Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Если смотреть на Россию взором здравого смысла, одного здравого, есть от чего содрогнуться. Но за здравым есть и нездравый. В Промысел просто надо верить, как поверил в конце Иов. А это значит — всегда свое сохраняя и ничего не уступая, принять Крест как предложенный для неизвестных нам, необозримых, но и высших целей». Так писал о России русский писатель и публицист Борис Константинович Зайцев, земные дни которого окончились 28 января в эмиграции. Осмысление крестного пути России 20 столетия в свете Православия объединяет редкие произведения классика русского зарубежья, составившие в книгу, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Сибирская Благозвонница и называется – «Путникам в Россию: Роман, очерки, публицистика».
***
Как говорится в предисловии книги, российскому читателю хорошо знакомы книги Бориса Константиновича Зайцева - «Преподобный Сергий Радонежский», «Афон», «Валаам», многочисленные очерки о русских святых и подвижниках. Зайцеву принадлежат жизнеописания классиков русской литературы — Жуковского, Чехова, Тургенева, сборники воспоминаний «Москва», «Далекое». В настоящую книгу включены произведения художника, быть может не столь широко известные, но тем интереснее будет любителям словесности открыть новые грани таланта и духовного мира замечательного русского классика. Эти произведения объединяет об-щая тема — крестный путь России в XX веке.
По словам Алексея Любомудрова, написавшего вводную статью к этой книге, «Борис Зайцев — один из немногих писателей, которых отличает цельное православное мировоззрение. Оно пронизывает всё его творчество и гармонично отражается в его художественном мире. Переживший революции и войны, лишенный родины, Борис Зайцев всегда оставался художником, принимавшим и любившим Жизнь, твердо верившим в Промысл. Он часто говорил о загадочности, непостижимости небесных путей, но не сомневался, что в любых испытаниях Господь не оставляет Своих чад и ведет их ко спасению. Зайцеву, тонко чувствующему гармонию мира, музыку небесных сфер, откликающемуся душой на свет звезды, довелось, вместе с миллионами русских людей XX века, пройти через тяжкие испытания, горькие скорби. И не только страдать самому, но видеть горе близких людей — а таких было немало на его 90-летнем жизненном пути.
Как отмечает Алексей Любомудров, снова и снова пред русским народом возникали вопросы: для чего попущено зло? почему погибают лучшие, а злые торжествуют? что происходите Россией, сгинет ли она окончательно в безбожно-кровавой стихии или воскреснет? и что будет со всем «цивилизованным» миром, погрузившимся в череду войн? Ответы на эти вопросы русская мысль давала самые разные. Борис Зайцев отвечает на них как православный христианин. Кровавый ужас революции, захлестнувший Россию, привел Зайцева в Право-славную Церковь, верным чадом которой он оставался всю жизнь. Он увидел и принял сердцем свет Христовой Истины, к которой его душа тянулась с юных лет.
«Погибали близкие, молодые, чаще всего безответные - безвинно» – напишет позже Борис Константинович. - Горестно вспоминать о том времени. Но ужасы, беды тех лет, показавших зверя в человеке, показали, зато, в стенаниях души, и высший, немеркнущий мир Спасителя, Евангелия, мученической Церкви в особо ослепительном, как бы Фаворском свете». Таким образом, по словам Любомудрова, Зайцевское понимание страдания всегда сопряжено с христианским смирением и верой в Промысл Божий. «Зверя» побеждает не физическая сила, не политическая борьба, а сила духовная. Смирение, кротость, молитва — вот средства, кажущиеся для мирского разума безумными, только ими можно одолеть злобу мира сего.
Сквозь все книги Зайцева проходит утверждение смирения — главнейшей добродетели хри-стианина, противоположной главнейшему греху — гордости. Смирение - это видение прежде всего своих грехов и немощей, мужественное принятие всего посылаемого Господом, это твердое, даже до смерти, стояние в вере. Святые отцы сравнивали смирение с твердой скалой посреди бушующего моря мирских страстей, а св. Иоанн Лествичник говорил об «обоюдоостром мече кротости и незлобия» — такое оружие предложено для борьбы с силами тьмы. «Достоинство человека есть вольное следование пути Божию», — скажет писатель в напутствии молодым соотечественникам.
По утверждению Алексея Любомудрова, доверием к Творцу проникнуты все работы Зайцева: ничто происходящее с человеком не является бессмысленным; в мире не бывает случайностей. Смысл происходящего подчас загадочен, непостижим и открывается только со временем. Россию 20 века Зайцев воспринимал как страну «терзаемую и терзающую». В судорогах и кровавых вихрях истории он различает «Святую Русь», продолжающую жить в современных подвижниках, праведниках, новых мучениках. Она незримо присутствует и в России Советской: «Дух России оказался вечно жив. В бедах, крушениях он еще сильней расцвел. Насколько есть в нем дуновение Духа Святого, настолько и жизнь». Размышлениям об этом посвящены публикуемые произведения из творческого наследия Зайцева.
Это замечательные образцы православной публицистики, определяющие позицию христианина в современном грохочущем «мире Кесаря», в наступающих уже эсхатологических временах. Зайцев уповает на грядущее возрождение Родины именно как христианской страны. Миссию же части русского народа, промыслительно оказавшейся за рубежом, писатель видит в том, чтобы прививать Западу «чудодейственный глазок с древа России», открывать всему миру ее духовные сокровища. «Мы должны вернуться домой, - говорил он, - чтобы продолжать вечное дело милосердия, добра и просвещения Родины — дело, недостатка в котором никогда не будет»
Напутствия классика, звучащие со страниц книги - «Путникам в Россию», обращены к юному поколению русской эмиграции, к православной молодежи. Но сегодня они звучат как завет всем соотечественникам. Эти пожелания и надежды, как и другие произведения Бориса Константиновича, весьма актуальны. Пусть эти простые и искренние слова будут услышаны и в нынешней России. Писатель Борис Зайцев вернулся домой — своими книгами. И его слово приносит плод в деле духовного просвещения Родины.
***
В центре всех произведений Бориса Зайцева — пронзительная любовь к Родине, сострадание ее великим скорбям. Миссия России в мире, ее скорбь и слава, таинственные пути Промысла — постоянные темы писателя. Историческое бытие народа и человека он рассматривает в контексте Вечности. В очерках и лирико-философских эссе запечатлены образы современников — подвижников, мучеников, героев, явивших примеры стояния в вере, совершивших жертвенный подвиг во имя Христово. С православных позиций Борис Зайцев осмысляет события Первой и Второй мировых войн, русскую революцию, 100-летие которой мы отмечали недавно. Опираясь на опыт пережитого, классик обращается с заветом к соотечественникам: «Всегда свое сохраняя, принять Крест как предложенный для неизвестных нам, но высших целей».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!