У книжной полки. «Побеждайте молитвой!..». Письма митрополита Вениамина (Федченкова) Надежде Павлович

29 апреля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

Митрополит Вениамин (Федченков), живший на рубеже двух веков, оставил нам богатейшее литературное наследие. Когда-то его сочинения в виде машинописных копий хранились в монастырских и семинарских библиотеках, в домах верующих. Их читали семинаристы и монахи, люди, уверовавшие и сомневающиеся. И, наверное, многим встреча с творениями владыки давала помощь и поддержку, а может быть, зажигала в сердцах благостный огонек, освещающий путь к спасению. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию еще одну книгу, которая отражает то время жизни владыки, когда он вернулся на родину и жил в советской стране. Книга вышла в свет в издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и называется - «Побеждайте молитвой...»: письма митрополита Вениамина (Федченкова) Надежде Павлович».

***

Как говорится в предисловии книги, за последние 20 лет были изданы многие сочинения митрополита Вениамина (Федченкова). Некоторые из них посвящены тем праведникам, которых владыка Вениамин встречал на своем жизненном пути, другие носят автобиографический характер. Изданные через 50 лет после смерти автора, сочинения привлекают современных читателей своей искренностью, теплотой, духом мира и любви, доставляя Владыке славу одного из выдающихся духовных писателей XX века. С другой стороны, не прекращаются споры относительно жизненного пути и личности самого митрополита Вениамина.

В 1920 году он эмигрировал из Советской России, в 1927-м - поддержал Декларацию митр. Сергия. Более 20 лет возглавлял экзархаты Московского Патриархата сначала в Европе, затем в Америке, наконец, в 1947 году возвратился в Советский Союз. За границей владыка Вениамин стяжал славу «красного митрополита», призывая к лояльности советской власти и оказывая поддержку Советской России в годы Великой Отечественной войны. Для некоторых это стало определяющим в оценке его роли в истории Церкви, однако, как говорит мудрая русская пословица, «конец - делу венец»: наименее изученным остается период с 1947 по 1961 гг., после возвращения митрополита Вениамина в СССР.

Дореволюционный и заграничный периоды жизни Владыки наиболее полно представлены в его автобиографическом сочинении «На рубеже двух эпох», тогда как к советскому периоду его служения относятся «Дневниковые записи: За православие помилует меня Господь, 1945-1958 гг.», «Сорокоуст на Родине», «Записки архиерея» и «Записки епископа». Последний ряд книг - воспоминания об отдельных встречах и происшествиях, в них нет последовательного изложения фактов жизни самого Владыки. Поэтому особую ценность представляют любые источники, имеющие отношение именно к советскому периоду. К числу таких источников относятся впервые публикуемые письма митрополита Вениамина, адресованные духовной дочери старца Нектария Оптинского поэтессе Надежде Александровне Павлович.

Письма митрополита Вениамина охватывают период с января 1948 по август 1958 г. — более чем десятилетие, в течение которого Владыка возглавлял последовательно Рижскую, Ростовскую и Саратовскую епархии, а также первые месяцы его пребывания в Псково-Печерском монастыре (февраль—декабрь 1958 г.). Письма монахини Анны хронологически принадлежат к последнему периоду жизни митрополита Вениамина, а именно к его пребыванию в Псково-Печерском монастыре (май 1958—1961 гг.), когда сам он, по свидетельству своей келейницы, монахини Анны, уже никому не писал. Большинство писем датировано им самим, на некоторых даты проставлены Надеждой Александровной. Она же установила и порядок писем, который при публикации в основном был сохранен, но уточнен архивистом ПСТГУ Инной Николаевной Смоляковой и подвергнут небольшим коррективам.

Средняя частота отправления писем Владыкой - одно письмо в 22 дня. Однако есть такие периоды, когда он писал по 5—6 писем в месяц (например, в марте 1949 г.), или когда, напротив, от владыки Вениамина не было писем в течение нескольких месяцев (например, с января по август 1948 г. или с мая по октябрь 1949 г.). Чаще всего Владыка писал 2—3 раза в месяц. Таким образом, по его письмам, возможно составить более или менее целостную картину происходящего в его жизни. Во многом ценность этих писем определяется еще и тем, что владыка Вениамин писал, не предполагая, что они будут прочитаны кем-нибудь, кроме адресата.

Поэтому письма вполне искренни и дают достоверные сведения о самом Владыке и о его жизни, тогда как описание других лиц и оценка событий, безусловно, субъективны. Не каждое письмо представляет собой историческую или фактологическую ценность, большая их часть носит частный характер. Тем не менее, ряд писем касается таких вопросов, как жизнь возглавляемых Митрополитом епархий: Рижской и Саратовской; взаимоотношений Владыки с патриархом Алексием I; отношения митрополита Вениамина к советской власти. Интересны замечания, относящиеся к отдельным личностям: архиепископу Рижскому Филарету (Лебедеву), прот. Петру Гнедичу и др. В каждом письме Владыка касается различных вопросов, нередко размечая свои ответы по пунктам.

Письма отражают степень занятости, активность Владыки в его деятельности епархиального архиерея, в них очерчивается круг лиц, которые были действительно близки Владыке. В письмах мы видим, как действуют на Владыку внешние скорбные обстоятельства жизни, как он их осмысливает; практически в каждом письме Владыка пишет о своем здоровье. В целом для составления жизнеописания митрополита Вениамина (Федченкова) фактические данные, содержащиеся в его письмах Н.А. Павлович, представляют несомненную историческую ценность. С другой стороны, митрополит Вениамин предстает пред нами как чрезвычайно искренний, смиренный, глубоко верующий человек; в письмах раскрывается любящая, укорененная в Православии его душа, когда Владыка пишет о себе.

Многие из его писем к Надежде Александровне, его «сестре во Христе», носят исповедальный характер. Читая их, мы будто приоткрываем завесу тайных его души. По письмам Владыки можно также проследить, когда и где он работал над своими сочинениями, как он сам к ним относился, кто помогал ему в работе над ними. Владыка Вениамин зачастую касается некоторых догматических и вероучительных вопросов, в частности богословских воззрений о. Петра Гнедича и его личности, хотя, как он сам признается, делает это с величайшим усилием над собой. Также в этой книге представлены письма монахини Анны (Обуховой), адресованные Павлович, которые представляют особую ценность, т.к. в них описываются быт, обстоятельства жизни Владыки на покое, состояние его здоровья и, наконец, кончина.

***

Митрополит Вениамин (Федченков) - одна их ярких фигур Русской Церкви. Посмертно изданные работы Владыки стяжали ему славу одного из выдающихся духовных писателей XX века. Дореволюционный и заграничный периоды жизни он сам достаточно полно описал в ав-тобиографическом сочинении «На рубеже двух эпох», однако не оставил нам цельной картины своей жизни на Родине: годы служения в СССР описаны им фрагментарно в разных работах. Потому так важны впервые публикуемые в этом издании письма митрополита Вениамина к духовной дочери старца Нектария Оптинского поэтессе Надежде Александровне Павлович.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать