Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Вы – свет мира, – говорит Христос. – Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегший свечу не ставит ее под сосудом, но на подсвечник, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Такими евангельскими словами святая Церковь прославляет праведного Иоанна Кронштадтского, память которого совершается сегодня, 2 января. Великий светильник, свеча, сияющая не только в пределах Русской Православной Церкви, но и вообще во всем православном мире, в каждом уголке нашей Земли. Великий молитвенник и проповедник, не оставлявший при жизни своей никого без своей молитвенной поддержки, без своего утешительного слова. И сегодня, в день памяти святого, мы предлагаем вашему вниманию книгу «Добрострой души», на страницах которой собраны избранные наставления праведного Иоанна, взятые из разных его произведений.
***
В этой книге представлены тематически подобранные выдержки из наставлений великого пастыря Русской Церкви св. Иоанна Кронштадтского, составленные священником Александром Ельчаниновым. Яркое, насыщенное слово отца Иоанна «о Боге, мире и человеке» обращено к каждому из читателей. Оно наставляет, помогает и утешает нас на путях духовной жизни. Кроме того, в издании вы найдете и краткое житие святого. Мы не будем его вам пересказывать, отметим только, что вся жизнь отца Иоанна после его рукоположения во священнический сан и его пастырская деятельность прошли в Кронштадте.
Священник вел и строгую аскетическую жизнь. Строгого поста, как душевного, так и теле-сного, требовало от него ежедневное совершение Божественной литургии, что он поставил себе за правило. При первом же знакомстве со своей паствой отец Иоанн увидел, что в городе процветают безверие, иноверие и сектантство. Кронштадт был местом административной высылки из столицы разных порочных людей. Кроме того, там было много чернорабочих, трудившихся в порту. Все они ютились, по большей части, в жалких лачугах и землянках, попрошайничали и пьянствовали. Городские жители немало терпели от этих морально опустившихся людей, получивших название «посадских».
Вот на этих-то людей, презираемых всеми, и обратил свое внимание исполненный духа подлинной Христовой любви великий пастырь. Он стал ежедневно бывать в их убогих жилищах. Беседовал, утешал, ухаживал за больными и помогал материально, раздавая все, что имел, нередко возвращаясь домой раздетым и даже без сапог. За свою самоотверженность отец Иоанн претерпел немало нападок и гонений, но в конце концов победил все своим великим терпением и любовью. «Нужно любить всякого человека и в грехе его, и в позоре его, — говорил он. — Не нужно смешивать человека — этот образ Божий — со злом, которое в нем...» С таким сознанием священник и шел к людям, всех возрождая силой состраждущей пастырской любви.
Скоро в нем открылся и дивный дар чудотворения, который прославил его на всю Россию и даже далеко за ее пределами... Отец Иоанн исцелял молитвой не только русских православных людей, но и мусульман, и евреев, и обращавшихся к нему из-за границы иностранцев. Вся верующая Россия потекла к великому и дивному чудотворцу. Тысячи людей ежедневно приезжали в Кронштадт, желая видеть отца Иоанна и получить от него ту или иную помощь. Еще большее число писем и телеграмм он получал: кронштадтская почта для его переписки должна была открыть особое отделение. Вместе с письмами и телеграммами шли и огромные суммы денег на благотворительность. На эти деньги отец Иоанн ежедневно кормил тысячу нищих, устроил в Кронштадте замечательное учреждение — «Дом Трудолюбия» — со школой, церковью, мастерскими и приютом; основал в родном селе женский монастырь и воздвиг большой каменный храм, а в Санкт-Петербурге построил женский монастырь на Карповке, в котором и был по кончине своей погребен.
Отец Иоанн был замечательным проповедником, хотя говорил он просто и чаще всего без особой подготовки. Его проповеди отличались огромной силой и глубиной мысли. Несмотря на необыкновенную занятость, он находил время вести и духовный дневник, который впоследствии стал книгой «Моя жизнь во Христе». Она — подлинное духовное сокровище и может быть поставлена наравне с вдохновенными творениями древних великих отцов Церкви и подвижников христианского благочестия. Основная мысль всех письменных творений отца Ио-анна — необходимость истинной горячей веры в Бога и жизни по вере, в непрестанной борьбе со страстями и похотями, преданность вере и Церкви Православной как единой спасающей.
В этом издании собраны размышления Кронштадтского пастыря о Боге, мире и человеке. И первое, о чем здесь говорится – это о грехе. Продолжается Рождественский пост, и в эти новогодние дни он более строгий, поэтому очень кстати будет прочитать поучения святого Иоанна. Вот, к примеру он пишет: «Все грехи и страсти, брани и свары суть истинно болезни душевные, - так и надо смотреть на них. Все страсти - пожар души, великий огонь, свирепеющий внутри, огонь, выходящий из адской бездны. Его надо тушить водою любви, которая сильна потушить всякий адский пламень злобы и других страстей».
«Жизнь христианина, - отмечает святой Иоанн, - должна быть постоянным вниманием к себе самому, т. е. к своему сердцу, потому что каждую минуту невидимые враги готовы поглотить нас; каждую минуту зло кипит в них на нас. Поэтому следи за собой — за своими страстями, особенно в домашнем быту». Да, как часто именно из-за мелочей в домашней жизни происходят различные ссоры, вспыхивающие как солома от зажженной спички. И всё потому, что мы не следим за движениями своей души, а еще, потому что не молимся. А ведь молитва, по словам отца Иоанна, это «дыхание духовное; молясь, мы дышим Духом Святым.
«Молитва, - говорит святой пастырь, ссылаясь на Катехизис святителя Филарета, - есть возношение ума и сердца Богу», созерцание Бога, дерзновенная беседа твари с Творцом, благоговейное стояние души перед Ним, забвение для Него всего окружающего, пища души, воздух, свет, животворящая теплота ее, очищение грехов — благое иго Христово, легкое бремя Его (ср.: Мф. 11, 30). Верь и уповай, что как легко тебе дышать воздухом и жить им или есть и пить, так и еще легче вере твоей получить от Господа все духовные дарования. Молитва есть дыхание души, молитва есть духовные пища и питие», - заключает святой Иоанн. Что еще говорит он о молитве, о душе, о вере и Боге, - читайте на страницах этой книги.
***
Наставления святого праведного Иоанна и сегодня помогают верующим людям в поиске верного ответа на духовные вопросы. «Внимай себе непрестанно, - учит Кронштадтский пастырь, - чтобы не иссякла в тебе духовная жизнь, духовное размышление. Размышляй чаще обо всём том, что читаешь и поёшь или слушаешь в церкви или дома. Живи жизнью святых, молитвой, мудростью их, добродетелями их - кротостью, смиренномудрием, незлобием, нещадением и отвержением себя, своего покоя, довольства и наслаждения ради любви к Богу и ближнему, терпением, мужеством, борьбой, - их верой, упованием, любовью». Этим мудрым и добрым поучением святого Иоанна Кронштадтского мы и завершим нашу программу.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!