Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Накануне Своего вознесения Господь Иисус Христос сказал Своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их исполнять всё, что Я заповедал вам» (Мф. 28:19-20); «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15). Этими словами Господь призывает не только апостолов, но и их последователей, епископов и священников, к проповеди Слова Божия. Во все времена Священное Писание являлось и является неисчерпаемым источником для проповедника, обогащающим не только его душу, но и души слушающих его. Однако, как говорит святитель Лука Крымский, «не только Священное Писание», - этот «главнейший источник света духовного», - помогает нам «на трудном пути исполнения заповедей Христовых и спасения душ» наших, но и Жития святых». Потому как святые в своей жизни воплощали Евангелие. Рассказ о святых продолжает митрополит Омский и Таврический Владимир на страницах своей новой книги. Она вышла в свет в издательстве «Сибирская Благозвонница» и называется - «Слова в дни памяти особо чтимых святых».
***
Издательство «Сибирская Благозвонница» продолжает публикацию богослужебных проповедей митрополита Омского и Таврического Владимира. Книга — «Слова в дни памяти особо чтимых святых» — является своего рода продолжением серий «Вечное сокровище», «Врата покаяния» и «Сияние Пасхи», где толковались литургические евангельские и апостольские чтения на весь богослужебный год. В эту книгу, уже вторую по счету, вошли богослужебные проповеди Владыки, посвященные празднованию святых, вспоминаемых Церковью в июне. Это 36 увлекательных очерков о святых Вселенской и Русской Церкви и о различных событиях, связанных с ними (день кончины, обретения мощей, прославления и т. п.), а также о Соборах святых. Всего здесь повествуется о тринадцати Соборах святых, о днях празднования шести древних и двадцати русских святых, а в приводимых списках Соборов упоминаются сотни имен, в подавляющем большинстве — наших, русских святых.
«Много звезд на небе, и далеки они от нас. Они сияют нам из глубины небес, и по ним усталый путник правит путь свой по морю и по земле. Тихую отраду вливают в душу эти мерцающие таинственные светлые точечки на темном небе ночи!.. Так же далеко от нас в глубину веков ушло и то время, когда жили и трудились на земле наши чудотворцы. Тьма веков и все пережитые краем невзгоды сокрыли подробные сведения о жизни многих из них. Но даже самая малая часть из известного нам содержит много поучительного. Своею жизнию святые влекут нас к небесам, сияя светом добродетелей, показывая всю красоту и привлекательность жизни святой — этого верного пути к райским селениям», — говорится по поводу житий карельских святых в Олонецком патерике, изданном в 1910 году, но слова эти приложимы ко всему сонму святых, прославленных Церковью.
Значение святых угодников Божиих, как замечает преподобный Иоанн Дамаскин, в том, что на их крови «созидается Церковь», которая поэтому и прославляет «святых как друзей Божиих, противоставших греху до крови и излиянием ее за Христа подражавших Ему, ранее пролившему за них Свою собственную кровь... в жизни шедших по стопам Его», так что их жития становятся для всех последующих христиан своего рода живыми иконами, примерами богоугодной жизни. И каждый из нас вслед за названным преподобным автором вправе сказать: «...чрез них я освящаюсь и воспламеняюсь соревнованием подражания... Поэтому и смерть святых празднуется, и храмы им воздвигаются, и изображения начертываются».
Святые Божии живы, они с нами и помогают нам — залог тому их честные мощи, пред которыми мы молимся. И, как пишет митрополит Владимир, «святые мощи никак нельзя было назвать кумирами: они не были рукотворными. В нетленных телах праведников Господь являл предвестие небесной славы, уготованной верным». «Как древние еретики, протестанты отвергают почитание святых мощей. Для нас же, православных, нетление тел святых подвижников, исходящие от них чудеса есть зримое свидетельство воскресения верных во славе в вечном Царстве Отца Небесного». Но, как напоминает Владыка, «без подлинной внутренней христианской жизни: богообщения, богопознания и взращивания в своей душе христианских добродетелей — никакие даже самые прекрасные храмы, колокола и богато украшенные ризы не принесут нам абсолютно никакой пользы...».
Святые являются для нас учителями духовной жизни, и прежде всего молитвы: «Святые отцы, - говорит владыка Владимир, заповедуют нам в молитве соединять ум и сердце, в единстве мысли и чувства всецело устремляться в небеса». Они важны для нас еще и потому, что мы сами можем обращаться к ним за помощью в наших молитвах, ибо «они, - по словам автора, - при содействии Бога сделались страшными для врагов и благодетелями для приходящих [к ним] с верою не как к богам и благодетелям по природе, но как к слугам и служителям Бога и как к таким, которые, вследствие своей любви к Нему, получили счастливый удел: дерзновение [или свободный к Богу доступ] ». Так говорит митрополит Владимир, опираясь в этих словах на авторитет святого Иоанна Дамаскина.
Так святые становятся нашими духовными руководителями на пути к спасению. Не только подвижники из глубины веков, но «верность Христу превыше собственной жизни доказали делом и святые нашего времени — многочисленные новомученики и исповедники». При этом, по словам автора, нужно осознавать, что «святые подвижники и даже Сама Матерь Божия — это не некие божества, бесконечно далекие от человека, но точно такие же люди, как и мы. И разница между ними и нами состоит не в том, что они были якобы избраны для святости, а мы нет, а в том, что они духовно трудились над собой и на деле стремились соединиться с Богом... А это значит, что святость доступна и любому из нас — стоит лишь не просто захотеть этого, но и начать действительно жить по-христиански».
Именно поэтому, как отмечают издатели, автор стремится говорить о святых без упрощения или нарочитой их идеализации: «...по общей человеческой немощи и святые подвижники порой не избегают глубоких падений, и лишь впоследствии Всеблагой Господь через тяжкие скорби воздвигает избранников Своих к покаянию». Показывает автор и реалии того времени, те условия, в которых воспитывался и закалялся дух того или иного святого. Взять к примеру, житие святого благоверного князя Димитрия Донского. Его память празднуется 1 июня и поэтому открывает данный сборник.
Как говорит владыка Владимир, «нечеловеческой можно назвать тяжесть, которую вынес на своих плечах благоверный князь Димитрий. Двенадцатилетним ребенком воспринял он ответственность за родную землю, и ни года, ни месяца покоя не имел среди опасностей, битв и бедствий своего великого княжения. Но святой Димитрий стремился быть верным Господу, на Бога надеялся – и Бог помогал ему. Он выстоял против несметных Мамаевых полчищ, против гордыни удельных князей, против измены и предательства, против западного коварства. По благодати Божией благоверный Великий князь вынес непомерное бремя, и ныне Русская Церковь воспевает ему: Подвиги твоими, святе Димитрие, страну нашу Бог сохрани, Давый тебе силу непобедимую. О том, какие враги восставали против возрождения Православной Руси, и кто помогал святому Димитрию противостоять им, рассказывает митрополит Владимир в своей проповеди, вошедшей в состав этого сборника.
***
Как отмечают издатели, святые во все века являют нам идеал христианского внутреннего совершенствования и показывают путь преодоления всех искушений на пути к святости и спасению. В проповедях митрополита Владимира о святых житийные материалы совмещаются с современной духовно-нравственной проблематикой, историческими оценками и духовными уроками, преломляясь через личный многолетний опыт архипастырского служения автора. О жизни святых он говорит просто, но ярко и убедительно. Книга поможет осмысленно участвовать в богослужебной молитве святым нашей Церкви. Полезной окажется она и для священников в их проповедческих трудах и в целом, как надеется редакция, найдет своего самого широкого благодарного читателя.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Этот день в истории. 19 мая
День ангела. 19 мая
Церковный календарь 19 мая. Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Благоверная Тамара, царица Грузинская
Евангелие 19 мая. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!