У книжной полки. Псалтирь и молитвы по усопшим

28 апреля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

Бог... не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы, - говорит Христос (Лк. 20, 38), а апостол Иаков заповедует: Молитесь друг за друга (Мак. 5, 16). Этими словами всегда руководствовалась Святая Церковь в молитвах о своих умерших членах. Христиане знают, что со смертью не прерывается наша любовь и наше общение с теми, кого мы любим, потому что смерть - лишь временная разлука, за которой последует воскресение. Молитва за усопших естественное желание любящего сердца. В Церкви существует много форм молитвенного поминовения усопших. Те молитвы и чинопоследования, которые каждый христианин может совершать самостоятельно, без участия священника, — дома и на кладбище, собраны на страницах книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Сибирская Благозвонница и называется – «Псалтирь и молитвы по усопшим».

***

В этой книге, как уже было сказано, собраны те каноны, молитвы и чинопоследования, чтомые за усопших, которые каждый мирянин может совершать келейно, то есть самостоятельно, дома или на кладбище, без присутствия священника. В первой части книги расположены два канона, читаемые незадолго до самой смерти христианина и «Последование по исходе души от тела». Как пишут издатели, для того, чтобы облегчить своим чадам переход из этой, временной жизни в вечность, Православная Церковь предписывает читать над умирающими «Канон молебный при разлучении души от тела». В нем душа поручается Божией Матери как надежной Заступнице рода христианского и Взбранной Воеводе, Которая может защитить душу умирающего от всякого зла.

При продолжительной и тяжелой агонии читается также и другой канон, авторство которого принадлежит преподобному Андрею Критскому, — «Канон на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет». Как отмечают издатели, оба канона должны читаться священником после совершения над умирающим Таинств Исповеди и Причащения Святых Христовых Таин, но если священник по каким-либо причинам не может этого сделать, тогда каноны могут быть прочитаны и любым мирянином. После наступления кончины священник или родственники новопреставленного сразу же начинают читать «Последование по исходе души от тела», которое предваряет чтение Псалтири по усопшему. Ее мы находим во второй части книги.

По словам издателей, обычай чтения Псалтири по усопшим берет свое начало уже в первых веках существования Христианской Церкви. Уже «Постановления апостольские» предписывают: « Когда выносите почивших, то провожайте их с псалмопением, если они верующие о Господе». Чтение Псалтири начинается сразу же по окончании «Последования по исходе души от тела» и продолжается те три дня, которые обыкновенно проходят от смерти до погребения, или, если у родственников усопшего есть такая возможность, все сорок дней после кончины. Если же по каким-либо причинам это невозможно, то чтение Псалтири по усопшему совершается в третий, девятый и сороковой день по кончине, в эти же дни служатся панихиды и заупокойные литии.

В любом случае чтение должно быть если не непрерывным, то, во всяком случае, ре-гулярным. В «Настольной книге священнослужителя » дается совет не оставлять чтение Псалтири по усопшим даже в Светлую Пасхальную седмицу, когда по уставу всякое чтение псалмов в храме опускается. Псалтирь состоит на двадцати разделов — кафизм, каждая из которых делится на три «Славы». Перед чтением первой кафизмы произносятся предначинательные молитвы, положенные перед началом чтения Псалтири. По окончании чтения Псалтири произносятся молитвы, положенные по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтири. Когда Псалтирь читается по усопшему, после прочтения каждой «Славы» и каждой кафизмы вместо всех других прошений читаются специальные тропари и краткие молитвы за усопших, которые издатели приводят после каждой «Славы».

Как отмечают издатели, с глубокой древности Книгу псалмов пророка Давида использовали как оружие против злых духов, и в этом, очевидно, заключается причина, по которой именно псалмы являются древнейшей формой молитвы за умерших. Вот что пишет об этом святитель Афанасий Великий в своем «Послании к Маркеллину об истолковании псалмов»: «Слышал я от мужей мудрых, что в древности у израильтян чтением только Писания изгоняли демонов и обличали козни, чинимые ими людям... А слова святых страшны бесам и они не могут выносить их, потому что в изречениях Писания — Сам Господь, Которого не терпя, вопияли демоны; Умоляю Тебя, не мучь меня! (Лк. 8, 28). Ибо видя только присутствие Господне, были они сожигаемы».

Впрочем, - говорят издатели, псалмы, читаемые за усопших, приносят пользу не только душам отошедших от нас, но и нам самим, особенно если мы читаем их с умилением и сокрушением сердечным. Это чтение утешает тех, кто скорбит о потере близких, потому что, как говорит тот же святитель, «каждый, произнося псалмы, пусть будет благонадежен, что Бог скоро услышит просящих псаломским словом. Ибо, скорбит ли кто, читая их, великое увидит в них утешение. Терпит ли искушение и гонение, — поя псалмы, явится благоискусным и будет покровительствуем Господом, Который покровительствовал тому, кто изрек псалом; ими обратит в бегство диавола и отразит демонов его. Если кто и согрешил, — читая их, придет в себя и перестанет грешить. А если кто не согрешил, увидит себя радующимся».

Обязанность нас, живых, помогать нашим усопшим близким. Они очень нуждаются в нашей помощи, а главная помощь, которую мы можем им оказать — это молитва, церковная и домашняя, и милостыня. Святитель Иоанн Златоуст призывает: помогать умершим, «сколько возможно, не слезами, а молитвами, молениями, милостынями и приношениями. Ибо все это установлено не напрасно, не напрасно мы совершаем... поминовение об усопших и ходатайствуем за них...». И святой апостол Иаков, брат Господень, напоминает нам: «Молитесь друг за друга» (Иак. 5, 16), и эти слова касаются не только тех, кто еще живет на земле. В третьей части книги вы найдете молитвы об усопших, а в четвертой – молитвы за умерших без покаяния.

Завершают книгу приложения. Здесь даются краткие сведения о церковном поминовении усопших: о том, почему важна церковная молитва о них, об особых днях, выделенных Церковью для сугубого поминовения усопших, о том, кто не может быть поминаем в храме, а также о православном погребении и правильном отношении к могиле православного хри-стианина.

***

Святая Церковь возносит непрестанные молитвы об «отшедших отцах и братьях наших» при всяком богослужении и особенно во время Литургии. Также в определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века преставльшихся отцев и братии по вере. Вот и сегодня, на второй неделе после Пасхи, во вторник проходит пасхальное поминовение усопших. В этот день христиане делятся радостью Воскресения Господа со своими усопшими, в надежде на их, да и наше впоследствии воскресение. От этой великой духовной радости день этого поминовения носит название «радоница». Будем помнить, что вечно живые души почивших испытывают великую потребность в наших постоянных молитвах, которые, в частности, собраны на страницах этой книги.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать