У книжной полки. Александр Яковлев. Путь истины. Очерки о людях Церкви XIX-XX веков

9 января 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

Господь наш Иисус Христос свидетельствует о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Таким образом, Господь открывает нам Истину в Себе. Он открывает и путь, по которому мы должны идти, чтобы постичь эту Истину. Этот путь искали и находили многие люди, и оставили последующим поколениям пример своей жизни во Христе. В их числе и видные иерархи и простые монахи, священнослужители и миряне. О некоторых из них рассказывает книга Александра Яковлева, вышедшая в свет в Издательстве Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Она называется – «Путь истины. Очерки о людях Церкви 19-20 веков».

***

Эта книга состоит из полутора десятков биографических очерков о разных людях. Среди ее героев святители Филарет Московский и Иннокентий Херсонский, оптинские старцы и праведный Иоанн Кронштадтский, духовный писатель Андрей Николаевич Муравьев и обер-прокурор Константин Петрович Победоносцев, новомученики Церкви Русской и патриархи советской эпохи, православные епископы 20 века, митрополиты Вениамин (Федченков) и Антоний Сурожский и другие. Они жили в разное время, занимались различными делами, однако есть одно, что всех их объединяет: все они принадлежали к Православной Церкви и служили ей, каждый по-своему, на протяжении всей жизни.

Как отмечает автор, эта книга о людях Церкви сложилась сама собой. В нее вошли биографические очерки, опубликованные в журналах Российской Академии наук «Вопросы истории» и Московской Духовной Академии «Встреча», несколько докладов, произнесенных на конференциях Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, вступительные статьи к составленным автором антологиям в сериях «Русь Православная» и «Русская богословская библиотека». Конечно, собранные материалы были пересмотрены, исправлены и дополнены. Тем не менее, автор не считает это издание собранием случайных очерков о священниках и архиереях, чиновниках и писателях. Неожиданно проявилось определенное единство его героев, нечто общее не по формальным признакам, а по самой их личностной сути.

Все они, по словам автора, искали свой путь к Богу, следуя заповеди апостола Павла: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12, 2). «Открылось, - пишет Александр Яковлев, - что мои герои — люди беспокойные, деятельные, глубоко переживающие антиномию отвержения и принятия мира, мира падшего, отверженного и мира принимаемого, благословляемого. При жизни они нередко спорили друг с другом, каждый отыскивая свой путь. Теперь же проявилось их глубокое внутреннее родство.

Вот, например, святитель Филарет (Дроздов). Его роль и значение велики не только в истории Русской Православной Церкви, но также в государственной и культурной жизни России в первой половине 19 века. Его личность уже современниками воспринималась намного шире рамок цер-ковной ограды, в которых он жил и действовал. Гениальный проповедник, великий богослов, опыт-ный церковный администратор, мудрый духовный наставник, митрополит Филарет был причастен к нескольким важным государственным деяниям, оказал влияние на процесс формирования русской национальной культуры. Твердо и неизменно он отстаивал интересы Русской Церкви. И его голос был голосом Церкви.

Другой пример. В 19 веке в России образованным людям было хорошо известно имя Андрея Николаевича Муравьева. Его книги, брошюры, статьи по различным вопросам истории Церкви и христианской догматики, его жизнеописания известных деятелей Церкви, а главное - описание его паломничества по святым местам России, Палестины, Греции, Грузии издавались большими тиражами, широко читались, некоторые даже предлагались в качестве обязательного чтения семинаристам и гимназистам. В отечественной литературе он стал первым церковным - не по сану, а по духу - писателем.

Так же и святитель Иннокентий (Борисов) еще при жизни, в первой половине 19 века, получил широкую известность как выдающийся церковный проповедник и богослов, пользовался почитанием в качестве церковного деятеля, заслужил искреннее уважение самозабвенным служением в годы Крымской войны. Современники называли его гениальным. Прошло более полутора веков, но и ныне мы обращаемся к его трудам, которые в немалой своей части сохранили и важность, и интерес для современного читателя.

А еще, на рубеже XIX-XX веков в России был священнослужитель, известный всем, от простых мужиков до столичных аристократов. Причем он был известен именно в силу своего особенного служения в церкви. Нам, - пишет автор, - трудно сейчас даже представить, как могла без радио и телевидения разнестись о нем молва по бескрайним российским просторам, как толпы народа буквально осаждали его при всяком появлении в Санкт-Петербурге, Москве, Самаре или Нижнем Новгороде, каким уважением и почитанием пользовался этот по виду обыкновенный батюшка. Конечно, он не был обыкновенным. То был отец Иоанн (Сергиев), пять десятилетий прослуживший на северо-западе империи, в городе военных моряков Кронштадте.

А еще были оптинские старцы, которые в период явного оскудения веры в русском народе показали пример того, что в мире сем можно жить по заповедям Божиим. А в 20 веке, который стал временем явного и массового отхода людей от веры и Церкви, Господь воздвиг целый сонм христианских мучеников и подвижников, мужественно исповедовавших веру христианскую пред лицом гонителей. Среди них – святитель Лука Войно-Ясенецкий, священномученик Иларион (Троицкий) и многие-многие другие новомученики Церкви Русской, отдавшие жизнь за верность Христу. Все они в своем пути по беспокойному морю житейскому равно стремились к желанной гавани — Царству Небесному. И для всех ковчегом спасения была Церковь.

***

По словам автора, в наши дни, когда суетный и шумный мир стремится покорить себе вся и всех, стоит вспомнить, что такое было и ранее. «Все заплыло пошлостью, слава Богу, кроме Церкви, которая стоит еще ковчегом спасения, вдохновения, поэзии, - писал Константин Петрович Победоносцев 31 октября 1874 года Екатерине Федоровне Тютчевой.— Это цветущий оазис посреди здешней пустыни; это чистый и прохладный приют посреди знойной и пыльной пло-щади и шумного рынка; это песня, уносящая вдаль и вглубь из быта...» Во все времена в этот оазис Церкви Христовой притекали люди, опыт жизни которых дает нам примеры различного пути, с учетом своеобразия эпох, в которые они жили и дел, к которым они были призваны. Все они искали и находили свой путь к Истине.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать