У книжной полки. П.Ю. Малков. Преображение Господне. Антология святоотеческих проповедей

19 августа 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

«Бывают в духовной жизни... мгновения, которые так прекрасны, так дивны, что хотелось бы, чтобы время, жизнь, вечность на них остановились и никогда ни­чего другого не случалось бы» — так начинает одну из своих проповедей на праздник Преображения ми­трополит Сурожский Антоний. О чем говорит здесь владыка Антоний? О том духовном опыте, что неко­гда — на горе Преображения — ощутили и испыта­ли в своих сердцах апостолы... Именно это глубокое чувство внутреннего ликования от встречи с Богом, полноты причастности Его дарам и овладело тогда целиком Петром, Иаковом и Иоанном, восшедшими вместе со своим Божественным Учителем на Фавор. А что значит праздник Преображения Господня для нас? Задуматься об этом поможет книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Никея и называется – «Преображение Господне. Антология святоотеческих проповедей».

***

Как отмечают издатели, хорошо начинать знакомство с наследием святых отцов через их слова и мысли о праздниках — ведь это свидетельство о ра­дости веры и живое богословие, обращенное к каждо­му из нас. Святоотеческая антология на Преображение Гос­подне включает творения разных традиций и эпох, ви­зантийских, латинских и русских авторов — от святи­теля Иоанна Златоуста до святителя Луки Крымского. Впервые публикуются переводы проповедей на Преоб­ражение блаженного Августина и преподобного Гри­гория Синаита. Издание предваряет вводная статья автора-составителя книги Петра Юрьевича Малкова, призванная в ясной и доступной фор­ме познакомить читателя с важнейшими богословскими и нравственными особенностями святоотеческого учения о Преображении Господнем.

По словам автора, смысл события Преображения раскрывается перед нами в евангельском повествовании о том, как Гос­подь Иисус Христос, взяв с Собой трех Своих уче­ников, трех апостолов — Петра, Иакова и Иоанна — возвел их на гору и преобразился, изменился перед ними, просияв прекрасным и в то же самое время не­стерпимым для их зрения Светом. Подробный рассказ о Преображении содержится у трех евангелистов — Матфея, Марка и Луки (см.: Мф. 17: 1-13; Мк. 9: 2-13; Лк. 9: 28-36).

В настоящее время, как отмечает Петр Юрьевич, праздник Преображения памятен мно­гим в первую очередь из-за связанного с ним красиво­го и торжественного богослужебного обычая — хра­мового освящения яблок, винограда и иных плодов; именно благодаря нему праздник и получил свое вто­рое, «народное», название — Яблочный Спас. Обычай освящения на Преображение Господне плодов нового урожая — очень древний. Однако главное духовное значение праздника Преображения заключается, ко­нечно же, отнюдь не в этом священнодействии. Богословский и спасительный для человеческого рода смысл события Преображения Господня раскры­вается в дивных песнопениях. И столь же ярко, глубоко и много­сторонне раскрывают перед нами его богословское, нравственное, спасительное значение и святые от­цы — создатели замечательных проповедей на Пре­ображение.

Древние святые отцы на протяжении многих сто­летий произносили — за храмовым богослужением, в среде монастырской братии, а также во время тор­жественных богослужебных уличных процессий — прекрасные гомилии, посвященные изъяснению духовного смысла Преображения Господня. Конечно, они не столь многочисленны, как, например, святоотеческие гомилии на Рождество или Пасху. И все же, - говорит автор, - мы знаем не­сколько десятков важнейших святоотеческих пропо­ведей на этот Господский праздник. Самые значимые и яркие из них — гомилии святителей Иоанна Злато­уста, Прокла Константинопольского, Андрея Критского и Григория Паламы, преподобных Иоанна Дамаскина и Григория Синаита.

Помимо этого, до нас дошли и иные византий­ские проповеди на Преображение — святителя Ки­рилла Александрийского, епископа Василия Селевкийского, преподобно­го Анастасия Синаита, преподобного Феодора Студита, святителя Феолипта Филадельфийского. Также известна поэтичная сирийская гомилия на Преображе­ние, приписываемая авторству преподобного Ефрема Сирина, но скорее всего принадлежащая последовате­лю его богословской и литературной традиции Исаа­ку Антиохийскому. Сохрани­лись и различные латинские проповеди, посвященные этому евангельскому событию, — в том числе три интерес­ные проповеди блаженного Августина.

Конечно же, отмечает автор, духовно значимые и богословски глубокие слова на Преображение создавались не только в древней Цер­кви. Произносились они за богослужением и совсем недавно — нашими русскими святыми отцами... Среди замечательных русских церковных проповедей, верных духу единого святоотеческого Предания, можно назвать произнесенные в 19-20 столетиях «Слова на Преображение» святителей Филарета Московского и Феофана Затворника, священномученика Сергия Мечёва, святителя Луки (Войно-Ясенецкого)... Некоторые из перечисленных выше проповедей и предложены читателю этой антологии.

Все важнейшие богословские и нравственные идеи, связанные со святоотеческим пониманием ду­ховного значения Преображения, предстанут перед читателем этой книги на ее страницах — как в самих публикуемых проповедях, так и в предваряющем их очерке святоотеческого учения о Преоб­ражении по церковным гомилиям. Следует отметить, что в некоторых из этих проповедей тема Преображения используется авторами лишь как внешний повод к духовному — до­статочно отвлеченному — аскетическому размышле­нию или же нравственному христианскому настав­лению. Однако все эти проповеди, почти не касаясь «исторической кан­вы» евангельского события Преображения, в то же время с темой Преображения тесно связаны.

Все они призывают преобразиться во Христе всех нас — во образ явленной на Фаворе Божественной славы Спа­сителя. Как отмечает автор, «для нас, христиан, также открыт путь на тот же самый Фавор: для всех тех, кто приходит в пока еще теплые августовские дни, на исходе крат­кого русского лета, в храм — на церковный праздник Преображения... Церковь — удивительное место! Ведь в Церкви — как в реальности Неба на земле, превос­ходящей своей благодатной силой тварную ограни­ченность времени и пространства, — христиане та­инственным образом оказываются подлинными участниками событий Священной истории, вступают в саму «плоть» Евангелия. И потому-то именно здесь и сейчас мы, стоящие на Преображенском богослуже­нии в храме, можем испытать ту же самую радость, что некогда пережили Петр, Иаков и Иоанн, и отто­го благодарно воскликнуть: сегодня это и мой Фавор

***

В этой книге нам открывается тот высочайший личный опыт богопознания, которым обладали святые проповедники. Им делятся теперь они — щедро и настойчиво — со всеми христианами, по­средством своего обращенного к нам живого слова. Петр Юрьевич Малков, предлагая читателям эту книгу, приглашает их вслед за пра­вославными святыми отцами погрузиться в глубины богословия Фаворского Света, попытаться постичь духовный смысл события Преображения. А также узнать, как евангельский Фавор может коренным об­разом изменить жизнь каждого из нас: если только мы подлинно любим Христа и стремимся к единству с Ним, а в Нем — и друг с другом...

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать