Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Сердцем моим страдаю о вас и ежедневно молю Господа Бога о помощи и заступлении Вашем и об исцелении всех недугов Ваших», – так часто писал своим духовным чадам преподобный Серафим (Романцов). От юности избравший иноческий путь, будущий святой пришел в Глинскую пустынь в 1910 году. После закрытия обители в 1922 году преподобный подвизался в горах Кавказа, где в труднейших условиях молитвой и бдением возрастал духовно, укрепляя свой дух для будущих испытаний. И в ссылке, и в лагере молитва и благодать Божия поддерживали старца, учили видеть и понимать страдающее человеческое сердце. В 1947 году отец Серафим вернулся во вновь открытую Глинскую пустынь и был назначен духовником. Он помогал многим, пребывающим в скорбях и печалях, обрести радость о Господе и душевный мир. Земной путь старца окончился в Сухуми 1 января 1976 года, где до последнего дня продолжал он окормлять многочисленных духовных чад, помогая им советом и молитвенным предстоянием. О преподобном Серафиме (Романцове) рассказывает книга Зиновия и Николая Чесноковых, вышедшая в свет в издательстве Сретенского монастыря. Она называется – «Сердцем моим страдаю о Вас...».
***
Восьмого мая 2008 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви были причислены к лику святых тринадцать старцев Глинского монастыря. В основном это молитвенники, которые подвизались в обители и прославились в 19-20 столетиях. 25 марта 2009 года было принято решение о канонизации еще троих Глинских подвижников, подвизавшихся в 20 столетии. К лику святых были причислены преподобные Серафим (Мажуга), Андроник (Лукаш) и Серафим (Романцов), о котором и рассказывает эта книга. На протяжении долгих лет старец Серафим исполнял послушание духовника Рождества Пресвятой Богородицы Глинской пустыни. Его поучения неизменно основывались на Священном Писании и творениях святых отцов. Сила же наставлений преподобного Серафима заключается в том, что он в своей жизни неуклонно следовал истинам, которые проповедовал.
В этой книге подробно изложено житие преподобного Серафима (Романцова), а также кратко упомянуты труды и подвиги некоторых его собратьев-подвижников по Глинской пустыни. Важнейшим достижением книги является комплексное рассмотрение пастырского служения старца-духовника, который духовно окормлял как глинскую братию и пустынножителей Кавказских гор, так и многих православных христиан в миру. Авторами подробно были изучены многие вопросы, не привлекавшие ранее внимание исследователей. Были собраны свидетельства людей, лично знавших схиархимандрита Серафима, проанализированы письма старца и то богатое духовное наследие, которое он оставил после себя будущим поколениям.
Как отмечают авторы, жизнь старца можно условно разделить на три периода: первый — обучение основам монашеской жизни в обители; второй — духовное возрастание вдали не только от разоренной обители, но и от храмов, без общения с единомышленными братиями; третий — возвращение к открытому служению Церкви в родном монастыре, а потом в Абхазии. Все три периода, по словам авторов, значимы и поучительны для нас, особенно теперь, когда почти не осталось живых носителей духовных традиций прошлого. Первый период заложил надежные основы духовной жизни, научив вниманию к себе, постоянной молитве и покаянию. Укоренялись эти основы в душе в обстановке духовного мира, царившего в обители, внимательного и ответственного отношения к каждому послушнику, а перед глазами послушников всегда были старцы — живые примеры искреннего богопочитания.
Второй период научил будущего святого преданности воле Божьей, непрестанной молитве и открыл радость благоговейного предстояния Богу в уединении и безмолвии. Третий период жизни отца Серафима открыл всем, приходящим к старцу, что духовные плоды реальны и спасительны не для одного только человека, стяжавшего их, но и для всех, кто идет к нему с покаянием и жаждой очиститься и возродиться душой. Пример деяний преподобного старца учит нас искреннему, чистосердечному смирению: никогда не думать о себе, нигде и ни в чем не видеть различия между собой и обычным прохожим на улице. В трудные годы общей разрухи, когда вся страна переживала страшные гонения на веру и Церковь, традиции и школа старчества Глинской пустыни не прерывались благодаря таким подвижникам, как схиархимандрит Серафим (Романцов).
В предисловии книги протоиерей Александр Чесноков пишет: «Преподобный Серафим Саровский учил, что цель нашей жизни заключается в стяжании благодати Святого Духа. «Эта благодать Святого Духа, по учению святого Макария Великого, и есть Царство Божие, которое обнаруживается в душе христианина своими дивными проявлениями "правды мира и радости" (см. Рим. 14, 17). К сей благодати, как к Царству Божиему, Господь и велит нам прежде всего стремиться, когда говорит: Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33)». «Памятуя великое значение для нас благодати Святого Духа, сошедшей некогда на апостолов, а затем даруемой каждому из нас в таинствах Крещения и Миропомазания», святой преподобный Серафим (Романцов) поставил целью всей своей жизни приятие Святого Духа через крестный путь умерщвления страстей и исполнения заповедей Божиих.
Преподобный глинский старец пережил не только большие скорби, но и великие радости, подобные тем, которых удостоились святые апостолы и все угодники Божии. В наставлениях отца Серафима (Романцова) мы читаем: «Сама Святая Церковь, указуя нам путь к Царствию Божию, первым средством к достижению сего вечного блаженства поставляет всеобщую любовь и со всеми полное примирение». На заповеди любви к Богу и к ближнему зиждется все учение Церкви Христовой. Эта любовь не завидует, не гордится, верит всему (см. 1 Кор. 13, 4-8). Ради нее Бог Слово стал плотию, претерпел вольные страдания и был распят на Кресте, чтобы спасти человека. Эта любовь горела в сердцах святых апостолов и передавалась от них всем верующим, когда они обходили с проповедью Слова Божия всю вселенную.
Только эта любовь могла воодушевить мучеников на их страдания за веру. Ради этой любви святые богоносные отцы несли аскетические подвиги и оберегали учение Святой Церкви от еретических мнений и козней вражиих. Ради этой любви святые шли на смерть, чтобы жить в вечности со Христом. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) пишет, что «в любви скрыт ключ и истинного боговедения христианского, и истинной христианской жизни... Святой апостол Иоанн, возлюбленный ученик Господа нашего Иисуса Христа - есть глашатай и проводник этой любви. Через все написанное им Евангелие и через все его три Послания красной нитью проходит мысль о том, что без любви к Богу и человеку невозможно достичь спасения. В основе этой мысли святого Иоанна лежит высшая заповедь Иисуса Христа: Да любите друг друга (Ин. 13, 34)».
Что касается слов о полном примирении со всеми — второй части условия пути к Царствию Божию, о котором говорит преподобный Серафим (Романцов), — то и у святого преподобного игумена Филарета (Данилевского) мы читаем такие слова: «Прощением согрешений ближнему скорее всего достигается очищение немоществующей души нашей, ибо искушение попускается нам Богом, как духовное врачевство». Благодать Божия дала отцу Серафиму «полнее вкусить сладость духовной жизни и тем пресекла вкус ко всему земному. Под руководством мудрых глинских старцев он терпеливо переносил искушения, приобрел навык полного послушания и смирения. Кроме стяжания христианских добродетелей, этот подвижник с усердием предался подвигу молитвы» и нес его до конца своих дней: «Горячая молитва ограждала меня во всех трудных обстоятельствах моей жизни», — впоследствии часто повторял старец.
***
«Это был великий угодник Божий и истинный пастырь, в жизни которого действие Божественной благодати сочеталось с большим личным трудом, непрестанным контролем над собой, духовным бодрствованием и молитвенным подвигом. Поистине это был спутник, который духовно сопровождал людей в Царство Небесное», - говорит о прп. Серафиме (Романцове) исследователь старчества Николай Васильевич Маслов. При написании этой книги были использованы различные источники, содержащие сведения о жизни прп. Серафима: архивные материалы, периодические издания, а также воспоминания духовных чад старца. С Божией помощью удалось собрать немало поучительных и назидательных примеров, связанных с великим подвижником XX столетия, девизом всей святой жизни которого могут быть им же сказанные слова: «В спасении вся наша радость и цель жизни».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!