Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Вопрос о смысле жизни — один из традиционных вопросов литературы, философии и богословия. Век за веком проходит земная жизнь человечества, исторические условия, культурные, социальные запросы непрестанно меняются, а с ними меняются взгляды представителей разных эпох. Но никогда человечество не перестанет задаваться вопросами: «Зачем я живу? Чему посвятить свою жизнь?» Никогда не покинет нас стремление отыскать единственный универсальный ответ, не зависящий от личных пристрастий и обстоятельств времени. В поисках ответа на этот вопрос составитель этой книги обратился к творениям святителя Игнатия Брянчанинова, а книга получила соответствующее ей название – «Смысл жизни и смерти человека».
***
Итак, вопрос о смысле жизни волнует каждого человека, даже если он об этом не говорит. По словам издателей, среди ответов на этот вопрос часто приходится слышать правильные и даже возвышенные суждения о смысле жизни, заключающемся в продолжении рода, трудовой профессиональной деятельности, достижении материального достатка или служении ближним. Само по себе это неплохо. Однако азарт накопления рано или поздно проходит и развлечения наскучивают. Еще древние философы заметили, что ни труд, ни дети и ни богатство не будут долго радовать, если все свершения и события, соприкосновения и обязательства перед людьми не объединяются одним общим смыслом.
По мнению святителя Игнатия Брянчанинова - одного из лучших православных духовных писателей-подвижников последнего времени — смысл жизни определяется природой человека, которая сотворена по образу и подобию Бога и направлена к познанию Бога и уподоблению Богу. «Человек тот, кто познал свое значение, свое состояние, свое назначение», — говорит святой отец. Выдающийся архипастырь и исследователь творений древнехристианских отцов, святитель Игнатий в своих сочинениях ясно и выразительно передает суть православного учения о человеке и спасении. Наиболее важными и полезными для нашего современника работами святителя следует считать «Слово о человеке», «Аскетические опыты», «Приношение современному монашеству», «Отечник», «Аскетическая проповедь и письма к мирянам», «Слово о смерти». Данные творения, разделенные на краткие и яркие афористические фрагменты, использовались при составлении этого сборника.
Как отмечают издатели, размышляя о жизни и смерти, святитель Игнатий многократно ссылается на высказывания прославленных святых, таких как Афанасий Великий, Макарий Великий, Авва Дорофей, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Дамаскин, Максим Исповедник и др., которые видели смысл жизни православного христианина в обожении — приобщении человека к воплощённому Богу, уподоблении Богу посредством стяжания Святаго Духа. Для христиан это стало возможным благодаря Рождеству Иисуса Спасителя, которое, по словам св. Афанасия Великого, привело к обновлению людей: возвращению их к познанию Бога и возвращению им надежды на вечную жизнь с Богом. Лучше всего это выражается святоотеческой формулой: «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом».
С учетом грехопадения и жизни в падшем состоянии, смысл жизни определяется свт. Игнатием как восстановление благодатного союза с Богом. Огромным значением для осуществления смысла жизни христиан наделена Церковь. Она — место освящения и обожения. Совершаемые в ней таинства, молитвы, Литургия, чтения Писания, проповеди имеют целью подготовку к будущей, вечной жизни с Богом. Началом же учения о смысле жизни является Святое Евангелие. «Жительство по Евангельским заповедям, - говорит святитель, - есть единый и истинный источник духовного преуспеяния, доступный для каждого, искренне желающего преуспеть, в какое бы наружное положение он ни был поставлен недоведомым Промыслом Божиим. Исполнение Евангельских заповедей вводит человека в истинное богопознание и самопознание, в истинную любовь к себе, к ближнему, к Богу, в общение с Богом, которое развивается тем обильнее, чем усерднее и точнее исполняются Евангельские заповеди».
Как отмечают издатели, святитель Игнатий убежден, что Евангельские заповеди как высшие нравственные нормы приводят сердце человека в порядок и делают его способным принять драгоценное духовное богатство. По этому поводу святитель писал: «Нравственность, приведенную в стройный, благолепный порядок, скрепленную навыком в исполнении евангельских заповедей, можно уподобить несокрушимому серебряному или золотому сосуду, который один только способен достойно принять и благонадежно сохранить в себе бездонное духовное миро». Согласно святителю Игнатию, исполнение Евангельских заповедей — это дела веры, которые необходимы человеку для достижения наивысшего предела духовного совершенства.
Вера человека позволяет понять состояние своей души, увидеть самого себя. Человек, устремившийся к состоянию духовного совершенства, зрит свое духовное состояние постоянно недостаточным, и это служит признаком начала просвещения души и пробуждающегося смысла. Достойную жизнь проводит тот, кто видит свое духовное и нравственное несовершенство и ищет исцеления. «Познание внутренней борьбы, - пишет святитель, - обличение и обнаружение живущего внутри греха, познание его насильственной власти над благими проявлениями и стремлениями доставляют христианину правильное понятие о себе и о человечестве. Он видит падение человечества в себе, он видит из собственных опытов невозможность возникнуть из этого падения при одних собственных усилиях; он стяжавает истинное смирение, начинает приносить Богу теплейшее моление о помощи и заступлении из сердца сокрушенного, которому всегда внимает Бог».
Согласно наставлениям святителя, добродетели, не приводящие человека к стремлению жить по заповедям, представляют лжедобродетели, что является показателем того, что человек следует по пути духовного заблуждения. Согласно глубокому убеждению автора, добродетели и подвиги могут также являться вредными и представлять опасность, если они не основываются на познании истинного смысла вещей. Пристальное внимание в работах свт. Игнатия уделяется и вопросу о смысле смерти. Понятия жизни и смерти тесно взаимосвязаны. В настоящем значении жизнь предстает в свете смерти, «великого таинства рождения человека из земной, временной жизни в вечность». По мысли святителя, воспоминание о смерти является горьким лекарством против падений, и, усвояясь душе, смертная память рассекает дружбу ее с грехом.
***
Главным достоинством произведений святителя Игнатия является то, что автор рассуждает не от теории. В первую очередь он — горячий и деятельный христианин и подвижник, а затем уже ученый и богослов. Слово его — выражение его аскетического опыта освобождения от страстей и движения к совершенству. Из глубоких и таинственных озарений, упоминаемых в работах, черпает автор силу цельности и убедительности в раскрытии перед читателем темы о смысле земного существования и жизни за гробом. Благодаря упомянутым качествам, личность и творения епископа Игнатия по-прежнему продолжают вызывать у читателей большой и живой интерес.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!