У книжной полки. Митрополит Омский и Таврический Владимир. Слова в дни памяти особо чтимых святых

31 мая 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Накануне Своего вознесения Господь Иисус Христос сказал Своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их исполнять всё, что Я заповедал вам» (Мф. 28:19-20); «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15). Этими словами Господь призывает не только апостолов, но и их последователей, епископов и священников, к проповеди Слова Божия. Во все времена Священное Писание являлось и является неисчерпаемым источником для проповедника, обогащающим не только его душу, но и души слушающих его. Однако, как говорит святитель Лука Крымский, «не только Священное Писание», - этот «главнейший источник света духовного», - помогает нам «на трудном пути исполнения заповедей Христовых и спасения душ» наших, но и Жития святых». Потому как святые в своей жизни воплощали Евангелие. Рассказ о святых продолжает митрополит Омский и Таврический Владимир на страницах своей новой книги. Она вышла в свет в издательстве «Сибирская Благозвонница» и называется - «Слова в дни памяти особо чтимых святых».

***

Издательство «Сибирская Благозвонница» про­должает публикацию богослужебных проповедей митрополита Омского и Таврического Владимира. Книга — «Слова в дни памяти осо­бо чтимых святых» — является своего рода продолже­нием серий «Вечное сокровище», «Врата покаяния» и «Сияние Пасхи», где толковались литургические евангельские и апостольские чтения на весь богослу­жебный год. В эту книгу, уже вторую по счету, вошли богослужебные проповеди Владыки, посвященные празднованию святых, вспоминаемых Церковью в июне. Это 36 увлекательных очерков о святых Вселенской и Рус­ской Церкви и о различных событиях, связанных с ними (день кончины, обретения мощей, прославле­ния и т. п.), а также о Соборах святых. Всего здесь повествуется о тринадцати Соборах святых, о днях празднования шести древних и двадцати русских свя­тых, а в приводимых списках Соборов упоминаются сотни имен, в подавляющем большинстве — наших, русских святых.

«Много звезд на небе, и далеки они от нас. Они сияют нам из глубины небес, и по ним усталый пут­ник правит путь свой по морю и по земле. Тихую отраду вливают в душу эти мерцающие таинствен­ные светлые точечки на темном небе ночи!.. Так же далеко от нас в глубину веков ушло и то время, когда жили и трудились на земле наши чудотворцы. Тьма веков и все пережитые краем невзгоды сокрыли под­робные сведения о жизни многих из них. Но даже са­мая малая часть из известного нам содержит много поучительного. Своею жизнию святые влекут нас к небесам, сияя светом добродетелей, показывая всю красоту и привлекательность жизни святой — это­го верного пути к райским селениям», — говорится по поводу житий карельских святых в Олонецком патерике, изданном в 1910 году, но слова эти приложимы ко всему сонму святых, прославленных Церковью.

Значение святых угодников Божиих, как замечает преподобный Иоанн Дамаскин, в том, что на их крови «созидается Церковь», которая поэтому и прослав­ляет «святых как друзей Божиих, противоставших греху до крови и излиянием ее за Христа подражавших Ему, ранее пролившему за них Свою собствен­ную кровь... в жизни шедших по стопам Его», так что их жития становятся для всех последующих христи­ан своего рода живыми иконами, примерами бого­угодной жизни. И каждый из нас вслед за назван­ным преподобным автором вправе сказать: «...чрез них я освящаюсь и воспламеняюсь соревнованием подражания... Поэтому и смерть святых празднуется, и храмы им воздвигаются, и изображения начертываются».

Святые Божии живы, они с нами и помогают нам — залог тому их честные мощи, пред которыми мы молимся. И, как пишет митрополит Владимир, «святые мощи никак нельзя было назвать кумирами: они не были рукотворными. В нетленных телах праведников Господь являл предвестие небес­ной славы, уготованной верным». «Как древние еретики, протестанты отвергают почитание свя­тых мощей. Для нас же, православных, нетление тел святых подвижников, исходящие от них чудеса есть зримое свидетельство воскресения верных во славе в вечном Царстве Отца Небесного». Но, как напоминает Владыка, «без подлинной внутренней христианской жизни: богообщения, богопознания и взращивания в своей душе христианских добродетелей — никакие даже самые прекрасные храмы, колокола и богато укра­шенные ризы не принесут нам абсолютно никакой пользы...».

Святые являются для нас учителями духовной жизни, и прежде всего молитвы: «Святые отцы, - говорит владыка Владимир, запо­ведуют нам в молитве соединять ум и сердце, в един­стве мысли и чувства всецело устремляться в небеса». Они важны для нас еще и потому, что мы сами можем обращаться к ним за помощью в на­ших молитвах, ибо «они, - по словам автора, - при содействии Бога сде­лались страшными для врагов и благодетелями для приходящих [к ним] с верою не как к богам и благо­детелям по природе, но как к слугам и служителям Бога и как к таким, которые, вследствие своей любви к Нему, получили счастливый удел: дерзновение [или свободный к Богу доступ] ». Так говорит митрополит Владимир, опираясь в этих словах на авторитет святого Иоанна Дамаскина.

Так святые становятся нашими духовными руководителями на пути к спасению. Не только подвижники из глубины веков, но «верность Хри­сту превыше собственной жизни доказали делом и святые нашего времени — многочисленные новомученики и исповедники». При этом, по словам автора, нужно осознавать, что «святые подвижники и даже Сама Матерь Божия — это не некие божества, бес­конечно далекие от человека, но точно такие же люди, как и мы. И разница между ними и нами со­стоит не в том, что они были якобы избраны для святости, а мы нет, а в том, что они духовно труди­лись над собой и на деле стремились соединиться с Богом... А это значит, что святость доступна и лю­бому из нас — стоит лишь не просто захотеть этого, но и начать действительно жить по-христиански».

Именно поэтому, как отмечают издатели, автор стремится говорить о свя­тых без упрощения или нарочитой их идеализа­ции: «...по общей человеческой немощи и святые подвижники порой не избегают глубоких падений, и лишь впоследствии Всеблагой Господь через тяж­кие скорби воздвигает избранников Своих к покаянию». Показывает автор и реалии того времени, те условия, в которых воспитывался и закалялся дух того или иного святого. Взять к примеру, житие святого благоверного князя Димитрия Донского. Его память празднуется 1 июня и поэтому открывает данный сборник.

Как говорит владыка Владимир, «нечеловеческой можно назвать тяжесть, которую вынес на своих плечах благоверный князь Димитрий. Двенадцатилетним ребенком воспринял он ответственность за родную землю, и ни года, ни месяца покоя не имел среди опасностей, битв и бедствий своего великого княжения. Но святой Димитрий стремился быть верным Господу, на Бога надеялся – и Бог помогал ему. Он выстоял против несметных Мамаевых полчищ, против гордыни удельных князей, против измены и предательства, против западного коварства. По благодати Божией благоверный Великий князь вынес непомерное бремя, и ныне Русская Церковь воспевает ему: Подвиги твоими, святе Димитрие, страну нашу Бог сохрани, Давый тебе силу непобедимую. О том, какие враги восставали против возрождения Православной Руси, и кто помогал святому Димитрию противостоять им, рассказывает митрополит Владимир в своей проповеди, вошедшей в состав этого сборника.

***

Как отмечают издатели, святые во все века являют нам идеал христианского внутреннего со­вершенствования и показывают путь преодоления всех искушений на пути к святости и спасению. В проповедях митрополита Владимира о святых житийные материалы совмещаются с современной духовно-нравственной проблематикой, историче­скими оценками и духовными уроками, преломляясь через личный многолетний опыт архипастырского служения автора. О жизни святых он говорит просто, но ярко и убедительно. Книга поможет осмысленно участвовать в богослужебной молитве святым нашей Церкви. Полезной окажется она и для священников в их проповедческих трудах и в целом, как надеет­ся редакция, найдет своего самого широкого благо­дарного читателя.

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать