У книжной полки. Протоиерей Павел Матвеевский. Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа

14 апреля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

Как всё преходящее, прошла и святая Четыредесятница. Идет последняя неделя Великого поста, называемая Великой или Страстной седмицей, поскольку в эти дни Господь Иисус Христос претерпел великие страдания (по-церковнославянски «страсти») и позорную смерть на кресте ради спасения каждого из нас от рабства греху и диаволу. Для христиан это время особенного духовного внимания, когда все временное и наносное призвано отступить перед великой и непостижимой реальностью страданий Самого Бога. Приблизится к страждущему Спасителю, нам помогают богослужения Страстной седмицы. Поможет в этом и душеполезное чтение. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, на страницах которой читателям предлагается толкование тех глав Святого Евангелия, где говорится о последних днях земной жизни Спасителя. Книга, вышедшая в свет в Издательстве Сибирская Благозвоница, так и называется - «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа».

***

Основой для книги «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа» послужил труд Павла Алексеевича Матвеевского — духовного писателя, протоиерея, магистра Санкт-Петербургской духовной академии — «Евангельская история». На страницах этого труда подробно изложена вся земная жизнь нашего Спасителя в хронологической последовательности. Толкования взяты в основном из творений святых Отцов и учителей Православной Церкви, о которых отец Павел говорит, что это самые верные и на¬дежные толкователи Евангельской истории. Композиция «Евангельской истории» построена на основе трудов святителя Феофана Затворника. Первое издание вышло в 1890 году.

Давайте рассмотрим повествование этой книги. В первой ее главе автор говорит о событии, которое Святая Церковь вспоминала в прошедшее воскресение – это торжественный вход Господа в Иерусалим. Называя этот период времени первым днем последней седмицы, отец Павел пишет: «Господь наш Иисус Христос предначал последние дни Своей земной жизни таким действием, в котором явился перед всеми как предвозвещенный пророками и ожидаемый Израилем Спаситель. Пока еще не настало время Его (Ин. 7, 6), пока не пришел час крестного прославления Его (17, 1), Он тщательно избегал всех случаев, где народный восторг желал бы видеть исполнение заветной мечты о восстановлении древней славы царства израильского (Ин. 6, 15).

С тою же целью, во избежание перетолкований и затемнения истины примесью суетных ожиданий, Он нередко запрещал Своим ученикам и последователям разглашать всенародно, что Он есть ожидаемый Христос Спаситель (Мф. 12, 16; 16, 20; 17, 9; Мк. 5, 43; Лк. 5, 14). Теперь, ввиду страданий, мечтательность народная не могла дойти до какой-либо прискорбной крайности, а крест «решительно полагал конец в последователях Его всем подобного рода замыслам». Как известно, во время спасительного служения Иисуса Христа одни веровали, слыша учение или видя чудные дела Его, а другие желали еще прямого объявления с Его стороны о том, что он Мессия-Христос (Ин. 10, 24). И вот первый день седмицы, окончившейся смертью Богочеловека, был тем великим, знаменательным днем, которым решалась судьба не только многих современников Господа, но и всего народа иудейского.

На другой день после этого торжественного входа Господь Иисус Христос утром опять пошел в город в сопровождении двенадцати учеников тою же, как и вчера, дорогою, но без всякой торжественности. Мысль Богочеловека, естественно, обращалась ко вчерашнему событию, в котором, вместе с скоропреходящим восторгом народа, обнаружилось с поразительною ясностью крайнее ослепление представителей иудейской синагоги, руководителей и наставников народа. Эти лицемеры, прикрывавшие недостаток истинного благочестия внешнею набожностью и добрыми делами напоказ, были злейшими врагами Иисуса Христа и нередко подвергались сильным обличениям воплощенной истины. Для наглядного изображения духовного неплодия их, а за ними и всего иудейского народа, Господь в Своих беседах воспользовался выразительным образом бесплодной смоковницы».

И именно к этому придорожному дереву Господь направил Свой путь, впрочем, по замечанию святителя Иоанна Златоуста, «не для того, чтобы утолить голод, но для учеников, с тем, чтобы преподать им важный нравственный урок». Об этом событии, которое вошло в историю как проклятие смоковницы, говорится в Евангелии. Тут же говорится и об изгнании торжников из храма, и толкование этих двух событий, читатели найдут в соответствующей главе книги. А в следующей говорится о третьем дне – Великом вторнике, когда ученикам дается наставления о силе веры и молитвы. Здесь же наблюдается и крайнее замешательство врагов Иисуса. Ослепленные неверием члены верховного иудейского судилища – синедриона, которому принадлежало право решать вопросы веры, незадолго перед сим положили убить Спасителя и дали приказание, чтобы всякий, знающий, где он находится, объявил о местопребывании Его.

Но вот, осужденный ими опять всенародно является в качестве Мессии, принимает чествование народа и усвояет Себе господственную власть в доме Божием. А они задают Спасителю провокационный вопрос, Который, отвечая, рассказывает им «Притчи о двух сынах, посланных отцом в виноградник, о злых виноградарях и о брачном пире сына царева». Первосвященники, книжники и фарисеи поняли, что эти притчи были сказаны Спасителем против них. Стыд всенародного посрамления еще более увеличил ненависть их к Господу Иисусу Христу, так что они хотели было схватить Его, но побоялись народа, который почитал Его за Пророка.

Четвертый день – Великая Среда. «События последних дней снова напомнили ожесточенным врагам Господа о ненавистном им Пророке Галилейском. Незадолго перед этим они решили убить Его и дали приказание, чтобы всякий, знающий о местопребывании Его, объявил им для дальнейших распоряжений (Ин. 11, 53, 57). И что же? Когда настало время исполнения предвечного определения о спасении рода человеческого и пришел час, предназначенный свыше, тогда Агнец Божий, взявший на Себя грехи мира, Сам отдается в руки грешников». О событиях этого дня мы вспоминаем в среду Страстной седмицы.

В Великий четверг совершается воспоминание Тайной Вечери и установления Спасителем таинства Евхаристии. В Великую пятницу - страдания и смерть Господа Иисуса Христа, которые Он претерпел ради нас. В Великую субботу Церковь воспоминает телесное погребение Спасителя и сошествие Его во ад. Воспоминание и описание всех этих священных событий и вошло в данное издание.

***

О книге «Евангельская история», часть которой составила и данное издание, святитель Феофан Затворник писал так: «Просмотрел Евангельскую историю о. прот. Матвеевского, и нашел ее не только удовлетворительною, но превосходною. Такой на всем свете нет. Внимательное рассмотрение деяний и словес Спасителя, благоговейный тон речи, богатство отеческих и церковных свидетельств - составляют ее отличительные черты. Ни одна душа не будет читать ее без услаждения и назидания». Желаем и вам, дорогие читатели, получить пользу для души при чтении этой книги, и чтобы дни Страстной седмицы стали для всех временем духовного пробуждения и внутренней работы над собой.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать