Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Христос воскресе! Пасха, Господня Пасха! С этими словами, как говорит митрополит Вениамин (Федченков), «связаны многочисленные священные воспоминания, ими же выражается и радость о нашем спасении по благодати Господа нашего Иисуса Христа, в воскресение Которого мы веруем всем сердцем». Как радостно, как торжественно в пасхальные дни поются песнопения в храмах, какая радость охватывает каждого православного человека, как всё вокруг ликует! В дни Светлой седмицы православные люди стараются прийти в храм на богослужение, в ходе которого, через молитвы, чтение Священного Писания и песнопения «непосредственно нашему сердцу открывается смысл и дух праздников». Поэтому весьма полезно углубляться в ход богослужений этих святых дней. В этом нам поможет очередная книга из 4-томного издания, выпущенного издательством Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Она называется - «Богослужения Триоди Цветной».
***
Вниманию читателей предлагается третий том сборника, посвященного богослужению особых дней пасхального и послепасхального периодов церковного года. Напомню, что первый том данного издания охватывает богослужение особых дней Великого поста и предшествующих ему недель подготовительного периода. Второй том посвящен службам Страстной Седмицы, начиная со служб Лазаревой субботы и заканчивая богослужениями Светлого Христова Воскресения (хотя формально они относятся к Триоди Цветной). Еще один том посвящен двунадесятым праздникам. Ну а эта книга включает в себя богослужение особых дней периода от Пасхи до воспоминания всех Святых, в земле Российской просиявших, назначенного на второе воскресенье после Пятидесятницы.
Общее направление богослужебных воспоминаний этого периода задают важнейшие события Священной истории Нового Завета, завершающие великое дело нашего спасения Иисусом Христом. Это - Светлое Христово Воскресение - Пасха, особое празднование которой происходит на Светлой Пасхальной неделе, но в целом распространяется на все дни до Вознесения Господня, произошедшего на 40-й день после Воскресения. Далее само Вознесение и вскоре последовавшее за ним Сошествие Святаго Духа на Апостолов, положившее начало земному бытию Церкви Христовой и наполнившее новым смыслом ветхозаветный праздник Пятидесятницы, установленный в память о даровании Ветхому Израилю Синайского законодательства на 50-й день после Пасхи Исхода.
Воспоминания этих важнейших событий дополняются особым вниманием к теме Божественности Господа нашего Иисуса Христа и духовного совершенствования христиан во Христе. В Пасхальную Неделю тема эта раскрывается в Евангелии от Иоанна, начальные слова которого знают многие: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога» (Ин. 1-1). Далее до Пятидесятницы следует еще шесть недель, каждая из которых посвящена какому-то евангельскому событию. Так, «Светлая седмица заканчивается воскресеньем, являющимся как бы заменой (повторением) самого дня Пасхи, отчего оно и названо Антипасхою (в переводе с греческого – «вместо Пасхи»). В этот день Господь благоволил обновить радость Своего Воскресения новым явлением апостолам, в том числе и Фоме, который осязанием язв Господа удостоверился в действительности Его Воскресения. В воспоминание этого события Неделя Антипасхи получила еще название Недели о Фоме, или Фомина воскресенья.
Третья Неделя по Пасхе носит название Недели святых жен-мироносиц. Святая Церковь в своем богослужении в эту Неделю побуждает нас мысленно перенестись от Голгофы ко Гробу Христову и Его славному Воскресению, которого удостоились увидеть первыми жены-мироносицы. В четвертую Неделю – о расслабленном – Церковь воспоминает чудесное исцеление расслабленного Господом Иисусом Христом во второй год Его евангельской проповеди, в день иудейской Пятидесятницы. В среду 4-й седмицы празднуется Преполовение Пятидесятницы. В этот день воспоминается событие из жизни Спасителя, когда Он в преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме о Своем Божественном посланничестве и таинственной воде, под которой разумевается благодатное учение Христово и благодатные Дары Святого Духа.
В пятую Неделю – о самаряныне – святая Церковь воспоминает евангельскую беседу Господа Иисуса Христа с женщиной-самарянкой (Ин., зач. 12-е). В шестую неделю – о слепом – воспоминается дарование зрения Христом Спасителем слепорожденному в Иерусалиме в третий год Его евангельской проповеди (Ин., зач. 34-е). Это чудо, подобно выше воспоминавшимся в предшествующие Недели событиям, также являет Божественную силу и славу Воскресшего Господа, Который есть «Света Податель, от Света сый Свет»»*. На седьмое воскресенье по Пасхе назначена память 318 Отцов 1-го Вселенского собора, утвердивших православное учение о Божественности Христа. Божественное достоинство Спасителя было окончательно подтверждено в исполнении Его обетования о ниспослании Святаго Духа в день Пятидесятницы, празднование которой завершается памятью всех Святых, в первую очередь - свв. Мучеников, своей кровью продолживших свидетельство свв. Апостолов о Богочеловеке-Христе и подготовивших победу Христовой Церкви - Нового Израиля.
Сразу после воскресенья всех Святых начинается пост свв. Апостолов (Петровский пост), в связи с чем в субботу перед праздником Святой Троицы установлено поминовение всех от века усопших православных христиан - Троицкая вселенская заупокойная суббота. По аналогии с памятью всех Святых Поместным собором Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. установлена память всех Святых, в земле Российской просиявших, являющаяся дополнительным посвящением первого воскресенья поста свв. Апостолов. Говоря об особенностях богослужения этого периода в целом, необходимо, прежде всего, отметить, что все время от Пасхи до воскресенья всех Святых заполнено сплошной чередой сменяющих друг друга праздников, их попразднств и отданий, так что непраздничным остается только день Троицкой заупокойной субботы.
Богослужение Светлой пасхальной недели проходит по особому Пасхальному чину, почти полностью повторяющему богослужение воскресенья Святой Пасхи и имеющему следующие основные черты, придающие ему неповторимый праздничный характер. Это и исключение из последования чтения псалмов, и включение особых Пасхальных песнопений, и особое Пасхальное окончание богослужений с возвышением св. Креста и Пасхальным приветствием Христос воскресе. Все часы на сам праздник и на Светлой седмице заменяются особыми Пасхальными часами. Завершает богослужение Пасхальный крестный ход и Пасхальный молебен. Все дни Светлой недели воспринимаются как одно продолжающееся празднование Воскресения Христова. В ознаменование отверзения Христом дверей рая Царские врата остаются открытыми в течение всей недели. В Светлую субботу после Литургии раздается особый Пасхальный хлеб - Артос, освященный в первый день Святой Пасхи и все это время пребывавший в храме.
Богослужение возвращается к более привычному порядку, начиная с вечера под праздник Уверения ап. Фомы и Обновления Воскресения Христова (Фомино воскресенье). Все богослужения до отдания св. Пасхи начинаются и оканчиваются троекратным Христос воскресе из мертвых. Все 50 дней от Пасхи до Пятидесятницы в ознаменование радости о Воскресшем Спасителе отменяется преклонение колен (земные поклоны). Оно восстанавливается на особых коленопреклонных молитвах вечерни дня Пятидесятницы, испрашивающих у Троического Бога сугубого промышления о Церкви в окормлении живых и усопших христиан благодатию Святаго Духа. Основой богослужений этого периода являются гимнографические тексты, помещенные в богослужебной книге, именуемой Триодь Цветная. В настоящем издании эти тексты включены в общую схему того или иного богослужения; для Литургии приводятся лишь изменяемые песнопения и Новозаветные чтения. При этом имеется в виду только тот порядок службы, который не нарушается исключительными случаями: храмовым или некоторыми особыми праздниками Месяцеслова.
***
Службы Цветной Триоди начинаются с первого дня Пасхи и продолжаются до Недели всех святых, охватывая период в 50 дней. По словам схиархимандрита Иоанна (Маслова), «первоначальное название Триоди – «Цветная» – объясняется тем, что начало употребления ее совпадает с началом весны, временем цветов, которые могут служить прекрасным символом духовной красоты и изящества песнопений Цветной Триоди». Эти песнопения являются творениями многих святых отцов, и многие из них принадлежат прп. Иоанну Дамаскину, в том числе и одно из самых возвышенных и вдохновенных его творений – канон на Святую Пасху. Имея такое огромное гимнографическое богатство, трудно оставаться в стороне и не стремиться к его более глубокому познанию. Изучению Богослужебных текстов может послужить и это издание.
* Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Лекции по литургике.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
«Православный на всю голову!». Господь хочет видеть нас победителями
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!