Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Господь наш Иисус Христос свидетельствует о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Таким образом, Господь открывает нам Истину в Себе. Он открывает и путь, по которому мы должны идти, чтобы постичь эту Истину. Этот путь искали и находили многие люди, и оставили последующим поколениям пример своей жизни во Христе. В их числе и видные иерархи и простые монахи, священнослужители и миряне. О некоторых из них рассказывает книга Александра Яковлева, вышедшая в свет в Издательстве Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Она называется – «Путь истины. Очерки о людях Церкви 19-20 веков».
***
Эта книга состоит из полутора десятков биографических очерков о разных людях. Среди ее героев святители Филарет Московский и Иннокентий Херсонский, оптинские старцы и праведный Иоанн Кронштадтский, духовный писатель Андрей Николаевич Муравьев и обер-прокурор Константин Петрович Победоносцев, новомученики Церкви Русской и патриархи советской эпохи, православные епископы 20 века, митрополиты Вениамин (Федченков) и Антоний Сурожский и другие. Они жили в разное время, занимались различными делами, однако есть одно, что всех их объединяет: все они принадлежали к Православной Церкви и служили ей, каждый по-своему, на протяжении всей жизни.
Как отмечает автор, эта книга о людях Церкви сложилась сама собой. В нее вошли биографические очерки, опубликованные в журналах Российской Академии наук «Вопросы истории» и Московской Духовной Академии «Встреча», несколько докладов, произнесенных на конференциях Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, вступительные статьи к составленным автором антологиям в сериях «Русь Православная» и «Русская богословская библиотека». Конечно, собранные материалы были пересмотрены, исправлены и дополнены. Тем не менее, автор не считает это издание собранием случайных очерков о священниках и архиереях, чиновниках и писателях. Неожиданно проявилось определенное единство его героев, нечто общее не по формальным признакам, а по самой их личностной сути.
Все они, по словам автора, искали свой путь к Богу, следуя заповеди апостола Павла: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12, 2). «Открылось, - пишет Александр Яковлев, - что мои герои — люди беспокойные, деятельные, глубоко переживающие антиномию отвержения и принятия мира, мира падшего, отверженного и мира принимаемого, благословляемого. При жизни они нередко спорили друг с другом, каждый отыскивая свой путь. Теперь же проявилось их глубокое внутреннее родство.
Вот, например, святитель Филарет (Дроздов). Его роль и значение велики не только в истории Русской Православной Церкви, но также в государственной и культурной жизни России в первой половине 19 века. Его личность уже современниками воспринималась намного шире рамок цер-ковной ограды, в которых он жил и действовал. Гениальный проповедник, великий богослов, опыт-ный церковный администратор, мудрый духовный наставник, митрополит Филарет был причастен к нескольким важным государственным деяниям, оказал влияние на процесс формирования русской национальной культуры. Твердо и неизменно он отстаивал интересы Русской Церкви. И его голос был голосом Церкви.
Другой пример. В 19 веке в России образованным людям было хорошо известно имя Андрея Николаевича Муравьева. Его книги, брошюры, статьи по различным вопросам истории Церкви и христианской догматики, его жизнеописания известных деятелей Церкви, а главное - описание его паломничества по святым местам России, Палестины, Греции, Грузии издавались большими тиражами, широко читались, некоторые даже предлагались в качестве обязательного чтения семинаристам и гимназистам. В отечественной литературе он стал первым церковным - не по сану, а по духу - писателем.
Так же и святитель Иннокентий (Борисов) еще при жизни, в первой половине 19 века, получил широкую известность как выдающийся церковный проповедник и богослов, пользовался почитанием в качестве церковного деятеля, заслужил искреннее уважение самозабвенным служением в годы Крымской войны. Современники называли его гениальным. Прошло более полутора веков, но и ныне мы обращаемся к его трудам, которые в немалой своей части сохранили и важность, и интерес для современного читателя.
А еще, на рубеже XIX-XX веков в России был священнослужитель, известный всем, от простых мужиков до столичных аристократов. Причем он был известен именно в силу своего особенного служения в церкви. Нам, - пишет автор, - трудно сейчас даже представить, как могла без радио и телевидения разнестись о нем молва по бескрайним российским просторам, как толпы народа буквально осаждали его при всяком появлении в Санкт-Петербурге, Москве, Самаре или Нижнем Новгороде, каким уважением и почитанием пользовался этот по виду обыкновенный батюшка. Конечно, он не был обыкновенным. То был отец Иоанн (Сергиев), пять десятилетий прослуживший на северо-западе империи, в городе военных моряков Кронштадте.
А еще были оптинские старцы, которые в период явного оскудения веры в русском народе показали пример того, что в мире сем можно жить по заповедям Божиим. А в 20 веке, который стал временем явного и массового отхода людей от веры и Церкви, Господь воздвиг целый сонм христианских мучеников и подвижников, мужественно исповедовавших веру христианскую пред лицом гонителей. Среди них – святитель Лука Войно-Ясенецкий, священномученик Иларион (Троицкий) и многие-многие другие новомученики Церкви Русской, отдавшие жизнь за верность Христу. Все они в своем пути по беспокойному морю житейскому равно стремились к желанной гавани — Царству Небесному. И для всех ковчегом спасения была Церковь.
***
По словам автора, в наши дни, когда суетный и шумный мир стремится покорить себе вся и всех, стоит вспомнить, что такое было и ранее. «Все заплыло пошлостью, слава Богу, кроме Церкви, которая стоит еще ковчегом спасения, вдохновения, поэзии, - писал Константин Петрович Победоносцев 31 октября 1874 года Екатерине Федоровне Тютчевой.— Это цветущий оазис посреди здешней пустыни; это чистый и прохладный приют посреди знойной и пыльной пло-щади и шумного рынка; это песня, уносящая вдаль и вглубь из быта...» Во все времена в этот оазис Церкви Христовой притекали люди, опыт жизни которых дает нам примеры различного пути, с учетом своеобразия эпох, в которые они жили и дел, к которым они были призваны. Все они искали и находили свой путь к Истине.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!