Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Помни о конце твоем, и вовек не согрешишь», - говорит книга Премудрости сына Сирахова. О том же учат и святые отцы: святой Исаак Сирин пишет в одном из своих Слов: «КТО достойно именуется разумным? Тот, кто действительно уразумел, что есть предел сей жизни; тот может положить предел своим согрешениям». А прп. Антоний Великий говорит, что «боязнью суда и страхом мук уничтожаются обманчивые похотения плоти и вместе поддерживается душа, когда она клонится к падению». Вот насколько важна мысль о смерти: она способна оградить нас от греха. И сегодня мы познакомим вас с книгой архимандрита Рафаила (Карелина), где он размышляет о времени, смерти и вечной жизни.
***
Книга о. Рафаила «О времени, смерти и вечной жизни» призывает нас задуматься над такими вопросами, как жизнь и смерть, время и вечность, которые кажутся давно известными понятиями, но на самом деле представляют загадки и тайны бытия. От отношения к этим вопросам зависит и формирование личности человека, и его вечная участь. Церковь всегда учила, что время земной жизни дано нам не для развлечений и удовлетворения страстей, а для подготовки к вечности. «Для христианина, — пишет о. Рафаил, — время — это великий Божий дар и вместе с тем огромная ответственность: ведь вечность может стать для нас и бесконечной потерей Бога».
Автор книги напоминает нам, что потеря времени, данного для подготовки к вечности невосполнима ничем. И за вратами смерти мы можем горько пожалеть о времени потраченном в пустую. Как писал в стихотворении «К земному страннику» свт Игнатий (Брянчанинов): ««О путешественник земной! проснись от сна: Ты погружен, как в сон глубокий, в нераденье. Престань напрасно жизнь — бесценный дар — мотать! Не то придет к тебе внезапно смерть — как тать… А В ВЕЧНОСТИ ВРАТАХ — УЖАСНО ПРОБУЖДЕНЬЕ!» Да, действительно в вечности вратах — ужасно пробужденье! Потому что там уже ничего нельзя изменить. Подобную мысль высказывает и автор книги: «Почему я останавливаю внимание на неизбежности смерти и её мрачных картинах? — Чтобы человек не встретил её неготовым, как бы застигнутым врасплох».
В этих словах выражена поистине пастырская забота о. Рафаила о каждом из нас, которые в земной суете забывают о Боге, о смерти и вечности, и не собираемся умирать, как будто смерти для нас и не существует. «Большинство людей старается не думать о смерти, — замечает автор книги, — стремится забыть о ней, как будто её нет. Видя вокруг себя картины смерти, даже находясь у гроба, человек продолжает думать, что смерть обойдёт его стороной, что все умрут, а он останется жить». Но это наша иллюзия, которую и развеивает автор книги, прибегая к множеству примеров из истории, а иногда к пространным размышлением о скоротечности жизни и бессмысленности многих наших стремлений и начинаний, которые рушатся как карточный домик в момент нашей кончины. И ничего уже не нужно человеку: ни красивых одежд, ни высоких домов, ни славы… и только одно его будет заботить – его грехи, которые всем своим грузом навалятся на него в час смерти… Не даром апостол Павел называет день кончины – «днем лютым» для тех, кто к ней не готов. Такова действительность. А мы о ней так редко задумываемся.
Время нашей жизни пролетает незаметно, а каждый прожитый день приближает нас к ее финалу. И сколько бы мы не отталкивали от себя мысль о том, что мы умрем, смерть неминуемо придет и к нашему порогу. Вот что говорит на это святитель Игнатий: «Участь, постигшая отцов и братий моих, постигнет и меня. Умерли они: умру и я…Точно то же постигнет и вас, братия, которые читаете эти строки. Умрете и вы: оставите на земле все земное; одними душами вашими вступите в вечность». Эти слова как нельзя лучше уверяют нас в неизбежности смертного часа. И лучше приготовится к нему заблаговременно, чтобы действительно не быть застигнутыми врасплох. Ведь никому не известен час нашей кончины: уходят из жизни младенцы, полные сил молодые люди, которые казалось бы еще много могли принести пользы своим близким. Но их жизнь обрывается в рассвете сил, и они ставятся перед вратами вечности.
«Здесь, на земле, — пишет о. Рафаил, — человек определяется с кем он — с Богом или с дьяволом. Там, в вечности, уже не определение, а осуществление. Поэтому так ценна земная жизнь, так дорого каждое её мгновение, которое может быть ступенью лестницы, ведущей ввысь — к небесам, или вниз — в бездну, поистине не имеющую дна». И только от направления нашей воли будет зависеть, на какую из ступеней мы встанем. «Время, — пишет автор, — это возможность изменения, становления человеческой личности, проявления или утраты богоподобия, приобретения того, что раскроется в вечности». Это значит: то, чем мы наполняли свою жизнь, перейдет с нами и в мир иной. И по-другому быть не может, потому что за пределами жизни, перемена уже не возможна. Недаром сказано для всех нас предупреждение: «В чем застану, в том и сужу».
А у святителя Игнатия (Брянчанинова) есть такие слова: «Впечатленья, составляющие достояние души в час смерти ее, остаются достоянием ее на веки, служат залогом или ее вечного блаженства, или ее вечного бедствия». О. Рафаил в своей книге очень точно подмечает, что «…человек настойчиво отгоняет мысль о смерти, чтобы не портить себе настроение». И действительно, как часто приходится слышать подобные слова: Зачем портить настроение такими мрачными мыслями? Лучше поговорим о радостном, о позитивном… Поговорить можно, но не стоит забывать, что мы живем здесь на земле краткое время, которое покажется мигом в сравнении с вечностью. Поэтому лучше прислушаться к голосу святых отцов, говоривших о пользе памяти смертной.
«Одним из превосходнейших способов приготовления к смерти – говорит свт Игнатий (Брянчанинов), – служит воспоминание и размышление о смерти». Вот оказывается как просто: хочешь встретить смерть готовым, чаще вспоминай о ней. Ведь эта память ограждает от греха, а потому делает нас ближе к Богу. «Мир опьяняет человека, - пишет о Рафаил, - а память о смерти отрезвляет его, она всё расставляет по своим местам. Память о смерти учит человека, что истинный смысл дарованной ему жизни не в кружении в земной суете, а в приготовлении к вечности». Но почему так мало людей всерьёз задумываются над этим, и еще меньше тех, кто что-то конкретно делает, чтобы избежать ада и вечных мук?
Ответ на это вопрос находим у святых отцов: «Эту мысль (о смерти) крайне ненавидит сатана и употребляет всю силу, чтоб исторгнуть ее у человека. Если бы можно было, он отдал бы человеку царство целого мира, только бы посредством развлечения изгладить эту мысль в уме человека», - пишет свт Игнатий (Брянчанинов). Очень схожие слова мы находим и в книге отца Рафаила: «сатана, – пишет он, – всеми силами старается убрать из сознания человека память о смерти, чтобы легче утопить его в болоте земной суеты, в грязи чувственных страстей и похотей, в иллюзии земного бессмертия».
***
Итак, в своей книге «О времени, смерти и вечной жизни» отец Рафаил напоминает нам о скоротечности жизни и бессмысленности земных пристрастий, которые россыпятся в прах с приходом неминуемой смерти. Время дорого! Потеря его невосполнима ничем. Поэтому автор книги предлагает употребить краткую земную жизнь на стяжание главного: Жизни вечной. А она заключается в первую очередь в принятии истин Православной веры, потом в борьбе со страстями и обретении добродетелей, среди которых и память смертная. Так всегда учила Церковь в лице святых отцов. Более доступно об этом говорится в трудах свт. Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, из современных авторов: у архиепископа Аверкия (Таушева), архимандрита Лазаря (Абашидзе) и архимандрита Рафаила (Карелина).
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!