У книжной полки. Борис Зайцев. Путникам в Россию

29 января 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

«Если смотреть на Россию взором здравого смысла, одного здравого, есть от чего содрогнуться. Но за здравым есть и нездравый. В Промысел просто надо верить, как поверил в конце Иов. А это значит — всегда свое сохраняя и ничего не уступая, принять Крест как предложенный для неизвестных нам, необозримых, но и высших целей». Так писал о России русский писатель и публицист Борис Константинович Зайцев, земные дни которого окончились 28 января в эмиграции. Осмысление крестного пути России 20 столетия в свете Православия объединяет редкие произведения классика русского зарубежья, составившие в книгу, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Сибирская Благозвонница и называется – «Путникам в Россию: Роман, очерки, публицистика».

***

Как говорится в предисловии книги, российскому читателю хорошо знакомы книги Бориса Константиновича Зайцева - «Преподобный Сергий Радонежский», «Афон», «Валаам», многочисленные очерки о русских святых и подвижниках. Зайцеву принадлежат жизнеописания классиков русской литературы — Жуковского, Чехова, Тургенева, сборники воспоминаний «Москва», «Далекое». В настоящую книгу включены произведения художника, быть может не столь широко известные, но тем интереснее будет любителям словесности открыть новые грани таланта и духовного мира замечательного русского классика. Эти произведения объединяет об-щая тема — крестный путь России в XX веке.

По словам Алексея Любомудрова, написавшего вводную статью к этой книге, «Борис Зайцев — один из немногих писателей, которых отличает цельное православное мировоззрение. Оно пронизывает всё его творчество и гармонично отражается в его художественном мире. Переживший революции и войны, лишенный родины, Борис Зайцев всегда оставался художником, принимавшим и любившим Жизнь, твердо верившим в Промысл. Он часто говорил о загадочности, непостижимости небесных путей, но не сомневался, что в любых испытаниях Господь не оставляет Своих чад и ведет их ко спасению. Зайцеву, тонко чувствующему гармонию мира, музыку небесных сфер, откликающемуся душой на свет звезды, довелось, вместе с миллионами русских людей XX века, пройти через тяжкие испытания, горькие скорби. И не только страдать самому, но видеть горе близких людей — а таких было немало на его 90-летнем жизненном пути.

Как отмечает Алексей Любомудров, снова и снова пред русским народом возникали вопросы: для чего попущено зло? почему погибают лучшие, а злые торжествуют? что происходите Россией, сгинет ли она окончательно в безбожно-кровавой стихии или воскреснет? и что будет со всем «цивилизованным» миром, погрузившимся в череду войн? Ответы на эти вопросы русская мысль давала самые разные. Борис Зайцев отвечает на них как православный христианин. Кровавый ужас революции, захлестнувший Россию, привел Зайцева в Право-славную Церковь, верным чадом которой он оставался всю жизнь. Он увидел и принял сердцем свет Христовой Истины, к которой его душа тянулась с юных лет.

«Погибали близкие, молодые, чаще всего безответные - безвинно» – напишет позже Борис Константинович. - Горестно вспоминать о том времени. Но ужасы, беды тех лет, показавших зверя в человеке, показали, зато, в стенаниях души, и высший, немеркнущий мир Спасителя, Евангелия, мученической Церкви в особо ослепительном, как бы Фаворском свете». Таким образом, по словам Любомудрова, Зайцевское понимание страдания всегда сопряжено с христианским смирением и верой в Промысл Божий. «Зверя» побеждает не физическая сила, не политическая борьба, а сила духовная. Смирение, кротость, молитва — вот средства, кажущиеся для мирского разума безумными, только ими можно одолеть злобу мира сего.

Сквозь все книги Зайцева проходит утверждение смирения — главнейшей добродетели хри-стианина, противоположной главнейшему греху — гордости. Смирение - это видение прежде всего своих грехов и немощей, мужественное принятие всего посылаемого Господом, это твердое, даже до смерти, стояние в вере. Святые отцы сравнивали смирение с твердой скалой посреди бушующего моря мирских страстей, а св. Иоанн Лествичник говорил об «обоюдоостром мече кротости и незлобия» — такое оружие предложено для борьбы с силами тьмы. «Достоинство человека есть вольное следование пути Божию», — скажет писатель в напутствии молодым соотечественникам.

По утверждению Алексея Любомудрова, доверием к Творцу проникнуты все работы Зайцева: ничто происходящее с человеком не является бессмысленным; в мире не бывает случайностей. Смысл происходящего подчас загадочен, непостижим и открывается только со временем. Россию 20 века Зайцев воспринимал как страну «терзаемую и терзающую». В судорогах и кровавых вихрях истории он различает «Святую Русь», продолжающую жить в современных подвижниках, праведниках, новых мучениках. Она незримо присутствует и в России Советской: «Дух России оказался вечно жив. В бедах, крушениях он еще сильней расцвел. Насколько есть в нем дуновение Духа Святого, настолько и жизнь». Размышлениям об этом посвящены публикуемые произведения из творческого наследия Зайцева.

Это замечательные образцы православной публицистики, определяющие позицию христианина в современном грохочущем «мире Кесаря», в наступающих уже эсхатологических временах. Зайцев уповает на грядущее возрождение Родины именно как христианской страны. Миссию же части русского народа, промыслительно оказавшейся за рубежом, писатель видит в том, чтобы прививать Западу «чудодейственный глазок с древа России», открывать всему миру ее духовные сокровища. «Мы должны вернуться домой, - говорил он, - чтобы продолжать вечное дело милосердия, добра и просвещения Родины — дело, недостатка в котором никогда не будет»

Напутствия классика, звучащие со страниц книги - «Путникам в Россию», обращены к юному поколению русской эмиграции, к православной молодежи. Но сегодня они звучат как завет всем соотечественникам. Эти пожелания и надежды, как и другие произведения Бориса Константиновича, весьма актуальны. Пусть эти простые и искренние слова будут услышаны и в нынешней России. Писатель Борис Зайцев вернулся домой — своими книгами. И его слово приносит плод в деле духовного просвещения Родины.

***

В центре всех произведений Бориса Зайцева — пронзительная любовь к Родине, сострадание ее великим скорбям. Миссия России в мире, ее скорбь и слава, таинственные пути Промысла — постоянные темы писателя. Историческое бытие народа и человека он рассматривает в контексте Вечности. В очерках и лирико-философских эссе запечатлены образы современников — подвижников, мучеников, героев, явивших примеры стояния в вере, совершивших жертвенный подвиг во имя Христово. С православных позиций Борис Зайцев осмысляет события Первой и Второй мировых войн, русскую революцию, 100-летие которой мы отмечали недавно. Опираясь на опыт пережитого, классик обращается с заветом к соотечественникам: «Всегда свое сохраняя, принять Крест как предложенный для неизвестных нам, но высших целей».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать