У книжной полки. Схиигумен Савва (Остапенко). Спеши начать духовный путь. О главном пороке души и христианских добродетелях

26 июля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Покой и мир желает дать нам Христос. Его небесный, исполненный подлинной люб­ви голос зовет нас: Приидите ко мне все труждающиися и обремененные, и Аз упокою вас (Мф. 11,28). Но мало кто спешит начать путь ко Христу. Ведь стоит только начать — и испытания под­стерегают нас на каждом шагу. Так проходят годы, а мы, лукаво называя себя христианами, пытаемся устроить свою жизнь, свою судьбу без труда духовного. Но снова и снова Господь на­поминает нам о спасении: скорбями, болезня­ми, испытаниями. И вот обуреваемые, унывающие, уставшие от невзгод, мы ищем пастырского совета: как быть? В поиске ответа на этот вопрос можно обратиться к книге схиигумена Саввы, которая вышла в свет в издательстве «Духовное преображение», в серии «Духовные зерна». Она называется – «Спеши начать духовный путь: О главном по­роке души и христианских добродетелях».

***

В 1907 году 8-летний мальчик Коля Остапенко, будущий старец Псково-Печерского монастыря Савва, получил откровение о своём будущем: он отчётливо увидел себя взрослым, в облачении иеромонаха. «Сердце моё как-то неизреченно взволновалось», - вспоминал он уже в преклонном возрасте и говорил, что с той поры его не оставляло желание жить в монастыре. Но его путь к монашеству был очень долгим: лишь в 48-летнем возрасте поступил Николай Михайлович в семинарию, и только 50-и лет от роду принял постриг. Вспоминая учебные годы в семинарии, отец Савва говорил, что, изучая предлагаемые там на­уки и особенно богословие, он старался все по­нять и воспринять сердцем, поэтому отвечал на задаваемые преподавателем вопросы по сущест­ву — так, как понимал душой и сердцем, так, как приходилось ему наблюдать в жизни.

Но, как говорится в жизнеописании старца, настоя­щей духовной школой была для него молитва на богослужении. Рассказывали, что во время цер­ковной службы он забывал обо всем и нередко опаздывал на уроки. Когда педагоги спрашивали: «Где Остапенко?» — дежурные студенты отве­чали: «У преподобного Сергия на молебне» или: «Читает записки на панихиде». Уже тогда его, не­молодого семинариста, особенно часто и усерд­но просили однокурсники помолиться о них пе­ред экзаменом. Курс семинарии Николай Михайлович за­кончил за три года вместо положенных четырех, после чего и поступил послуш­ником в братию Троице-Сергиевой Лавры.

Но наступила эпоха хрущевских гонений, и будущий старец, тогда иеромонах, стал гонимым со стороны властей, наряду с другими видными лаврскими проповедниками, которых у монастырского начальства потребовали из­гнать из обители в угоду «антирелигиозной по­литике партии». Итак, в 1954 году, летом, на празднование яв­ления Казанской иконы Богоматери, иеромонах Савва вышел из Троице-Сергиевой Лавры — он получил указ о направлении его в Псково-Печерский монастырь. Невинному страдальцу горько было отлуче­ние от святынь обители, от любимой братии, которой он ничего не желал, кроме добра, мира и спасения, а еще тяжелее было оставлять своих духовных чад. Горю же их не было границ. Море слез и рыданий сопровождало его.

Псково-Печерская обитель тогда была мало­известной, бедной, богомольцев было мало. Па­ломники, знавшие отца Савву по Троице-Сергиевой Лавре, и духовные чада из разных городов и селений устремились в Печоры, больные тянулись к нему и получали исцеление. В Псково-Печерской обители, так же как некогда в Лавре преподобного Сергия, старец с духовным воодушевлением проводил испо­ведь богомольцев и призывал народ к пока­янию. Те, кто был хоть раз на исповеди отца Саввы, могли сразу понять, что главная цель христианской жизни — спасение. Старец по­учал, наставлял, предостерегал от ошибок и всё это подкреплял живыми примерами не только из житий святых отцов, но и из жизни тех, кто стоял перед ним.

Блаженная кончина батюш­ки наступила 27 июля 1980 года, в воскресенье. Об этом возвестил монастырский коло­кол. Узнав о кончине старца, многие поспешили известить его близких, род­ных и духовных чад, и печальная весть быстро разнеслась по всем городам и весям. Нет слов, чтобы описать скорбь, плач, рыдания оси­ротевших людей. Но многие из них в то же вре­мя испытывали какое-то необычайное чувство радости: жив отец! Он не ушел от нас! Прервалась земная жизнь рев­ностного подвижника, служителя Божия, стихли его пламенные речи, сомкнулись очи, привет­ливо смотревшие на всех, но дух его, слово его и учение будут вечно жить в сердцах любивших и знавших его людей.

Незадолго до смерти отец Савва собрал свои записи и составил из них книги, завещав духов­ным чадам обязательно читать их для спасения души. В сочинении, которое представлено в этой книге схиигумен Савва содержательно и подробно раскрывает великие христианские добродетели, которые приводят душу к духовно-нравственному совершенству. Это – смирение, кротость, милосердие, миротворчество, самоукорение и любовь. При этом он касается только одного, но основного порока души – гордости, как противоположности добродетелям и основного препятствия на духовном пути, с которым с самого начала надо бороться христианину. Он предостерегает читателя от этого порока и дает наставления, как с ним бороться и побеждать, ибо без победы над ним не может быть ни духовного роста, ни спасения.

Это сочинение старец предваряет такими словами: «Человек создан по образу и по подобию Божию (Быт. 1:26), предопределен для вечного блаженства и в земной жизни призван к живому, непосредственному богообщению. Все люди без исключения, как иноки, так и мирские, должны были бы идти этим путем, но, к сожалению, этот путь, оказывается, доступен не для всех. Какая же причина мешает людям иметь живое общение с Господом и наслаждаться утешениями неизреченными? Основная причина тому — похоть очес и гордость житейская. Гордым Господь противится и только смиренным дает благодать, только смиренным являет Себя и пребывает с ними неразлучно. Но истинно смиренных людей, которые живут по воле Божией, а не по своей воле, теперь мало.

Большинство людей, по словам старца, не прислушиваются к голосу Божию в сердце своем, а из тех, кто пытается прислушиваться, многие не понимают его и живут по своей воле, следуя голосу страсти. Поэтому спасение людей теперь совершается в основном болезнями и скорбями. Как отмечает батюшка, для достижения духовно-нравственного совершенства надо всем учиться познавать волю Божию, прислушиваясь к голосу Божию, а чтобы вернее услышать в себе голос Божий, надо отложить свою маленькую индивидуальную волю и надо быть готовым на всякую жертву, подобно Самому Христу, Который «был послушным Отцу даже до смерти» (Флп. 2:8). Именно к тем людям, которые смиряются и покоряются воле Божией, относят­ся слова Христовы: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11,28).

***

«Достигшим высоты и глубины кротости и смирения лег­ко жить, но труден путь к до­стижению этих добродетелей. Кто еще только на пути, для тех тяжела борьба с собой. Трудно, очень трудно терпеть чужие грехи, но зато это верный и надежный путь в Цар­ствие Небесное». Так пишет схиигумен Савва, несколько тематических подборок из духовного наследия которого собраны на страницах этой книги. Мы надеемся, - говорят издатели, что это небольшое издание поможет читателям пробудить­ся от духовного сна и бодро начать свой путь ко Христу, руководствуясь наставлениями ба­тюшки в подвиге нравственного совершенст­вования.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать