Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Покой и мир желает дать нам Христос. Его небесный, исполненный подлинной любви голос зовет нас: Приидите ко мне все труждающиися и обремененные, и Аз упокою вас (Мф. 11,28). Но мало кто спешит начать путь ко Христу. Ведь стоит только начать — и испытания подстерегают нас на каждом шагу. Так проходят годы, а мы, лукаво называя себя христианами, пытаемся устроить свою жизнь, свою судьбу без труда духовного. Но снова и снова Господь напоминает нам о спасении: скорбями, болезнями, испытаниями. И вот обуреваемые, унывающие, уставшие от невзгод, мы ищем пастырского совета: как быть? В поиске ответа на этот вопрос можно обратиться к книге схиигумена Саввы, которая вышла в свет в издательстве «Духовное преображение», в серии «Духовные зерна». Она называется – «Спеши начать духовный путь: О главном пороке души и христианских добродетелях».
***
В 1907 году 8-летний мальчик Коля Остапенко, будущий старец Псково-Печерского монастыря Савва, получил откровение о своём будущем: он отчётливо увидел себя взрослым, в облачении иеромонаха. «Сердце моё как-то неизреченно взволновалось», - вспоминал он уже в преклонном возрасте и говорил, что с той поры его не оставляло желание жить в монастыре. Но его путь к монашеству был очень долгим: лишь в 48-летнем возрасте поступил Николай Михайлович в семинарию, и только 50-и лет от роду принял постриг. Вспоминая учебные годы в семинарии, отец Савва говорил, что, изучая предлагаемые там науки и особенно богословие, он старался все понять и воспринять сердцем, поэтому отвечал на задаваемые преподавателем вопросы по существу — так, как понимал душой и сердцем, так, как приходилось ему наблюдать в жизни.
Но, как говорится в жизнеописании старца, настоящей духовной школой была для него молитва на богослужении. Рассказывали, что во время церковной службы он забывал обо всем и нередко опаздывал на уроки. Когда педагоги спрашивали: «Где Остапенко?» — дежурные студенты отвечали: «У преподобного Сергия на молебне» или: «Читает записки на панихиде». Уже тогда его, немолодого семинариста, особенно часто и усердно просили однокурсники помолиться о них перед экзаменом. Курс семинарии Николай Михайлович закончил за три года вместо положенных четырех, после чего и поступил послушником в братию Троице-Сергиевой Лавры.
Но наступила эпоха хрущевских гонений, и будущий старец, тогда иеромонах, стал гонимым со стороны властей, наряду с другими видными лаврскими проповедниками, которых у монастырского начальства потребовали изгнать из обители в угоду «антирелигиозной политике партии». Итак, в 1954 году, летом, на празднование явления Казанской иконы Богоматери, иеромонах Савва вышел из Троице-Сергиевой Лавры — он получил указ о направлении его в Псково-Печерский монастырь. Невинному страдальцу горько было отлучение от святынь обители, от любимой братии, которой он ничего не желал, кроме добра, мира и спасения, а еще тяжелее было оставлять своих духовных чад. Горю же их не было границ. Море слез и рыданий сопровождало его.
Псково-Печерская обитель тогда была малоизвестной, бедной, богомольцев было мало. Паломники, знавшие отца Савву по Троице-Сергиевой Лавре, и духовные чада из разных городов и селений устремились в Печоры, больные тянулись к нему и получали исцеление. В Псково-Печерской обители, так же как некогда в Лавре преподобного Сергия, старец с духовным воодушевлением проводил исповедь богомольцев и призывал народ к покаянию. Те, кто был хоть раз на исповеди отца Саввы, могли сразу понять, что главная цель христианской жизни — спасение. Старец поучал, наставлял, предостерегал от ошибок и всё это подкреплял живыми примерами не только из житий святых отцов, но и из жизни тех, кто стоял перед ним.
Блаженная кончина батюшки наступила 27 июля 1980 года, в воскресенье. Об этом возвестил монастырский колокол. Узнав о кончине старца, многие поспешили известить его близких, родных и духовных чад, и печальная весть быстро разнеслась по всем городам и весям. Нет слов, чтобы описать скорбь, плач, рыдания осиротевших людей. Но многие из них в то же время испытывали какое-то необычайное чувство радости: жив отец! Он не ушел от нас! Прервалась земная жизнь ревностного подвижника, служителя Божия, стихли его пламенные речи, сомкнулись очи, приветливо смотревшие на всех, но дух его, слово его и учение будут вечно жить в сердцах любивших и знавших его людей.
Незадолго до смерти отец Савва собрал свои записи и составил из них книги, завещав духовным чадам обязательно читать их для спасения души. В сочинении, которое представлено в этой книге схиигумен Савва содержательно и подробно раскрывает великие христианские добродетели, которые приводят душу к духовно-нравственному совершенству. Это – смирение, кротость, милосердие, миротворчество, самоукорение и любовь. При этом он касается только одного, но основного порока души – гордости, как противоположности добродетелям и основного препятствия на духовном пути, с которым с самого начала надо бороться христианину. Он предостерегает читателя от этого порока и дает наставления, как с ним бороться и побеждать, ибо без победы над ним не может быть ни духовного роста, ни спасения.
Это сочинение старец предваряет такими словами: «Человек создан по образу и по подобию Божию (Быт. 1:26), предопределен для вечного блаженства и в земной жизни призван к живому, непосредственному богообщению. Все люди без исключения, как иноки, так и мирские, должны были бы идти этим путем, но, к сожалению, этот путь, оказывается, доступен не для всех. Какая же причина мешает людям иметь живое общение с Господом и наслаждаться утешениями неизреченными? Основная причина тому — похоть очес и гордость житейская. Гордым Господь противится и только смиренным дает благодать, только смиренным являет Себя и пребывает с ними неразлучно. Но истинно смиренных людей, которые живут по воле Божией, а не по своей воле, теперь мало.
Большинство людей, по словам старца, не прислушиваются к голосу Божию в сердце своем, а из тех, кто пытается прислушиваться, многие не понимают его и живут по своей воле, следуя голосу страсти. Поэтому спасение людей теперь совершается в основном болезнями и скорбями. Как отмечает батюшка, для достижения духовно-нравственного совершенства надо всем учиться познавать волю Божию, прислушиваясь к голосу Божию, а чтобы вернее услышать в себе голос Божий, надо отложить свою маленькую индивидуальную волю и надо быть готовым на всякую жертву, подобно Самому Христу, Который «был послушным Отцу даже до смерти» (Флп. 2:8). Именно к тем людям, которые смиряются и покоряются воле Божией, относятся слова Христовы: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11,28).
***
«Достигшим высоты и глубины кротости и смирения легко жить, но труден путь к достижению этих добродетелей. Кто еще только на пути, для тех тяжела борьба с собой. Трудно, очень трудно терпеть чужие грехи, но зато это верный и надежный путь в Царствие Небесное». Так пишет схиигумен Савва, несколько тематических подборок из духовного наследия которого собраны на страницах этой книги. Мы надеемся, - говорят издатели, что это небольшое издание поможет читателям пробудиться от духовного сна и бодро начать свой путь ко Христу, руководствуясь наставлениями батюшки в подвиге нравственного совершенствования.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!