У книжной полки. Праведный Иоанн Кронштадтский. Добрострой души

2 января 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

«Вы – свет мира, – говорит Христос. – Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегший свечу не ставит ее под сосудом, но на подсвечник, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Такими евангельскими словами святая Церковь прославляет праведного Иоанна Кронштадтского, память которого совершается сегодня, 2 января. Великий светильник, свеча, сияющая не только в пределах Русской Православной Церкви, но и вообще во всем православном мире, в каждом уголке нашей Земли. Великий молитвенник и проповедник, не оставлявший при жизни своей никого без своей молитвенной поддержки, без своего утешительного слова. И сегодня, в день памяти святого, мы предлагаем вашему вниманию книгу «Добрострой души», на страницах которой собраны избранные наставления праведного Иоанна, взятые из разных его произведений.

***

В этой книге представлены тематически подобранные выдержки из наставлений великого пастыря Русской Церкви св. Иоанна Кронштадтского, составленные священником Александром Ельчаниновым. Яркое, насыщенное слово отца Иоанна «о Боге, мире и человеке» обращено к каждому из читателей. Оно наставляет, помогает и утешает нас на путях духовной жизни. Кроме того, в издании вы найдете и краткое житие святого. Мы не будем его вам пересказывать, отметим только, что вся жизнь отца Иоанна после его рукоположения во священнический сан и его пастырская деятельность прошли в Кронштадте.

Священник вел и строгую аскетическую жизнь. Строгого поста, как душевного, так и теле-сного, требовало от него ежедневное совершение Божественной литургии, что он поставил себе за правило. При первом же знакомстве со своей паствой отец Иоанн увидел, что в городе процветают безверие, иноверие и сектантство. Кронштадт был местом административной высылки из столицы разных порочных людей. Кроме того, там было много чернорабочих, трудившихся в порту. Все они ютились, по большей части, в жалких лачугах и землянках, попрошайничали и пьянствовали. Городские жители немало терпели от этих морально опустившихся людей, получивших название «посадских».

Вот на этих-то людей, презираемых всеми, и обратил свое внимание исполненный духа подлинной Христовой любви великий пастырь. Он стал ежедневно бывать в их убогих жилищах. Беседовал, утешал, ухаживал за больными и помогал материально, раздавая все, что имел, нередко возвращаясь домой раздетым и даже без сапог. За свою самоотверженность отец Иоанн претерпел немало нападок и гонений, но в конце концов победил все своим великим терпением и любовью. «Нужно любить всякого человека и в грехе его, и в позоре его, — говорил он. — Не нужно смешивать человека — этот образ Божий — со злом, которое в нем...» С таким сознанием священник и шел к людям, всех возрождая силой состраждущей пастырской любви.

Скоро в нем открылся и дивный дар чудотворения, который прославил его на всю Россию и даже далеко за ее пределами... Отец Иоанн исцелял молитвой не только русских православных людей, но и мусульман, и евреев, и обращавшихся к нему из-за границы иностранцев. Вся верующая Россия потекла к великому и дивному чудотворцу. Тысячи людей ежедневно приезжали в Кронштадт, желая видеть отца Иоанна и получить от него ту или иную помощь. Еще большее число писем и телеграмм он получал: кронштадтская почта для его переписки должна была открыть особое отделение. Вместе с письмами и телеграммами шли и огромные суммы денег на благотворительность. На эти деньги отец Иоанн ежедневно кормил тысячу нищих, устроил в Кронштадте замечательное учреждение — «Дом Трудолюбия» — со школой, церковью, мастерскими и приютом; основал в родном селе женский монастырь и воздвиг большой каменный храм, а в Санкт-Петербурге построил женский монастырь на Карповке, в котором и был по кончине своей погребен.

Отец Иоанн был замечательным проповедником, хотя говорил он просто и чаще всего без особой подготовки. Его проповеди отличались огромной силой и глубиной мысли. Несмотря на необыкновенную занятость, он находил время вести и духовный дневник, который впоследствии стал книгой «Моя жизнь во Христе». Она — подлинное духовное сокровище и может быть поставлена наравне с вдохновенными творениями древних великих отцов Церкви и подвижников христианского благочестия. Основная мысль всех письменных творений отца Ио-анна — необходимость истинной горячей веры в Бога и жизни по вере, в непрестанной борьбе со страстями и похотями, преданность вере и Церкви Православной как единой спасающей.

В этом издании собраны размышления Кронштадтского пастыря о Боге, мире и человеке. И первое, о чем здесь говорится – это о грехе. Продолжается Рождественский пост, и в эти новогодние дни он более строгий, поэтому очень кстати будет прочитать поучения святого Иоанна. Вот, к примеру он пишет: «Все грехи и страсти, брани и свары суть истинно болезни душевные, - так и надо смотреть на них. Все страсти - пожар души, великий огонь, свирепеющий внутри, огонь, выходящий из адской бездны. Его надо тушить водою любви, которая сильна потушить всякий адский пламень злобы и других страстей».

«Жизнь христианина, - отмечает святой Иоанн, - должна быть постоянным вниманием к себе самому, т. е. к своему сердцу, потому что каждую минуту невидимые враги готовы поглотить нас; каждую минуту зло кипит в них на нас. Поэтому следи за собой — за своими страстями, особенно в домашнем быту». Да, как часто именно из-за мелочей в домашней жизни происходят различные ссоры, вспыхивающие как солома от зажженной спички. И всё потому, что мы не следим за движениями своей души, а еще, потому что не молимся. А ведь молитва, по словам отца Иоанна, это «дыхание духовное; молясь, мы дышим Духом Святым.

«Молитва, - говорит святой пастырь, ссылаясь на Катехизис святителя Филарета, - есть возношение ума и сердца Богу», созерцание Бога, дерзновенная беседа твари с Творцом, благоговейное стояние души перед Ним, забвение для Него всего окружающего, пища души, воздух, свет, животворящая теплота ее, очищение грехов — благое иго Христово, легкое бремя Его (ср.: Мф. 11, 30). Верь и уповай, что как легко тебе дышать воздухом и жить им или есть и пить, так и еще легче вере твоей получить от Господа все духовные дарования. Молитва есть дыхание души, молитва есть духовные пища и питие», - заключает святой Иоанн. Что еще говорит он о молитве, о душе, о вере и Боге, - читайте на страницах этой книги.

***

Наставления святого праведного Иоанна и сегодня помогают верующим людям в поиске верного ответа на духовные вопросы. «Внимай себе непрестанно, - учит Кронштадтский пастырь, - чтобы не иссякла в тебе духовная жизнь, духовное размышление. Размышляй чаще обо всём том, что читаешь и поёшь или слушаешь в церкви или дома. Живи жизнью святых, молитвой, мудростью их, добродетелями их - кротостью, смиренномудрием, незлобием, нещадением и отвержением себя, своего покоя, довольства и наслаждения ради любви к Богу и ближнему, терпением, мужеством, борьбой, - их верой, упованием, любовью». Этим мудрым и добрым поучением святого Иоанна Кронштадтского мы и завершим нашу программу.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать