У книжной полки. Великий пост с архимандритом Иоанном (Крестьянкиным)

12 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Вот и вступили мы в Великий Пост, в спасительное время подготовки к величайшему событию в истории человечества – к встрече Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа. Как говорит архимандрит Иоанн (Крестьянкин), «для многих Великий Пост не новость и они уже прониклись незабываемым благоуханием этого одновременно и скорбного и радостного ожидания обновления своей души, когда она остро ощущает и свое недостоинство, но и присутствие Божие здесь, рядом и даже в себе. Но есть среди нас и те, кто недавно услышал призвание на путь следования за Христом и для них это первый Великий Пост». И к первым, и ко вторым обращается отец Иоанн, и рассказывает о том, что значит для христиан Святая Четыредесятница и Страстная седмица, и как должно проводить это время. Проповеди батюшки, посвященные Великому посту, собраны на страницах книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Воздвижение и называется – «Великий пост с архимандритом Иоанном (Крестьянкиным)».

***

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) около сорока лет был насельником Псково-Печерского монастыря. Один из наиболее почитаемых старцев Русской Православной Церкви в конце XX — начале XXI веков. С детства прислужи­вал в храме, был послушником у из­вестного Орловского архиепископа Серафима (Остроумова) (будущего священномученика, причисленного  к лику святых в 2001 г.). Уже в возрасте шести лет был пономарём, затем ис­полнял обязанности иподиакона. В двенадцать лет впервые высказал желание быть монахом. В жизнеописании старца эта история описана следующим образом. Елецкий епископ Николай (Ни­кольский) прощался с богомольцами, уезжая на новое место службы. Прощание близилось к концу, и иподиа­кону Иоанну тоже хотелось получить от архиерея напутствие в жизнь. Он стоял рядом с ним и осмелился при­коснуться к его руке, чтобы обратить на себя внимание.

Владыка наклонил­ся к мальчику (тот был небольшого ро­сточка) с вопросом: «А тебя на что благо­словить?» И Ваня в волнении произнёс: «Я хочу быть монахом». Положив руку на голову мальчика, епископ помолчал, вглядываясь в его будущее. И серьёзно сказал: «Сначала окончишь школу, по­работаешь, потом примешь сан и послу­жишь, а в своё время непременно будешь монахом». Всё в жизни определилось. Благословение архиерея Николая (Никольского), исповедника и мученика, начертало образ жизни Ивана Крестьянкина во всей полноте. Он закончил школу, трудился, потом принял священный сан, далее были годы ссылки и лагерной жизни, после освобождения – служение на разных приходах. Лишь только в 1966 году отец Иоанн осуществил свое заветное желание, приняв монашеский постриг.

С 1967 года до своей кончины жил батюшка в Псково-Печерском монастыре. Уже спустя год после того, как он поселился в обители, к нему ста­ли приезжать верующие со всех концов страны — за советом и благословением. Посещали архимандрита и православ­ные люди из-за границы. Его счи­тали старцем и почитали за высокую духовность. В его жизнеописании при­водится описание типичного дня о. Иоанна: «Сразу по окончании Литургии начинался приём. В алтаре решались вопросы с приезжим духовенством, на клиросе ждали своей череды присные, приехавшие с батюшками, в храме ожи­дали местные прихожане и приезжие паломники. Батюшка выходил из хра­ма в окружении множества людей, когда время подходило к обеду. Но и на улице подбегали запоздалые вопрошатели и любопытные, чьё внимание привлека­ла собравшаяся толпа. И любопытные, полюбопытствовав, обретали в центре толпы сначала внимательного слуша­теля, а в будущем и духовного отца...»

Уже будучи очень пожилым челове­ком, архимандрит Иоанн не мог прини­мать всех, желавших полу­чить духовную помощь от старца, но до самого последнего времени он отвечал на письма множества людей со всех кон­цов мира. Часть из них была опубликована — вышло несколько изданий «Писем архимандрита Иоанна (Кре­стьянина)». Среди православных веру­ющих получили широкую известность публикации его проповедей и другие книги, в том числе «Опыт построения исповеди». Основой для этого труда послужили беседы отца Иоанна, которые проводились в семидесятые годы XX века в Псково-Печерском мо­настыре на первой седмице Великого поста, после чтения покаянного канона Андрея Критского.

Эту книгу составили проповеди, которые были произнесены батюшкой в разные дни великопостного периода. Фрагмент одной из них, где говорится о том, как проводить первую седмицу Великого Поста, мы сейчас и прочитаем. В первую очередь отец Иоанн напоминает нам, как проводили говение наши благочестивые и богобоязненные предки. Я, - говорит батюшка, -  еще застал время этого удивительного единодушия, когда на жизнь всего российского общества Великий Пост незримо налагал свои спасительные узы и казалось, что все живут одним сердцем, одними чувствованиями. «Днесь весна душам» – говорит Св. Церковь. И первая неделя Великого Поста всегда в преддверии весны.

Как отмечает отец Иоанн, это время, «когда природа пред глазами всего человечества ежегодно таинственным языком повторяет учение о воскресении мертвых, живописуя его чудом своего оживления, напоминая, что время зимней «смерти» для нее кончается, впереди воскрешение жизни. И в нашем подсознании начинается то же ожидание обновления души и радование о том, что это непременно произойдет. Воскресает природа, но ведь и мы тоже природа и наши души ждут своей весны – своего воскресения. Так начинается пост – праздник души. И как-то само собой отступают на задний план суета и назойливые житейские дела, которые в другое время властно диктуют свои требования и подчиняют себе весь строй нашей жизни, когда мы, рабски не задумываясь, повинуемся их насилию».

«В пост, - говорит отец Иоанн, - все по-другому. С прощеного воскресенья душа, как бы истрезвившись настраивается на строгий лад, ведь надо вспомнить кого и чем я умудрился обидеть, и как трудно признавать, что это именно я виноват. Трудно, но что делать? Надо!» «Строгие великопостные службы настраивают на покаянный лад. И вопрос «по Божьи ли я живу»? – все чаще тревожит сознание - это благодать Божия стучится в сердце». «Наши боголюбивые деды и бабушки проводили всю первую неделю в строгом воздержании, неукоснительном посещении Божьего храма. И дома уже не до забот о трапезах. Заранее тщательно мылась и выжаривалась посуда, чтобы и запах не смутил воздержников. Св. Евангелие, Псалтирь появлялись на видном месте, безгласно напоминая о духе этого особого времени. Идет Великий Пост!»

По словам отца Иоанна, всю неделю наши предки готовились к Исповеди и Причастию. «Церковную исповедь предваряло домашнее покаяние и очищение совести. Проверяя себя, душа сокрушалась от зрения одних грехов, вспоминала и оплакивала другие, давала обет изжить третьи, каялась в греховных привычках. В семьях водворялась особая благоговейная тишина и мир. Все это совершалось в предощущении суда Божия на предстоящей церковной исповеди. Готовясь к этому суду, идя на исповедь они заранее знали в чем будут каяться, пережив уже личную исповедь в душе своей. Кроме того, внимательные говельщики устанавливали связь нынешнего покаяния с прошлогодней своей исповедью»: как боролись они с исповедованными  грехами, что сделали для того, чтоб их изжить. А затем было «уже не формальное перечисление кое-каких грешков, но истинное покаяние». Последуем своим предкам и мы, - говорит отец Иоанн, - ведь именно так зарождается духовная жизнь. И да не отвлекут нас, чада Божии, от спасительного покаяния многочисленные вражьи приманки, так щедро в нынешней жизни предлагаемые. …»

***

Как отмечает отец Иоанн, «Святая Церковь из года в год на каждой великопостной службе напоминает: "встань, душа, состаревшаяся во грехах, обновись покаянием, древних прегрешений исцели язвы"». «"Покайтесь"! – этими словами заканчивается Ветхий Завет (Мф.3:2). «Покайтесь» – ими начинается и Новый (Мф.4:17) – настолько необходимо и важно покаяние. Господь «не хотяй смерти грешника», ждет нашего покаяния, чтобы оживотворить и обновить души наши, чтобы быть с нами и в нас. … Спасение человека вот – высочайшая и единственная цель Божией Любви, примем ее и мы для себя единственной целью жизни, покаянием следуя по спасительному пути». Этим наставлением архимандрита Иоанна (Крестьянкина) мы и завершаем нашу программу.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать