У книжной полки. Людмила Разумовская. Роман "Русский остаток"

17 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Февраль 1917 года… Начало всеобщего избиения, всеобщего озверения... всеобщего безумия... Русская катастрофа, сломавшая жизни многих людей, живших на территории Российской империи, и в первую очередь, верующих людей. Тех, кто не предал Бога, но пошел за Христом, претерпел многие гонения, пытки, а кто-то и мученическую смерть. Многие имена исповедников и мучеников пропадали в адской машине репрессий, а в советской стране рождались дети, не знающие своих отцов, не помнящие своего родства, потерявшие связь поколений. Об этой трагедии нашего народа рассказывает книга Людмилы Разумовской «Русский остаток», вышедшая в свет в издательстве Сретенского монастыря.

***

«Две тысячи лет силы сатанинские пытаются попрать орудие нашего спасения – Крест Христов – и погубить христиан. Разными способами. И ересями, и расколами, и революциями. …Все силы сатанинские ополчились сейчас на Россию... Потому что одни мы остались со Христом... Одни стоим у Креста Его на Голгофе. И сами, яко разбойники, на кресте страдаем. Но со Христом и воскреснем!.. Вот чего мир не может вместить. Они думают, расчленив Россию, присвоив ее богатства, поправ Крест Христов, станут наконец полными владыками мира. Слепые вожди слепых! И в расчлененном виде, на гноище и в рубище, там, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них, а где Господь, там и Церковь, там и воскресение, и спасение, и жизнь вечная...» Такие слова из романа Людмилы Разумовской «Русский остаток» можно вынести в эпиграф всего произведения, которое, по мнению издателей, непременно должно стать событием для каждого из читателей и для всей современной отечественной культуры.

Автор, Люд­мила Разумовская, известна и в нашей стране, и за ее пределами как превосходный драматург, остро чув­ствующий время, проницательно и честно отража­ющий его духовные и социальные проблемы. Тонко и точно исследуя глубины человеческих душ, она суме­ла создать разнообразные, сложные, противоречивые, подчас неожиданные в своих проявлениях характеры. Такие пьесы драматурга, как «Дорогая Елена Серге­евна», «Сад без земли», «Медея», «Сестра моя Русалоч­ка», «Конец восьмидесятых», «Владимирская площадь» и другие, со времени своего создания и по сей день идут на подмостках многих театров Европы, Азии, США, Канады. На родине, в России, у каждой из них была своя драматическая, но порой и счастливая судьба.

И вот перед нами новое произведение Л.Н.Разу­мовской, написанное в жанре романа. По словам доктора культорологии, Ольги Борисовны Сокуровой, очевидно, что в такой смене писательского амплуа была своя внутренняя логика и необходимость: роман — наиболее универсальный и наиболее свободный литератур­ный жанр, который позволяет сочетать драматическую остроту конфликта, стремительность и напряженность диалога с авторскими комментариями и неспешны­ми философскими раздумьями о времени и о геро­ях. В романе могут спокойно соседствовать вымысел и строгий исторический факт или документ, лириче­ские сцены и политическая публицистика. Одним сло­вом, жанр романа наиболее близок самой жизни, во всей ее сложности и полноте. И это мы сможем понять, читая роман «Русский остаток».

Героиня романа - Галина, провинциальная девочка из неблагополучной и неполной семьи, выры­вается из постылой обстановки родного дома, приез­жает в Питер и поступает в университет. У нее беспорядочные представления о жизни и людях, случайные знакомства и связи. Казалось бы, волей случая, увязав­шись за подругой в авантюрную поездку на окраину Москвы, она встречается с великой и единственной своей любовью. Поистине, по слову Пушкина, случай мо­жет стать «мгновенным орудием Провидения». У героини говорящая фамилия — Преображенская. Именно с приходом настоящей любви начинается постепенное преображение, углубление и просветление ее личности. И любовь эта показана автором сильно, пронзительно, с очень редкими в наши дни высотой, благородством и нежностью. Однако перед нами дале­ко не любовный и уж совсем не дамский роман. Так, например, Галина Преображенская долгое время не знает, что фамилия ее указывает на принадлежность к священническому роду. Она думает, что отец был посажен в тюрьму за уголовщину, и всеми силами стремится вы­рвать из сердца память о нем.

В судьбе Галины просматривается судьба целого поколения, которое почти поголовно состояло из Иванов, не помнящих родства, и к лучшим представителям которого постепенно возвращалась родовая, историческая и духовная память. Они каким-то чудом продирались к правде, казалось бы, навсегда для них закрытой. Исконно русское правдоискательство является главным достоинством автора романа и его ге­роев. Все они продвигались в трудных поисках правды непрямыми путями, часто ошибаясь, падая, переживая перемены и катастрофы в своей личной жизни. Перед каждым из героев тем или иным путем раскрывались семейные тайны, разворачивалась история рода. И каж­дая такая история заставляла задуматься о тайнах Большой Истории, о причинах и смысле той непомер­но великой крестной ноши, которая легла на Россию в XX веке и под которой стонет и сгибается она по сию пору. И не просто задуматься, а выстрадать, пропустить через сердце эту тяжесть и боль, всем существом при­общиться к ней, а значит, укорениться в родной почве, получить прививку к общему могучему древу Русского Креста. В результате масштаб романа оказывается поистине огромным.

Как отмечает О.Б.Сокурова, Людмила Разумовская сочетает в себе женскую спо­собность к чуткому пониманию и сопереживанию лич­ной и общей боли — и поистине мужественную отвагу в обнаружении, назывании, бескомпромиссно правди­вом и беспристрастном осмыслении всех самых трудных тем русской истории XX века. Таких, например, как Фев­раль 1917 года и его перекличка с февралем перестройки, как личность и политика Сталина, как трагедия и роко­вые ошибки движения генерала Власова, причины и ход чеченской войны, роль Запада в трагической судьбе Рос­сии, последствия олигархического захвата власти. Все эти и многие другие, не менее острые и боль­ные темы поднимаются и обсуждаются на страницах романа в трудных спорах, в захватывающих, динамич­ных диалогах, построенных с настоящим драматур­гическим мастерством. Самое главное их достоинство в том, что в ходе этих предельно искренних разговоров ломаются привычные, умело навязанные нам штампы и стереотипы и правда проступает во всей своей слож­ности и многогранной, подчас противоречивой полно­те.

Причем ни сам автор, ни его герои вовсе не настаи­вают на том, что это — правда в последней инстанции. Нет, последняя точка здесь отнюдь не поставлена, и читатель может включиться в дальнейшее осмысление этих жизненно значимых тем. В таком приглашении к духовному и интеллекту­альному сотрудничеству в сфере постижения наиболее спорных страниц нашей истории, думается, еще одно несомненное достоинство книги. Честность, бесстрашие и силу души автор книги об­наруживает и в выявлении самых болевых проблем на­шего современного общества с его культурным оди­чанием и вопиющей безнравственностью. При этом, глубоко сострадая бедствующему и вымирающему на­роду, Л.Н.Разумовская не впадает в крайность народобожия, не делает попыток национального самооправдания. В ее романе мы находим честное и трезвое признание и беды, и вины человека и народа, а также горький, но убедительный диагноз гибельных процес­сов, происходящих в России и мире.

В то же время, как отмечает Ольга Сокурова, книга Людмилы Разумовской не оставляет чувства безнадежности. Напротив, в ней проступает Свет, который «во тьме светит, и тьма не объяла его». Свет истины, веры, добра проникает в ду­ши главных героев романа и постепенно разрастается, утверждается в них. Герои показаны в трудностях свое­го духовного роста. По мере того как изменяются, пре­ображаются они сами, меняются и их взаимоотно­шения. Чем взыскательнее становятся они к самим себе, чем строже судят себя за совершённые когда-либо грехи и проступки, тем терпеливее, мягче, благодарнее они относятся друг к другу, тем мудрее принимают то, что происходит в их жизни — даже самые дорогие утра­ты, даже собственный земной конец.

***

По словам Ольги Сокуровой, этому роману дано прекрасное и точное название — «Рус­ский остаток». В нем угадывается отсылка к известным апостольским словам: «Да пусть хоть как песка мор­ского, несчетно будет сынов Израилевых, спасется лишь малый остаток». И в самом деле, сейчас, как ни­когда, мы можем воочию убедиться, что широкий путь ведет к погибели. Увы, многие из наших современников предпочитают, не задумываясь, идти именно этим об­щим путем. Но каждый из нас подобно героям романа Л.Н.Разумовской может войти в спасительный «русский остаток», если решится встать на узкий и трудный путь правды, веры, милосердия, покаяния и любви.

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать