У книжной полки. Протоиерей Николай Агафонов. Ратные подвиги православного духовенства

27 мая 2020 г.

Испокон веков православное духовенство не только благословляло на ратный труд воинов, не только молилось о даровании «победы на сопротивныя», но зачастую и само принимало участие в ратном деле, проявляя при этом беспримерное мужество и удивительную храбрость. Священник на войне ободрял малодушных, выносил с поля боя раненых и ухаживал за ними, принимал исповедь умирающих, причащал их Святыми Дарами и отпевал убитых на поле брани. А ещё он вдохновлял солдат своим личным примером, идя в бой впереди атакующих с Крестом в руках. Деяния этих славных воинов в рясах изложены в книге протоиерея Николая Агафонова, которая вышла в Издательстве Благовест. Называется она - «Ратные подвиги православного духовенства».

***

Автор книги протоиерей Николай Агафонов - известный русский писатель, автор книг «Неприкаянное юродство простых историй», «Иоанн Дамаскин», «Жены-мироносицы», «Свет золотой луны», «Преодоление земного притяжения» и других. Лауреат всероссийских литературных премий имени Александра Невского, Виктора Розова. Родился он в 1955 году на Урале, в семье инженера. Детство провел на Волге. Школу окончил в Тольятти, служил в армии. Окончил Московскую Духовную семинарию и Санкт-Петербургскую Духовную академию, после которой был назначен ректором во вновь открывающуюся Саратовскую Духовную семинарию. С 1997 года возглавлял в Волгоградской епархии миссионерский отдел и построил две плавучие миссионерские церкви, за что был удостоен награждения патриархом Алексием II орденом Святителя Иннокентия III степени. Год назад 17 июня после продолжительной болезни отец Николай отошел ко Господу.

И вот сегодня на нашей книжной полке новое переиздание книги отца Николая - «Ратные подвиги православного духовенства». В ее предисловии батюшка отмечал следующее: «Православная Церковь всегда благословляла своих чад сражаться с врагами Отечества, не щадя живота своего. Так, святитель Филарет, митрополит Московский говорит: «Люби врагов своих, ненавидь врагов Божьих и бей врагов Отечества. Отдать жизнь за Родину - значит, исполнить заповедь Христа о жертвенной любви к ближним. Ибо «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». «Всякий народ, - пишет русский философ Иван Александрович Ильин, - переживает во время войны такое духовное и нравственное напряжение, которое, в сущности говоря, всегда превышает его силы: от него требуется массовое самопожертвование, тогда как самопожертвование есть проявление высокой добродетели; от него требуется сила характера, храбрость, победа духа над телом, беззаветная преданность духовным, реальностям...»

И вот, - как пишет отец Николай, - чтобы поддержать в народе «такое духовное и нравственное напряжение», православное духовенство не только благословляло на ратный труд воинов, не только молилось о даровании «победы на сопротивныя», но зачастую и само принимало участие в ратном деле, проявляя при этом беспримерное мужество и удивительную храбрость. Ещё до возникновения института полковых священников в армии русское духовенство принимало самое деятельное участие в военных походах и битвах. И примеров этому в истории сохранилось немало. Достаточно вспомнить героическую оборону монастырей, когда иноки проявляли чудеса храбрости. История героизма православного духовенства уходит в глубь веков и самый яркий тому пример - это участие в Куликовской битве монахов Пересвета и Осляби. Подвигом этих двух русских богатырей и начинается повествование настоящей книги.

А в 16 веке монахи Псково-Печерского монастыря не только с оружием в руках обороняли родную обитель на её стенах, но и по благословению игумена нападали на обозы поляков, чтобы отбить у них пленных русских людей, угоняемых в неволю. В героической обороне Троице-Сергиевой лавры от поляков в 1608-1610 годах так же активно участвовали монахи, а старцы Ферапонт и Макарий даже возглавили конную атаку иноков. Обо всех этих героических священнослужителях также говорится в первой части книги. А во второй автор рассказывает о подвигах полковых священников. Как отмечает отец Николай, за всю нашу историю 18 полковых священников стали кавалерами ордена великомученика Георгия Победоносца.

К слову сказать, этим орденом могли награждаться только воинские чины, при этом подчёркивалось, что «ни высокий род, ни прежние заслуги, ни полученные и сражениях раны не приемлются в уважение при удостоении к ордену Святого Георгия за воинские подвиги; удостаивается же оного тот, кто не только обязанность свою исполнял во всём по присяге, чести и долгу, но сверх сего ознаменовал себя на пользу и славу Российского оружия особенным отличием». Потому заслужить этот орден было высшей честью для офицеров и генералов. Но была и другая награда, вторая по значению после ордена св. Георгия. Священнослужители, совершившие в военное время подвиги с опасностью для жизни, награждались золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте.

Это была не только очень почётная, но и относительно редкая боевая награда. До русско-японской войны ею были награждены всего 111 человек. Награждённые наперсным крестом на Георгиевской ленте священники были настоящие герои, давшие русскому воинству пример беззаветного служения Отечеству на полях сражений. О некоторых таких героических пастырях повествует вторая часть книги. Во время Русско-японской войны 1904-1905 годы военное духовенство подавало примеры необыкновенной моральной стойкости и мужества на полях Маньчжурии, сопках Порт-Артура и в Цусимском сражении. О них рассказывает 3 часть книги. За период войны с 1914 по 1918 года около 2 500 священников были отмечены государственными наградами за проявленный ими героизм на полях сражений. О героизме духовенства в Первую мировую войну рассказывает 4 часть настоящего издания.

Как отмечает автор, время не властно над традициями. В годы Великой Отечественной войны рядом с воинами вновь оказались духовные пастыри, призванные в ряды Красной Армии или пришедшие на помощь партизанам и подпольщикам. Как и в славные времена прошлых военных годин, постигших Отечество, священники с честью выполнили свой гражданский и христианский долг. В армии священники стали танкистами, пехотинцами, артиллеристами, и многие из них впоследствии были награждены боевыми орденами и медалями, отмечены благодарностями командования. Сведения о некоторых из них представлены в 5 части данной книги. А завершают настоящее издание краткие истории о самоотверженном служении священников в Чеченскую войну нашего времени.

***

По словам Ивана Александровича Ильина, «меч служит внешней борьбе, но во имя духа; и потому, пока в человеке жива духовность, призвание меча будет состоять в том, чтобы его борьба была религиозно осмыслена и духовно чиста». Кто-то может сказать, - пишет автор, - что участие духовенства в сражениях противоречит церковным канонам, и формально будет прав. Но, надо полагать, что и преподобному Сергию виднее было, где закон, а где благодать. Деяния славных воинов в рясах уже принадлежит истории, а помнить молитвенно их имена, и слагать в своих сердцах их подвиги – это наш христианский долг.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать