Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Схиигумен Иоанн (Алексеев) - подвижник благочестия 20 века. Будучи насельником Валаамского монастыря, он окормлял в советскую эпоху множество душ, ищущих спасения. Он вел обширную переписку, в письмах отвечал на вопросы, возникающие у каждого христианина на нелегком пути ко спасению. О духовной жизни старец говорил: «Да, духовная жизнь сложная, она требует глубокого смирения, рассудком ее не поймешь, а постигается только опытом». И еще говорил: «Верь, что есть Бог и будущая вечная, не имеющая конца, жизнь, и душа человеческая бессмертна, — даже и не стареет». О жизни старца рассказывает книга, вышедшая в свет в издательстве Сретенского монастыря в серии «Люди Божии». Она называется «Схиигумен Иоанн (Алексеев)».
***
Эта книга посвящена схиигумену Иоанну (Алексееву), валаамскому старцу. Он провел почти всю свою жизнь в монастыре, был настоятелем Трифоно-Печенгской обители, а последние два десятилетия жизни был духовником Валаамского монастыря в Финляндии. Главное духовное делание схиигумена Иоанна — непрестанная молитва о душах всех скорбящих. А его письма обращены к разным лицам: к тем, кто не верит и пока не встретил Бога, к верующим, воцерковленным, живущим духовной жизнью людям. Наставления старца могут быть настольной книгой для желающих вести духовную жизнь. Письма неоднократно издавались в России, Финляндии, Сербии.
Давайте обратимся к жизнеописанию старца. Схиигумен Иоанн, в миру Иван Алексеевич Алексеев, родился 14 февраля 1873 года в Тверской губернии. Еще в детстве он стал задумываться о том, «как спастись». В своих письмах старец вспоминает, как покупал Жития святых – книжечки, стоившие всего несколько копеек, и с большим интересом их прочитывал. Вместе со своим другом, «близким по духу», ездил по монастырям. В Валаамский монастырь Иван Алексеев впервые поступил 16-летним юношей, в 1889 году. И сразу же его отправили в один из многочисленных скитов Валаама – в скит преподобного Германа - там насельники занимались земледелием и выращивали скот. Ивану пришлось делать то, к чему он сам с детства был привычен - помогать в хлеву и на полях. Потом его призвали на военную службу, которая в то время продолжалась 4 года. Служил солдат в стрелковом батальоне, а после армии вернулся на несколько лет в свою родную деревню к родителям.
Окончательно на Валаам Иван прибыл 28 мая 1901 года и позже в своих воспоминаниях писал: «Вот и живу с тех пор в монастыре, и мысли никогда не было, чтобы вернуться в мир. Благодарю Господа, что Он по Своей милости сподобил меня, грешного, провести здесь всю мою жизнь». В 1906 году он был зачислен в послушники Валаамского монастыря, а через 4 года пострижен в монашество с именем Иакинф. Правда в этот раз послушания Ивану проходилось выполнять разные, и все такие, которые ему не нравились, однако, он не унывал, а был мирен. «От святого послушания рождается смирение и сила воли укрепляется. А святые отцы даже приписывают послушание мученичеству», — вспоминал старец.
Говорил еще по этому поводу: «Вообще очень нам вожделенна своя волюшка. А вдруг надо оставить свою волю и исполнить волю другого. Очень трудно уступить другому, — это могут только великие души, а слабенькие крепко настаивают на своем». Шесть лет благодатной подвижнической жизни прошло в скиту Иоанна Предтечи, который отличался особой строгостью. А в 1921 году состоялось его назначение настоятелем далекого северного Трифоно-Печенгского монастыря. Для самого отца Иакинфа это было большой неожиданностью - прямо из простых монахов его посвятили в сан игумена с возложением наперсного креста. И это не смотря на то, что братия Валаамского монастыря тогда состояла примерно из 500 монахов, в – их числе было 75 иеромонахов и 35 иеродиаконов. Многие из них были отмечены наградой – золотым наперсным крестом.
Отец Иакинф себя считал ничем особо не выделяющимся, средним, и поэтому такое назначение вызвало у него удивление. Однако он побоялся отказаться от этого послушания и принял монастырь по-простому, ничего не проверяя. По его словам, братья отнеслись к нему очень хорошо, и он, с Божией помощью, стал понемногу привыкать на своем новом и столь ответственном послушании. Но первые годы были для игумена особенно трудными. Очень уж отличалась подвижническая жизнь Валаамского и Печенгского монастырей. Воспоминания о любимой обители преподобных Сергия и Германа на Ладоге не отпускали монаха, и он тосковал по Валааму. Вернуться же в родные края он смог лишь спустя 10 лет, весной 1932 года. Через год отец Иакинф был пострижен в наивысшую степень монашества – в великую схиму с именем Иоанн.
А впереди у схиигумена Иоанна было духовничество в Валаамском монастыре, переселение в Новый Валаам, где он продолжал нести данное послушание. В тоже время о. Иоанн стал настоящим духовным старцем, принимая паломников на исповедь у себя в келье, а также отвечая на многочисленные письма. Переписка с духовными чадами, которым он посылал весточки почти до самой своей кончины, стала главным занятием отца Иоанна в свободное от монастырских послушаний время. Духовное влияние старца распространялось не только в церковной среде, но и среди людей, даже еще не пришедших к Православию. Причины этого явления становятся понятны, если обратиться к письмам отца Иоанна. Он не был высокообразованным человеком, но в его посланиях к духовным детям виден несомненный литературный талант, глубокий ум, такт, чувство юмора и, главное, - евангельская простота.
Знание и, главное, понимание Святых Отцов, умение на практике применять их наставления, трезвые рассуждения о молитве, разумные и ненавязчивые духовные советы открывают перед нами облик не только праведника, но и опытного духовника. В своих наставлениях, как и в жизни, отец Иоанн держался открытости к людям, духовной трезвости и простоты. Старец старался внимательно разобраться в вопросах, волновавших наставляемого, в его бедах и заботах. Часто он как бы отождествлял себя со своим скорбящим духовным чадом. При этом, старец никогда и не настаивал на выполнении данных им советов, отмечая в одном из писем: «Только мои советы принимай не как повеление или закон, а как простой совет. Можешь и не принять их, если усмотришь, что они несогласны со Святым Писанием и с поучениями Святых Отцов».
***
Схиигумен Иоанн (Алексеев) отошел ко Господу 6 июня 1958 года. После блаженной кончины старца остались его духовные советы, наставления и поучения. Смиренный и кроткий старец просил читателей этих наставлений: «Кто будет читать мои письма, умиленно прошу: помяните в своих молитвах меня, великого грешника». Спустя несколько лет после его кончины вышла книга писем Валаамского старца, которая со временем стала доступна большому кругу читателей. Вместе с тем и имя отца Иоанна стало знакомым и близким для многих людей. Тем, кто будет читать его духовные наставления, отец Иоанн завещал: «Пользы мало, если только будем читать да спрашивать, как спастись, но надо начать трудиться, работать, очищать свое сердце от страстей. Вы теперь знаете, в чем заключается духовная жизнь, добрый час, начинайте, умудри вас Господи…»
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!