У книжной полки. Огневая монахиня. Жизнеописание монахини Магдалины. Письма к ней святителя Феофана

22 июля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Схимонахиню Елецкого Знаменского монастыря Магдалину (Иванову) святитель Феофан, Затворник называл «огневой монахиней». Недолгим был ее жизненный путь, путь созидания вну­треннего человека, но очень щедрым по обилию духовных даров Божиих, которые она стяжала под руководством духовных наставников — ар­хиепископа Воронежского и Задонского Иоси­фа (Богословского) и святителя Феофана, Затворника Вышенского. Святитель Феофан окормлял монахиню Магдалину до последних дней ее жизни. Жизнеописание схимонахини Магдалины, в миру Софии Михайловны Ивановой и письма к ней святителя Феофана Затворника составили книгу, которая вышла в свет в издательстве Правило веры и называется – «Огневая монахиня».

***

В этой книге опубликовано жизнеописание подвижницы Елец­кого Знаменского монастыря схимонахини Магдалины, ее собственные записи-размышления, а также письма ее духовных наставников — архиепископа Воронежского и Задонского Иосифа (Богословского) и святителя Феофана, За­творника Вышенского. В Приложении к настоящему изданию опуб­ликована статья публикатора — доктора фило­логических наук Варвары Викторовны Кашириной, в котором установлены подлинные имена духовных наставников схимонахини Магдалины, представлена история первой публикации книги, указаны разночтения в публикациях писем святителя Феофана и даны материалы по истории Елецкого Знаменского монастыря.

Как говорится в этой статье, схимонахиня Магдалина (Иванова) в течение многих лет была духовным чадом святителя Феофана, Затворника Вышенского. О своей ученице вышенский подвиж­ник писал: «Какая живая душа была эта Магдали­на! Удержи нет. Такую Бог дал ей благодать! А все от веры и решения... Ибо, решившись однажды, она не ворочалась назад, даже помыслами». Действительно, по слову святителя Феофана, «когда душа жива, и человек жив». Письма свя­тителя Феофана к своей ученице позволили приот­крыть сокровенную страницу каждодневного сози­дания «внутреннего человека», формирования души и духа во Иисусе Христе.

Первоначально жизнеописание и письма к схи­монахине  Магдалине были опубликованы при жизни святителя в 1876 году в журнале «Странник», и в том же году вышли отдельным изданием, кото­рое до революции было неоднократно переиздано, что свидетельствовало о востребованности этой книги. Письма к монахине Маг­далине вошли также в 4-й выпуск Собрания писем святителя Феофана. Святитель Феофан сначала сам занимался составлением книги, затем с просьбой о подготовке книги к изданию обратился к известному миссио­неру и духовному писателю иеромонаху Афонского Пантелеимонова монастыря Арсению (Минину): «Спишитесь с игуменией и возьмите на себя напе­чатать все — и краткую жизнь, и письма преосвя­щенного Иосифа, и мои. Обещайте ей выслать сотню или полторы экземпляров. Мне пришлете с полсотни или сотню. Я слышал, что читалось все с удовольствием».

Однако о. Арсений из-за большой занятости, связанной с устройством часовни Афонского мо­настыря в Москве и основанием Ново-Афонского монастыря, с миссионерской деятельностью, по всей видимости, не смог заняться подготовкой и издани­ем жизнеописания и писем м. Магдалины. Незаконченную рукопись святитель Феофан отправил в Елецкий монастырь, настоятельница которого, игумения Клеопатра, передала их правя­щему архиерею для завершения работы. Так подготовкой издания к печати занялся епископ Орловский и Севский Макарий (Миролюбов). Владыка Макарий, талантливый церковный историк, автор многочисленных жизнеописаний православных подвижников благочестия, сумел в небольшой книге создать глубокий духовный портрет одной из подвижниц Елецкого монастыря.

Представленный Владыкой пример ревностной монашеской жизни подвижницы XIX века являлся назидательным для ее современниц. Он показывал, что не только в древние времена возможно стяжать монашеские добродете­ли смирения, послушания и молитвы, и таким обра­зом вдохновлял и укреплял монашествующих в их подвижнической жизни. Монашеский подвиг — со­кровенный, таинственный и высокий. Приоткрытый в этой книге и для мирских читателей, пример жизни елецкой подвижницы учил внимательному отно­шению к своей внутренней жизни. Важным разделом книги стали письма двух духовных наставников к м. Магдалине, которые в соответствии с учением Церкви и Священным Пи­санием шаг за шагом вели свою ученицу по лествице христианских добродетелей, по пути спасения.

Цель этого пути святитель Феофан определял «в общении с Богом», которое достигается «верой с хождением в заповедях, при помощи благодати Божией». Духовничество — это глубокое духовное ведение чело­веческой души, духовное врачевство и молитвенный покров над христианином. Именно поэтому святые отцы советуют обра­щаться в духовной жизни к опытным наставникам, добрым пастырям. Пример такой деятельной любви и духовного попечения и являют письма, опублико­ванные в этой книге. В дореволюционных и в со­временных репринтных изданиях имена духовных наставников м. Магдалины не были указаны и в настоящем издании публикуются впервые.

Автором первых четырнадцати писем к мона­хине Магдалине был архиепископ Воронежский и Задонский Иосиф (Богословский), при котором в августе 1861 года состоя­лось прославление святителя Тихона Задонского. По Промыслу Божиему, святитель Тихон За­донский много сделал для материального и духовно­го укрепления Елецкой Знаменской обители, любил бывать в Ельце, благословлял инокинь на несение монашеских подвигов и сам выбрал место для строи­тельства будущего каменного храма. А святитель Феофан, по свидетельству пле­мянника, «еще с ранней юности глубоко чтил па­мять святителя Тихона и ходил со своей родины в город Задонск пешком на поклонение святи­телю». И он же является вторым духовным наставником м. Магда­лины, от которого сохранилось 53 письма.

По словам Варвары Викторовны, поражает схожесть жизненного пути и духов­ных советов двух владык — святителя Феофана и владыки Иосифа. Так, например, в 1864 году архиепископ Иосиф неожидан­но потерял зрение и жил на покое, посвятив свои последние дни богомыслию. Хотя он, подобно святителю Феофану, не ушел в полный затвор, но проводил жизнь преимущественно келейную, неукоснительно посещая все богослужения в Воро­нежском Митрофановом мужском монастыре, где прожил 27 лет. Святитель Феофан, оставив архиерейское слу­жение в 1866 году, 28 лет прожил в уединенной Вышенской пустыни, из них 22 года в строгом затворе.

***

Как отмечают издатели, книга «Огневая монахиня» знакомит читателей с духовной традицией русского женского монашества и духовничества XIX века, она будет полезна как для специалистов, так и для широкого круга читателей. Надеемся, - пишут издатели, - что эта книга принесет читателям духовную пользу и отраду, поможет утвердиться на спасительном пути шествия за Христом Спасителем. Ибо, по сло­ву святителя Феофана: «Бог всюду есть, все объемлет и содержит, и любит обитать в душах человеческих; но входит в них не насильно, хоть всемогущ, а как бы по приглашению, ибо не хо­чет нарушать дарованной Им человеку власти над собою или права хозяйства в себе. Кто отво­ряет себя верою, того преисполняет Бог, а кто затворился неверием, в того не входит, хоть и близ есть».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать