У книжной полки. Протоиерей Олег Стеняев. Семейная жизнь ветхозаветных патриархов: Авраам, Исаак, Иаков

23 августа 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Назначение семейной жизни — родить и воспитать пра­ведного и святого. А семье, по слову апосто­ла, нужно стать домашнею их церковью (1 Кор. 16, 19). Как этого достичь? По словам протоиерея Олега Стеняева, семейные вопросы и проблемы, по сути, одинаковы во все времена. Поэтому, чтобы понять, что и как делать в настоящем, следует обратиться к опыту прошлого. В Священном Писании говорится от лица Господа: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим (Иер. 16, 16). Тем более полезно рассмотреть опыт древних, если он принадлежит святым патриархам Аврааму, Иса­аку, Иакову. Осмыслить этот опыт, и предлагает отец Олег на страницах книги, которая вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря. Она называется – «Семейная жизнь ветхозаветных патриархов: Авраам, Исаак, Иаков».

***

Новая книга известного проповедника, миссионера, духовного писателя, публициста протоиерея Олега Стеняева посвящена семейной проблематике. В ней подробно анализируются семейная жизнь ветхозаветных патриархов и связанные с этим вопросы — создания семьи, выбора второй половины, рождения и воспитания детей, отношений мужа и жены, родителей и детей, братьев и сестер, любовных «треугольников». Каждый читатель найдет здесь ответы на многие вопросы, касающиеся семейной жизни, поскольку автор заостряет свое внимание на проблемах, актуальных во все времена.

Как отмечает сам отец Олег, «Книгу Бытия можно назвать семейной сагой, поскольку в ней подробно и последовательно рассматриваются жизнь и перипетии одного семейства». С одной стороны, «Священное Пи­сание начинается историей семейства патриарха Авраама (с двенадцатой главы), вроде бы бытовой историей. Но это не случайно, как и всё в Слове Божием. Это нам в назидание и урок, увещание и утешение (1 Кор. 14, 3). Осмыслить этот текст можно, придерживаясь святоотеческой традиции библейской экзегетики, что и делает автор в ходе своих лекций-бесед.  По словам отца Олега, «этот цикл бесед – не построчное истолкование книги Бытия: он посвящен семейным парам». Автор говорит об Аврааме и Сарре, Исааке и Ревекке, о сложных треугольниках: Авраам – Сарра – Агарь, Иаков – Лия – Рахиль; о взаимоотношениях родителей и детей.

Тема первых 18 бесед – это тема праведного Авраама, хотя, как отмечает автор, - здесь придется говорить и о Ное, и о других персонажах книги Бытия, ведь праотец Авраам жил 175 лет. И только будучи столетним старцем, он родил сына Исаака. Что этому предшествовало, отец Олег рассматривает в 10 беседе под названием – «Мои года – мое богатство». Прежде всего, прочитаем следующие слова Священного Писания: «Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя (Быт. 17, 1 – 2)». Итак, Аврам был девяноста девяти лет... А до этого момента Господь в течение 13 лет испытывал терпение праведника.

По словам свт. Иоанна Златоуста, «Он хорошо знал, что, подобно золоту, которое очищается долгое время в горниле, добродетель праведника явится в искушении еще чище и светлее. Когда же, написано, Авраму стало 99 лет, Бог явился ему вновь. Для чего Он медлил столько времени? Для того чтобы мы узнали не только терпение и великую добродетель праведника, но и беспредельное всемогущество Божие». То есть, - говорит отец Олег, - с одной стороны, Бог медлил с исполнением обетования о потомстве, имея целью усовершенствовать веру Аврама (отца всех верующих), с другой стороны – для того, чтобы усилить впечатление от деяния (когда от 99-летнего зачинается жизнь). И действительно, - отмечает автор,-  в Аврааме мы имеем пример веры, могущей оживотворить нашу религиозную омертвелость, когда по имени мы и называемся христианами, но при этом не всегда Христовы. 

На примере Аврама мы видим, что хотя он был не способен по плоти стать отцом в таком преклонном возрасте, по духу он оказался способным ответить согласием веры на чудесное обетование. Что означает, что если в нашей жизни и не исполняется то, о чем мы просим Бога, то это происходит не потому, что Господь не хочет нам помочь, но по причине нашего собственного неверия или сомнения в том, о чем мы просим Его. С другой стороны, тот факт, что подлинная жизнь Авраама начинается в 75-летнем возрасте (ср. Быт. 12, 4), а активная ее фаза продолжается до его смерти, наступившей через сто лет (ср. Быт. 25, 7 – 8), не может не вдохновлять пожилых верующих мужчин и женщин, так как именно в пожилые годы люди начинают высказывать беспокойство по поводу наступившей старости.

Старость в Писании представляется временем отдохновения и умиротворения. Когда страсти молодости сходят на нет, и человек обретает нравственную и моральную устойчивость в ожидании грядущей Вечности. И даже немощи и страдания (болезни), свойственные этому периоду, способствуют возвышению духа, ибо страдающий плотию перестает грешить (1Пет. 4, 1). А далее в книге Бытия мы читаем: «И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов (Быт. 17, 3 – 8).

«Отцом множества народов» – изменение (расширение) имени человека указывает на новые духовные качества, которые обнаружились в нем. В случае с Авраамом – он теперь стал способен не только создать собственную семью, но и стать духовным родоначальником (патриархом) всех верующих в Единого Бога. А о жене Авраама, Сарре в Бытии говорится следующее: «И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее (Быт. 17, 15 – 16)».Таким образом, - говорит отец Олег, - «духовный рост одного из супругов неизбежно оборачивается духовным ростом и для другого супруга. Тем более если между ними обнаруживается духовное единство и согласие, как в случае Авраама и Сарры.

Но даже если один из них не пребывает в духовном согласии с другим, то освящающая благодать одного сообщается другому и способна и его привести в веру. Ибо неверующий муж, - по словам апостола, - освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. (1Кор. 7, 14). Но, может быть и иначе, когда «неверующий передает осквернение верующей жене или неверующая жена – верующему мужу... Поэтому человеку хорошо до брака тщательно поразмыслить не только об этом, но и о будущем и, все, взвесив, решить: или не жениться [вовсе], или жениться в Господе». Эти и другие уроки дают нам ветхозаветные праведники, о которых говорится в этой книге.

***

До 19 беседы читатели вместе с автором изучат жизнь патриарха Авраама, а затем приступят к изучению жизни Исаака, но уже не в контексте сыновства Аврааму, а самостоятельный период его жизни. Рассматривает автор и судьбы сыновей Исаака: Исава и Иакова, и в частности перипетии семейной жизни последнего из них. Заканчивая этот цикл бесед, протоиерей Олег Стеняев пишет: «Отмечу, что каждая из бесед затрагивала важные вопросы и животрепещущие темы: как выстроить правильные отношения со своими домашними, между мужем и женой, между родителями и детьми, а главное, как родить и воспитать святого и праведного! Каждому из нас Бог дал великое поручение создавать домашнюю церковь. Дай Бог, чтобы в день Страшного Суда, мы могли встать перед Богом и сказать: Господи, вот я и дети, которых Ты дал мне».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать