У книжной полки. Постимся постом приятным: о духовном смысле поста. Лучшие рецепты постной трапезы

24 июня 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

В православном календаре около 200 дней в течение года – постные. И несмотря на то, что пост установлен много веков назад, сегодня бытует мнение, что это лишь определенные гастрономические ограничения.  Но еще свт. Иоанн Златоуст предостерег – «Ошибается тот, кто считает, что пост – это лишь воздержание от пищи. Истинный пост есть удаление от зла…» Поэтому книга, которую мы вам сегодня предлагаем, призвана восполнить пробелы в православном сознании. Она рассказывает об однодневных и многодневных постах, принятых Уставом православной Церкви, знакомит с историей, традициями и правилами соблюдения постов, а также представляет постную кухню со множеством разнообразных рецептов – от салатов и супов до сладостей и напитков. Эта книга вышла в свет в издательстве Ковчег и называется – «Постимся постом приятным: О духовном смысле поста. Лучшие рецепты постной трапезы».

***

Итак, в книгу «Постимся постом приятным» вошло подробное описание четырех многодневных постов, установленных Православной Церковью, с указанием их духовного смысла и степеней строгости (напомним, это Великий пост, Рождественский, Петров и Успенский). Книга рассказывает о том, как приучить себя к посту, как конкретно проводить каждый из многодневных постов, как поститься детям и недугующим. Особую часть ее содержания составляют многочисленные рецепты постной трапезы, для удобства расположенные в соответствии с каждым из многодневных постов, а также рецепты блюд праздничной Рождественской и Пасхальной трапезы.

О главном смысле поста составители книги пишут в первой части издания. Здесь, в частности, они отмечают, что первая заповедь, данная Богом человечеству, - о посте. Она была необходима для нас в раю, до грехопадения, и тем нужнее стала после изгнания из рая. Мы должны поститься, исполняя Божию заповедь. Так, в книге пророка Иоиля сказано: «Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании... назначьте пост» (Иоил. 2, 12-15). Бог повелевает здесь, чтобы грешные люди постились, если хотят получить Его милость. В книге Товита Ангел Рафаил говорит Товии: «Доброе дело — молитва с постом и милостынею и справедливостью... Лучше творить милостыню, нежели собирать золото (Тов. 12, 8). В книге Иудифи написано, что Иоаким, великий священник Господень, обходил весь народ израильский и говорил, что Господь услышит их молитвы, если они пребудут в посте и в молитвах».

В книге святого пророка Ионы рассказывается, что царь ниневийский, услышав пророчество Ионино о гибели города, облекся во вретище и запретил вкушать всему городу, чтобы не только люди постились, но чтобы и скотам не давали пищи в течение трех дней. Царь Давид упоминает в псалмах о том, как он сам постился: одевался во вретище, изнурял постом душу (Пс. 34,13); и в другом псалме говорит: Колени мои изнемогли от поста (Пс. 108, 24). Вот как постился царь, чтобы Бог был милостив к нему! Сам Спаситель постился сорок дней и сорок ночей, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2, 21), чтобы и мы по силе нашей хранили пост в Святую Четыредесятницу. Постились и святые апостолы, как об этом говорится в Деяниях.

«Поститься христианину необходимо для того, — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, -- чтобы прояснить ум и возбудить, и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением и пьянством и заботами житейскими (Лк. 21, 34), а чрез то отпадаем от Источника жизни — Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объедение и сластолюбие пригвождают нас к земле и подсекают, так сказать, у души ее крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников! Они, как орлы, парили в небесах; они, земнородные, жили умом и сердцем на небесах и слышали там неизреченные глаголы, и там научились Божественной премудрости».

Исходя из наставления святого Иоанна можно заключить, что пост служит для нас необходимым средством к нашему освящению и единению с Богом, средством к живому участию в жизни, страданиях, смерти и славе Богочеловека и святых Его. С давних пор христиане добровольно лишали себя удобств, удовольствий, жизненного комфорта, противопоставляя этому пост, поклоны, молитвенные бдения, стояния, хождение по святым местам, паломничество ко святыням. Это всегда считалось лучшим и живым свидетельствованием нашей православной веры. Однако многие наши современники считают, что при нынешнем бедственном положении в России, когда у многих нет денег даже на самые дешевые продукты, пост — не тема для разговора.

Однако они не задумываются о том, что основа поста — это борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту. Желающие соблюдать пост должны посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и испросить благословения на совершение поста. Как писал святитель Иоанн Златоуст, пост — это лекарство, но даже самое полезное лекарство становится бесполезным, если больной не знает, как его употреблять. Пост, - отмечают издатели, — это аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. Тем, кто начинает поститься уже в зрелом возрасте, кто никогда раньше не постился, авторы книги советуют, начинать поститься постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года.

Так, например, праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Начинай исполнять заповеди, касающиеся малого, и ты исполнишь заповеди, касающиеся великого: малое везде ве дет к великому. Начни исполнять только заповедь о посте в среды и пятницы или десятую заповедь, касающуюся худых помыслов и желаний, и ты исполнишь все заповеди. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Лк. 16, 10). А еще каждый, приступающий к подвигу поста, должен знать: «Кто постится по тщеславию или считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. И оказывается, что он не только не положил камень, а снял два и может разрушить всю стену осуждением ближнего. А кто разумно постится, тот не думает, что он совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника...». Об этом говорит преподобный авва Дорофей.

Далее в этой книге приведены правила строгого поста, указанные в Церковном Уставе. Но, как отмечают издатели, пост — это не смирительная рубашка. Пожилые, больные люди, дети (до четырнадцати лет), а также беременные женщины освобождаются от строгого поста. Однако о мерах послабления следует посоветоваться со священником. «Относительно поста, когда нет здоровья, — пишет святитель Феофан Затворник, — терпение болезни и благодушие во время ее заменяют пост. Поэтому извольте употреблять пищу, какая требуется по свойству лечения, хотя она и не постная». Ослабление поста Отцы Церкви советуют вознаградить внутренними чувствами сокрушения и возжелания Господа. Подробнее о том, как проводить время постов, как приучать себя к посту и многое другое читайте на страницах этой книги.

***

С помощью этой книги читатель познакомится со значением православного поста, с его историей и общими правилами, а также с особенностями питания во время поста. Об этом рассказывает первая часть книги. А во второй - содержатся сведения о том, какие продукты обязательно должны входить в рацион постного стола, а также многочисленные рецепты постной трапезы. Нет сомнений в том, что постный стол полезен для здоровья. Однако стоит помнить, что истинный пост не цель, а средство — смирить свою плоть и очиститься от грехов. Пост телесный без поста духовного ничего не прино­сит для спасения души. Без молитвы и покаяния, без воздержания от страстей и пороков, искоре­нения злых дел, прощения обид, воздержания от супружеской близости, исключения увеселитель­ных и зрелищных мероприятий, просмотра теле­передач, теленовостей, пост становится всего лишь диетой.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать