Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Схимонахиню Елецкого Знаменского монастыря Магдалину (Иванову) святитель Феофан, Затворник называл «огневой монахиней». Недолгим был ее жизненный путь, путь созидания внутреннего человека, но очень щедрым по обилию духовных даров Божиих, которые она стяжала под руководством духовных наставников — архиепископа Воронежского и Задонского Иосифа (Богословского) и святителя Феофана, Затворника Вышенского. Святитель Феофан окормлял монахиню Магдалину до последних дней ее жизни. Жизнеописание схимонахини Магдалины, в миру Софии Михайловны Ивановой и письма к ней святителя Феофана Затворника составили книгу, которая вышла в свет в издательстве Правило веры и называется – «Огневая монахиня».
***
В этой книге опубликовано жизнеописание подвижницы Елецкого Знаменского монастыря схимонахини Магдалины, ее собственные записи-размышления, а также письма ее духовных наставников — архиепископа Воронежского и Задонского Иосифа (Богословского) и святителя Феофана, Затворника Вышенского. В Приложении к настоящему изданию опубликована статья публикатора — доктора филологических наук Варвары Викторовны Кашириной, в котором установлены подлинные имена духовных наставников схимонахини Магдалины, представлена история первой публикации книги, указаны разночтения в публикациях писем святителя Феофана и даны материалы по истории Елецкого Знаменского монастыря.
Как говорится в этой статье, схимонахиня Магдалина (Иванова) в течение многих лет была духовным чадом святителя Феофана, Затворника Вышенского. О своей ученице вышенский подвижник писал: «Какая живая душа была эта Магдалина! Удержи нет. Такую Бог дал ей благодать! А все от веры и решения... Ибо, решившись однажды, она не ворочалась назад, даже помыслами». Действительно, по слову святителя Феофана, «когда душа жива, и человек жив». Письма святителя Феофана к своей ученице позволили приоткрыть сокровенную страницу каждодневного созидания «внутреннего человека», формирования души и духа во Иисусе Христе.
Первоначально жизнеописание и письма к схимонахине Магдалине были опубликованы при жизни святителя в 1876 году в журнале «Странник», и в том же году вышли отдельным изданием, которое до революции было неоднократно переиздано, что свидетельствовало о востребованности этой книги. Письма к монахине Магдалине вошли также в 4-й выпуск Собрания писем святителя Феофана. Святитель Феофан сначала сам занимался составлением книги, затем с просьбой о подготовке книги к изданию обратился к известному миссионеру и духовному писателю иеромонаху Афонского Пантелеимонова монастыря Арсению (Минину): «Спишитесь с игуменией и возьмите на себя напечатать все — и краткую жизнь, и письма преосвященного Иосифа, и мои. Обещайте ей выслать сотню или полторы экземпляров. Мне пришлете с полсотни или сотню. Я слышал, что читалось все с удовольствием».
Однако о. Арсений из-за большой занятости, связанной с устройством часовни Афонского монастыря в Москве и основанием Ново-Афонского монастыря, с миссионерской деятельностью, по всей видимости, не смог заняться подготовкой и изданием жизнеописания и писем м. Магдалины. Незаконченную рукопись святитель Феофан отправил в Елецкий монастырь, настоятельница которого, игумения Клеопатра, передала их правящему архиерею для завершения работы. Так подготовкой издания к печати занялся епископ Орловский и Севский Макарий (Миролюбов). Владыка Макарий, талантливый церковный историк, автор многочисленных жизнеописаний православных подвижников благочестия, сумел в небольшой книге создать глубокий духовный портрет одной из подвижниц Елецкого монастыря.
Представленный Владыкой пример ревностной монашеской жизни подвижницы XIX века являлся назидательным для ее современниц. Он показывал, что не только в древние времена возможно стяжать монашеские добродетели смирения, послушания и молитвы, и таким образом вдохновлял и укреплял монашествующих в их подвижнической жизни. Монашеский подвиг — сокровенный, таинственный и высокий. Приоткрытый в этой книге и для мирских читателей, пример жизни елецкой подвижницы учил внимательному отношению к своей внутренней жизни. Важным разделом книги стали письма двух духовных наставников к м. Магдалине, которые в соответствии с учением Церкви и Священным Писанием шаг за шагом вели свою ученицу по лествице христианских добродетелей, по пути спасения.
Цель этого пути святитель Феофан определял «в общении с Богом», которое достигается «верой с хождением в заповедях, при помощи благодати Божией». Духовничество — это глубокое духовное ведение человеческой души, духовное врачевство и молитвенный покров над христианином. Именно поэтому святые отцы советуют обращаться в духовной жизни к опытным наставникам, добрым пастырям. Пример такой деятельной любви и духовного попечения и являют письма, опубликованные в этой книге. В дореволюционных и в современных репринтных изданиях имена духовных наставников м. Магдалины не были указаны и в настоящем издании публикуются впервые.
Автором первых четырнадцати писем к монахине Магдалине был архиепископ Воронежский и Задонский Иосиф (Богословский), при котором в августе 1861 года состоялось прославление святителя Тихона Задонского. По Промыслу Божиему, святитель Тихон Задонский много сделал для материального и духовного укрепления Елецкой Знаменской обители, любил бывать в Ельце, благословлял инокинь на несение монашеских подвигов и сам выбрал место для строительства будущего каменного храма. А святитель Феофан, по свидетельству племянника, «еще с ранней юности глубоко чтил память святителя Тихона и ходил со своей родины в город Задонск пешком на поклонение святителю». И он же является вторым духовным наставником м. Магдалины, от которого сохранилось 53 письма.
По словам Варвары Викторовны, поражает схожесть жизненного пути и духовных советов двух владык — святителя Феофана и владыки Иосифа. Так, например, в 1864 году архиепископ Иосиф неожиданно потерял зрение и жил на покое, посвятив свои последние дни богомыслию. Хотя он, подобно святителю Феофану, не ушел в полный затвор, но проводил жизнь преимущественно келейную, неукоснительно посещая все богослужения в Воронежском Митрофановом мужском монастыре, где прожил 27 лет. Святитель Феофан, оставив архиерейское служение в 1866 году, 28 лет прожил в уединенной Вышенской пустыни, из них 22 года в строгом затворе.
***
Как отмечают издатели, книга «Огневая монахиня» знакомит читателей с духовной традицией русского женского монашества и духовничества XIX века, она будет полезна как для специалистов, так и для широкого круга читателей. Надеемся, - пишут издатели, - что эта книга принесет читателям духовную пользу и отраду, поможет утвердиться на спасительном пути шествия за Христом Спасителем. Ибо, по слову святителя Феофана: «Бог всюду есть, все объемлет и содержит, и любит обитать в душах человеческих; но входит в них не насильно, хоть всемогущ, а как бы по приглашению, ибо не хочет нарушать дарованной Им человеку власти над собою или права хозяйства в себе. Кто отворяет себя верою, того преисполняет Бог, а кто затворился неверием, в того не входит, хоть и близ есть».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!