У книжной полки. Великий пост со святителем Феофаном Затворником

14 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Великий пост! Как говорит святитель Феофан Затворник, «благодарение Господу, сподобившему нас дожить до сего времени душеспасительного! Помолимся, да поможет Он нам и воспользоваться им, по Его благим о нас намерениям». Обращаясь к пастве, святитель отмечал, что многие из прихожан уже не в первый раз встречают время сие и не раз слышали наставления от него на прохождение великопостного поприща. Да и сами слушающие его не раз сами «делом испытали, как проводятся эти дни на созидание себя и как проводятся на разорение». Казалось бы, уже и наставлений не нужно. Довольно сказать: «Братие и отцы, сотворите так, как уже знаете, как внушает вам ваша совесть и учит ваш опыт, только чтоб все обращалось в созидание ваше и спасение душ ваших». Но всё же не может духовный наставник оставить чад своих «без каких-нибудь, хотя общих, напоминаний в руководство к спасительному препровождению наступившего времени». И снова наставляет паству свою мудрыми словами своими. Эти наставления мы найдем в книге, которую сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Воздвижение и называется – «Великий пост со святителем Феофаном Затворником».

***

Святитель Феофан (в миру Георгий Васильевич Говоров) родился 10 января 1815 года в селе Чернавское Орловской губернии, где отец его был священником. Когда Георгию минуло 8 лет, его отдали в Ливенское духовное училище. Получив основательную домашнюю подготовку, мальчик учился очень хо­рошо и вёл себя с примерною скром­ностью. В 1829 году он в числе лучших учеников был переведён в Орловскую духовную семинарию, по окончании которой  был отправлен на казён­ный счёт для дальнейшего образования в Киевскую Духовную академию. Ещё в семинарии он решил как можно серьёз­нее заниматься изучением богословских предметов и строго хранить чистоту своей души и непорочность сердца. Насколько непоколебимо и прочно было в нём это решение, видно из того, что ещё за год до полного окончания академического курса он подал про­шение о пострижении в монашество.

15 февраля 1841 года, когда ему исполнилось 26 лет, он принял постриг с именем Феофан. Затем, уже в сане иеромонаха, преподавал в Санкт-Петербургской духовной ака­демии. В 1847 году был направлен в Иеру­салим, где исследовал писания отцов Церкви по древним рукописям, для чего основательно изучил древние языки. Спустя шесть лет, вернувшись в Россию, отец Феофан (уже в сане архимандрита) продолжил пре­подавательскую деятельность в Санкт-Петербургской духовной академии и через два года стал её ректором. В 1859 году он был возведён в сан епископа Тамбовского, а в 1863 году святителю дана была в управление более обширная и многолюдная епархия — Владимирская.

Семь лет архипастырского служения последовательно на двух кафедрах — сна­чала в Тамбове и затем во Владимире — были для Преосвященного Феофана временем его неутомимых забот о благе своих пасомых. Он часто ездил по епархии, возобновлял храмы и всей полнотой любящего сердца жил со своими пасомыми, отечески заботясь об их благе и спасении. Всегда ласковый, приветливый, он со всеми —  какого бы сана, положения и возраста кто ни был — обращался с примерным благодушием и величайшею кротостью. Везде святитель неустанно совершал богослужения, произнося каждый раз глубоко назидательные поучения. Среди его проповедей мы найдем немало наставлений и на Великий пост, и отдельные фрагменты этих наставлений мы сейчас вам прочитаем. Так, например, на первой седмице Великого поста, было это в 1865 году, епископ Феофан, обращаясь к прихожанам, сказал:

«Господь и Спаситель наш всех зовет к Себе, говоря: «Покайтеся, приблизилось Царствие Божие!» (Мф.4, 17). Послушаем утешительного гласа сего и поспешим ко Господу. Царствие Божие – какое великое благо! И Покаяние – какое легкое, подручное и скородейственное средство! Особенно в дни сии, когда и порядок жизни, и общий голос, и пример, и это трогательное, сокрушенным умилением проникающее богослужение против воли влекут к слезам и покаянию! Правильно святой Апостол пред началом поста, в сыропустное воскресенье всех оглашал: «Се, ныне время благоприятно! Се, ныне день спасения!» (2Кор.6, 2). Оно благоприятно потому, что усыпленный грешник никогда так много не слышит возбудительных воззваний: «Востани, спяй... и освятит тя Христос» (Еф.5, 14), как теперь.

Именно теперь нам подобает, по словам святителя Феофана, пробудить душу «от сна греховного, довести ее до того, чтоб она увидела опасность греха, восчувствовала сию опасность и озаботилась избавиться от нее». Спросите, как же это сделать? На это святитель отвечает: «этого никто не может для вас сделать кроме вас самих. Самим вам надо войти внутрь себя и, став пред усыпленною грехом душою, будить ее от сего сна, как кто может и как сумеет. В сие святилище ваше никакое стороннее лицо не может проникнуть и того, что там должно произойти, никаким внешним делом и подвигом произвести нельзя: все там совершается сокровенным разглагольствием вашим с душою своею, пред лицем Единого Господа, от Которого ничто не сокрыто. Разглагольствие с собою, уговаривание души – это главный прием для пробуждения ее от сна греховного».

Как отмечает преосвященный Феофан, хорошо поступает тот, кто, вняв призыву Господа, с усердием притекает к дверям покаяния. «Приступайте же дерзновеннее, - говорит он, - толцыте (стучите) неотступнее! Отверзет Многомилостивый, прострет к вам руки Свои и примет в объятия Свои. Дело Покаяния просто – один вздох и слово: «Согрешил, не буду!» Но этот вздох должен пройти Небеса, чтоб стать ходатаем у Престола Правды, и это слово должно изгладить из Книги живота все письмена, коими означены там грехи наши. Где же возьмут они такую силу? В безжалостном самоосуждении и в горячем сокрушении. Вот сюда и да будет устремлено все наше покаянное рвение: умягчите и сокрушите сердце свое, и потом, в час Исповеди, не устыдитесь открыть все, что стыдит вас пред лицем Бога и людей».

Еще в одной великопостной проповеди святитель сравнивает христиан с воинами и говорит, что «всякий христианин, ищущий спасения, необходимо должен пройти три степени, именно: начать покаянием и к Богу обращением, а потом чрез борьбу со страстями вступить в область чистоты. Покаяние, - отмечает святой отец, - есть исходный пункт, чистота – последний конец, борьба со страстями наполняет все пространство между сими двумя пределами. Вы уже и теперь, по неизбежному закону, состоите в борьбе. Мужайтеся и да крепится сердце ваше! Вы – воины. Как воинам, вам нужны оружия. Хочу указать их вам, чтоб, зная, чем сражаться, не затруднялись вы соображениями о том в час брани». И далее, святитель Феофан, рассматривая трехсоставное естество человека, указывает оружия, соответственные телу, душе и духу. Какие именно, читатель узнает, открыв проповеди святого Затворника Вышенского.

Стоит отметить, что ещё в бытность свою на Тамбовской кафедре епископ Феофан облюбовал себе такое место — Вышенскую пустынь, о которой не раз говаривал: «Нет места лучше, как Выша». Сюда-то и устремилась мысль святителя, когда он задумал окончатель­но удалиться от многих не близких его созерцательной душе обязанностей по епархиальному управлению. В 1866 году владыка Феофан по собственному прошению был уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь. Но именно здесь, «на покое», продолжились основные его труды: время, остававшееся от богослужения и молитвы, епископ Феофан посвящал литературно-бого­словской деятельности. А после Пасхи 1872 года он наложил на себя великий подвиг строгого затвора, который продолжался 22 года, до самой его кончины. Но несмотря на то, что смолк живой голос святителя для лиц, имевших когда-то личное и непосредственное общение с ним, ещё плодотворнее стал он влиять на людей своими богомудрыми творениями и ответными письмами. Кто бы ни обращался к нему за советом и разъяснениями по вопросам духовной жизни, он никому не отказывал в своём письменном руководстве. А сегодня все православные христиане пользуются этим духовным руководством, читая труды святителя Феофана.

***

Подвижник веры и благочестия, святитель Феофан Затворник, оказал глубокое влияние на ду­ховное возрождение современного ему общества. Своим молитвенным созерцательным подвигом, чистотою сердца, целомудрием и благочестием, сохра­нённым от юности, святитель Феофан стяжал дар опытного постижения свя­тоотеческой аскезы. Этот опыт он — богослов и экзегет — изложил в своих многочисленных творениях, которые могут рассматриваться чадами церков­ными как практические пособия в деле христианского спасения. В настоящее время труды святителя постоянно переиздаются, и одно из новых изданий – эта книга.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать