Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Внутри души каждого человека существует дверь, ведущая в Царство Небесное. И эта дверь есть Господь Иисус Христос. В имени Иисус присутствует Бог, поэтому оно Божественно, ибо несет в себе Божественную благодать. Через это святое имя происходит непосредственное живое общение души с живым Единым Богом. Иисусовой молитвой молятся благочестивые миряне, монахи произносят ее умом в храме во время богослужений, ею заменяют церковные службы отшельники и анахореты в уединении, она для людей - «огонь, пожирающий страсти». О том, как стяжать Иисусову молитву, говорит иеромонах Симон (Безкровный), книгу которого мы и предлагаем сегодня вашему вниманию.
***
Имя иеромонаха Симона (Безкровного) хорошо известно современному читателю, ранее он издавал свои книги под псевдонимом монах Симеон Афонский. Новая книга, вышедшая в свет стараниями Усекновенской пустыни «Катафиги» на Святой горе Афон, а также Издательств – КАМНО и «Синтагма», посвящена Иисусовой молитве. Как отмечают издатели, по просьбам многих монахов и монахинь, желающих неложного спасения, было составлено это «Практическое руководство к Иисусовой молитве». Ведь чтобы молиться Иисусовой молитвой, нужно хорошо понимать ее смысл, и к ней ни в коем случае не следует относиться легкомысленно. Необходимо точно знать, что нам предстоит совершить в молитвенной практике и к чему мы в ней должны стремиться.
Суть этого спасительного делания, - отмечает отец Симон, - углубление покаяния, средство совершенствования в покаянии - внимание, цель покаяния - всецелое соединение со Христом. Как говорится, вкус меда узнает и слепой. Источник истинного счастья - только благодать Христова, все остальное - заблуждения. Единственная цель жизни на земле - это смирение, а единственная цель духовной практики - спасение души через покаяние. Желая узнать многое, мы теряем возможность узнать Одно, Которое и есть Истина. При этом желаем благодатного утешения - и не получаем. Не желаем скорбей - и находим их. Если принимаешь утешение, принимай и скорби, - говорит отец Симон. Другого пути нет, чтобы преодолеть и победить сей мир - прибежище скорби и соединиться со Христом.
По словам автора, начало спасения - стяжание мира душевного через исполнение заповедей Евангелия, середина спасения - очищение ума и сердца от греховных страстей и помышлений в покаянной и внимательной молитве, завершение спасения - стяжание святости через безстрастие и безмолвие и соединение с духовным Солнцем вечной жизни - со Христом. Такое соединение есть совершенное освящение и обожение человеческого духа нетварным светом Пресвятой Троицы. Если не будешь близок со своим истинным Спасителем и Другом - Христом, то в запоздалых раскаяниях оставишь этот мир, который есть лишь временный попутчик. Отдельно от Христа нет спасения, поскольку Христос и есть спасение. Если не научишься мудро направлять свою жизнь с помощью заповедей Евангелия, то она будет править тобой, словно неразумным младенцем.
Прямая задача Церкви, - отмечает автор, - сделать нас духовными существами во Христе, а не бренными жителями земли, привязанными к плоти и суетному, ложному существованию. Имя Иисус есть откровение Свыше и является энергией Божества. В имени Божием живут Божественная Мудрость и Небесный Свет, просвещающий всякого человека, произносящего это святое имя. Призывая имя Иисуса Христа, мы опытно переживаем присутствие в нас блаженного и непостижимого Бога. Христос в молитве становится жизнью нашей жизни, уйти от которой никуда и невозможно, ибо это есть жизнь вечная в блаженстве Царства Божия: «Сия есть вечная жизнь, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3). Однако шествовать этим путем следует вдумчиво и внимательно, храня во всем трезвение ума.
По словам отца Симона, в Иисусовой молитве находится вся полнота спасающей и просвещающей благодати: «Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор. 6:17), - говорит апостол. Тот, кто практикует эту молитву, исполняет в ней все обеты и заповеди. Для ведения подлинной молитвенной жизни нужно быть человеком определенной человеческой культуры и иметь чуткость сердца. Христос, сидя одесную Отца, никогда не оставляет Своего человеколюбия, а пребывая с людьми, всегда был един с Отцом Небесным: «Я и Отец - одно» (Ин. 10: 30). В этом, как отмечает автор, для нас заключена тайна нашей духовной свободы, спасения и послушания: «Отец во Мне и Я в Нем» (Ин. 10: 38), по слову Христову. Соединившись через послушание воедино в Духе с Господом, мы никогда не должны оставлять всемерную любовь к ближним, а помогая и служа людям в их спасении, не прекращаем пребывать в совершенном единении со Христом и, таким образом, с Богом Отцом. Именно к такому единению с Отцом Небесным через Иисуса Христа возводит душу Иисусова молитва.
Эта молитва есть исповедание нашей веры в Бога Иисуса Христа, Света от Света, воплотив-шегося ради нашего спасения, распятого, страдавшего за нас, погребенного и воскресшего. Иисусова молитва - это наше сердечное раскаяние в отпадении от Бога, глубокое и искреннее покаяние в собственной греховной жизни и неотступная надежда на прощение и милость Божию. Молитва - это наше рождение в Боге. Она приводит нас к совершенному исполнению заповедей Христовых, а отступление от них ведет к потере молитвы, ибо мы ничто без Духа Святого. В этой молитве предпочтительнее не придумывать своих слов, чтобы слова «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» навсегда укоренились в уме, сердце и душе человека.
Чтобы спастись, нам необходимо сделать себя свободными и мужественными православными людьми во Христе, а быть равнодушными, слабыми и нерешительными - нельзя. О том, как спасаться, хорошо сказано в послании апостола Павла: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию» (l Кор. 10:31). Что значит - «во славу Божию»? С именем Христовым на устах и в сердце, и с полным вниманием. Это и есть наша духовная практика, где бы мы ни находились. Если в течение суток ты живешь как слепец, а объявляешь себя православным, не имея ни доброты, ни любви к людям, то ты уже перестал им быть и зря растрачиваешь свою жизнь.
Говоря в общем, к Богу приходят два типа людей. У одних сердце и ум, будучи неповрежден-ными, ищут прямого постижения истины, и они быстро стяжают благодать и просвещение духа. У других душевные недуги велики, и они нуждаются в непосредственном исцелении в Боге и лишь затем приходят к осознанию необходимости спасения. Поэтому их путь требует посте-пенности. Тот, кто поставил себе эту святую цель спасения, должен вначале услышать о практике покаянной молитвы и ознакомиться с ней. Обо всем этом и рассказывается в настоящем духовном руководстве для посвятивших себя стяжанию спасительной молитвы.
***
По мнению автора, чтобы стать подлинными христианами и возлюбить Христа всей душой, всем сердцем и умом, необходимо полностью изменить собственную жизнь, сделав покаянную Иисусову молитву ее основанием. Практика молитвы и созерцания должна принести плоды прямо в этой жизни, потому что в ином мире уже поздно что-либо практиковать. Не пытайся обнять Бога мыслью, - говорит отец Симон, - обними Его молитвенным сердцем и оставайся с Ним всегда: это и есть спасение. Последовательному раскрытию молитвенного возрастания в призывании Божественного имени и окончательного спасения, и освящения человека посвящены главы этой книги.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!