление в лике святых порой происходило через века после земной жизни того или иного угодника Божия. Не исключено, что спустя какое-то время Церковь назовет имена таких подвижников. Наши дни ничем не лучше и не хуже минувших. Особенно в глазах Вселюбящего Бога. Как всегда, сегодня много доброго, но много и скорбей. И кто-то должен светить во тьме. И светит».
***
Вопросы, вечные вопросы… Они возникают каждый раз, когда тот или иной человек переступает порог храма. Как сделать свои первые шаги в мир православия? В этот огромный, притягательный, но пока для кого-то еще чужой и неведомый мир? Как говорит отец Владимир, «пониманию того, что происходит в православном храме во время богослужения, помогает чтение книги «Закон Божий». Это не значит, что не нужно читать Священное Писание. Конечно же, нужно. Но для этого следует обзавестись вспомогательной литературой - толкованием текста Евангелий святыми отцами или современными богословами. И не нужно стесняться задавать вопросы священникам, - говорит протоиерей Владимир Гофман, предлагая свои ответы на вопросы прихожан.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!