У книжной полки. Святитель Иоанн Златоуст. Толкования Посланий апостола Павла

26 сентября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

«Чтобы последовать Христу, надо ведать глас Его. Изучи Евангелие и возможешь жизнию твоею последовать Христу», - учит нас святитель Игнатий (Брянчанинов). Святитель 4 века, Иоанн Златоуст, считал Писание основным, достаточным и обязательным источником и вероучения, и нравственного назидания. «Кто согласен с Писаниями, тот христианин, - говорил он, - а кто с ними не согласен, тот далек от истины». Его изъяснения Священного Писания, обычно в форме бесед, до сих пор считаются одним из лучших толкований во всей мировой богословской литературе. Среди них особенно известны беседы на Евангелия от Матфея и от Иоанна, а также беседы на Послания апостола Павла. Последние из перечисленных бесед составили книгу, которая вышла в издательстве «Правило веры» и называется - «Толкования Посланий апостола Павла».

***

«Не ожидай другого учителя; есть у тебя слово Божье, – никто не научит тебя так, как оно. Ведь другой учитель часто многое скрывает то из тщеславия, то из зависти. Послушайте, прошу вас, все привязанные к этой жизни, приобретайте книги – врачество души. Если не хотите ничего другого, приобретите по крайней мере Новый Завет, Деяния апостолов, Евангелие – постоянных наших наставников. Постигнет ли тебя скорбь, приникай к ним, как к сосуду, наполненному целебным веществом. Случается ли утрата, смерть, потеря ближних – оттуда почерпай утешение в своем несчастии. Или лучше – не приникай только к ним, но принимай их всецело и храни в своем уме. От незнания Писания – всякое зло. Мы выходим на войну без оружия, – и как нам спастись? Легко спасаться с Писаниями, а без них невозможно». Так пишет святитель Иоанн Златоуст, размышляя над строками Посланий апостола Павла.

Святитель Иоанн - один из величайших Отцов Вселенской Церкви, любимейший учитель и пастырь чающего Истины человечества. Родился он в 347 году в Антиохии Сирийской. Получив прекрасное образование, некоторое время служил адвокатом. Однако, обратившись к изучению христианского богословия под руководством святителя Мелетия, архиепископа Антиохийского, св. Иоанн скоро крестился, а в 370 году был определен в клир на должность чтеца и продолжил обучение у самых знаменитых представителей Антиохийской богословской школы, прославленной своей несравненной экзегетикой. После смерти горячо любимой матери Златоуст 6 лет провел в пустыне. Возвратившись в Антиохию, он в 381 году был рукоположен во диакона, а через 5 лет и во пресвитера.

В 397 году великий пастырь был поставлен архиепископом Константинопольским. Но неожиданное избрание на столь высокий пост провинциального священника, человека без всяких связей и знакомств в столице, да к тому же резко обличавшего роскошь и суетность столичной жизни, жадность и распущенность константинопольской знати, вызвало всеобщее недовольство. К травле подключилась сама императрица, и был созван собор, приговоривший святого Иоанна к изгнанию: в 404 году Святитель был сослан в Армению, где пробыл два года. Затем его отправили в Абхазию, однако великий пастырь скончался в пути 27 сентября 407 года. Мощи его были перенесены в Царьград в 438 году.

По словам протоиерея Георгия Флоровского, «как проповедник и как учитель, Златоуст был, прежде всего, экзегетом. Всех и каждого он постоянно и настойчиво призывает к прилежному чтению Библии. И особенно, как полагает святитель, в этом нуждаются мирские люди. «Ибо монахи вдали от городов пользуются большей безопасностью. Но мы, живущие среди моря греховных пожеланий и искушений, мы нуждаемся в Божественном лечении, чтобы исцелиться от обременяющих нас язв и предохранить себя от будущих ранений, чтобы уничтожить Писанием огненные стрелы сатаны». По словам святого Иоанна, «и в кратком изречении Божественного Писания можно найти великую силу и несказанное богатство мыслей».

О том, что придает изъяснительному методу Златоуста исключительное своеобразие, издатели пишут: это его манера богословствовать. С точным и убедительным комментарием, опирающимся на исчерпывающее знание текста и блестящую эрудицию, святитель сочетает нравственные наставления, прежде всего, предлагая их читателю. Неподражаема и поистине кристальная ясность златоустовского изложения Божественной мысли, несущая в себе тончайшие моменты духовного понимания. При этом писатель уделяет огромное внимание истории текста и грамматико-логической стороне речи, будучи в то же время чужд мертвящего буквализма.

Таким образом, по мнению издателей, толкования великого пастыря, ярко и глубоко передавая духовное совершенство евангельских образов и идей, носят морально-практический характер». И как нельзя лучше этот характер отражают «Толкования Посланий апостола Павла и Колоссянам и Евреям». Кроме того, они несут в себе и громадный, так сказать, «теоретический» потенциал. Это связано с тем, что Апостол в Послании к Колоссянам излагает истинное учение о Христе в противоположность суемудрию философов-гностиков, а в Послании к Евреям - в противоположность узконациональным и ветхозаветно-мессианским настроениям христиан из иудеев.

Строго следуя целеполаганию святого Павла, Златоуст в Толковании на Послание к Колоссянам последовательно изображает Божественное величие Христа, показывая, что Христос - Бог и Сын Божий, Творец и Промыслитель мира и глава Церкви, «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно». Предостерегая против старых и новых лжеучений, Святитель увещевает колоссян к святости жизни и предлагает специально нравственные наставления. В Толковании на Послание к Евреям главной своей целью Златоуст ставит изображение превосходства Нового Завета перед Ветхим. Он неуклонно доказывает превосходство Христа и перед Пророками, и перед Ангелами, и перед Моисеем, в том числе и превосходство первосвященнического служения Христа перед левитским служением. Осмысляя новозаветное служение и Жертву Христову, Святитель, неукоснительно следуя Апостолу, показывает прообразовательное значение ветхозаветной скинии и превосходство Жертвы Нового Завета.

Приводя примеры веры от допотопных времен до времен послемоисеевых, Златоуст увещевает к принятию и удержанию христианской веры».  По слову святого проповедника, именно вера - есть «новый и живой путь, ведущий в Царствие Божие, - путь, по которому следует стремиться, взирая на Самого Начальника и Совершителя веры Иисуса. Побуждая христиан терпеливо переносить страдания земной жизни, Святитель и в этом Толковании предлагает специально нравственные наставления, в том числе и к добродетельной жизни».

***

Святитель Иоанн Златоуст, оратор и богослов, по словам издателей, непревзойденный мастер православного красноречия и великий моралист. Он - подлинный сосуд благодати, говорящий как бы от уст Самого Творца и поэтому силой Духа Святого и мощью своего слова благодатно изменяющий человека, читающего его творения, и приводящий человека к Богу. Знаменитый проповедник 4 века стремился к тому, чтобы его слушатели искали, по словам святителя Феофана Затворника, «преспеяния в христианской жизни», то есть того, «что потребно вступившим на добрый путь спасения». Задачей своей святой отец видел, ревнуя о славе Божией, тронуть «спящее» сердце христианина, разбудить его и подвигнуть на неуклонное стремление к вечному блаженству.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать