У книжной полки. Протоиерей Павел Карташев. О православной вере. Огласительные беседы

21 августа 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

«Я верю в Бога — что делать дальше?» Задавшийся таким вопросом человек начинает искать, начинает спрашивать, и, если он идет в правильном направлении, рано или поздно он оказывается в храме. Он узнаёт о том, что если хочешь быть христианином, надо креститься, т.е., родиться для жизни в Боге. Однако препятствием для многих в наши дни становятся огласительные беседы перед Крещением. А ведь на этих беседах священник рассказывает желающим креститься о Христе, о Церкви, ее главных таинствах, о жизни по вере. Всё это надо знать, чтоб не стать номинальным христианином. Об этом же говорит с читателем автор книги, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Никея и называется – «О православной вере. Огласительные беседы».

***

Эта книга адресована в первую очередь тем, кто готовится к Крещению: родителям, крестным, крещаемым, но также будет интересна всем желающим узнать больше о православной вере. Автор книги отец Павел Карташев — известный православный священник, настоятель храма Преображения Господня в Больших Вяземах Одинцовского района Московской области. Писатель. Кандидат филологических наук. Свою беседу с читателями автор начинает с рассказа об апостоле Филиппе, который однажды в жаркий полдень оказался на пустынной дороге, ведущей в древний город Газу. Там он встретил вельможу, который служил при дворе Кандакии Ефиопской, верховной правительницы государства, расположенного в верховьях Нила; он хранил все ее сокровища, то есть ведал ее финансами. Совершив паломничество в Иеру­салим, он возвращался на родину и по дороге вслух читал Священное Писание.

Как сказано в Книге Деяний святых апостолов, Филипп приблизился к колеснице вельможи, прислушался и спросил его: «Понятно ли тебе, что ты читаешь?» Завеса отдернулась, и на путника взгля­нул важный полный господин. «Нет, — ответил он, — как раз непонятно, но и спросить было не у кого. Прошу тебя, взойди и сядь рядом со мной. Объясни, о себе ли говорит пророк или о ком другом?» Тогда Филипп отверз уста свои и, начав от писания, где сказано об овце, ведомой на заклание, благовествовал Ефиоплянину об Иисусе. Собеседники не заметили, как добрались до тенистой цветущей местности и оказались на берегу водоема. Несомненно, Филипп рассказы­вал так вдохновенно и убедительно, что слуша­тель его, взглянув на воду, спросил с неудержи­мой готовностью и от полноты растроганного сердца: Вот вода; что препятствует мне кре­ститься? (Деян. 8, 36).

И Филипп, отвечая, поставил перед ним единственное, но самое главное и серьезное условие, которое звучит просто, но за которым стоит многое: Если веруешь от всего сердца, можно (Деян. 8, 37). Мы знаем, говорит автор, - из той же Книги Деяний, что на это - «если веруешь» - иноплеменник отозвался по существу, вложив всю свою веру, все знания и чувства в несколько глубоких слов: «Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий» (Деян. 8, 37). Вельможа эфиопский произнес эти слова в конце пути, проведенного в беседе со своим не­ожиданным учителем Филиппом, диаконом пер­вой христианской общины в Иерусалиме, одним из мужей «изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости» (Деян. 6, 3).

Именно в конце пути, - отмечает автор, - в завершение пусть небольшого, но тру­да. Это закономерно: и в прошлом, и сегодня пе­ред каждым, кто обращается к Богу, открывается путь труда и понимания. Исходная точка странствия может оказаться далекой, дорога извилистой и опасной, полной незабываемых встреч и глубоких переживаний, но главное — путника ждет Христос в Церкви, которую Он создал, ждет, чтобы принять его в Свой святой народ, соединиться с ним в таинстве Крещения. Сейчас в редком храме не беседуют перед Кре­щением. Надо же людям узнать, как им жить после того, как они станут христианами. Бесе­ды эти, по словам автора, часто начинаются с вопроса, обращенного к пришедшим: почему вы решили креститься, чего ожидаете от этого события? «Ну, раз пришли, — возражают иногда, — значит, уже неспроста».

К сожалению, - говорит отец Павел, - именно простота, то есть не­подготовленность, или легкомыслие, или суеверие быстро гасят в нас искру веры, занесенную каким-нибудь теплым, благословенным ветром в сердце. Но разве может быть, например, так: сдал экзамен, поступил в университет, да­же получил студенческий билет, всем объявил, что теперь студент, а учиться не пошел. Уже ведь неплохо — студентом считаюсь. Или: сделал предло­жение девушке, расписался в ЗАГСе и венчал­ся в церкви, погулял у себя на свадьбе и, побла­годарив супругу, распрощался с ней, довольный званием женатого человека. Как с точки зрения здравого смысла оценить такие поступки?

Вот поэтому, - отмечает автор, - сложно понять людей, кото­рые крестятся или подводят к Крещению детей, не отдавая себе отчета в том, что самое глав­ное открывается после Крещения. Это таинство есть дверь в Церковь, возможность участвовать в других жизненно необходимых таинствах Цер­кви, а в дверях задерживаться нельзя, сквоз­няк. Входи или выходи. И вот многие постоят на пороге и выберут привычное для себя, преж­нюю жизнь, откуда и пришли. Тогда как цель должна быть ясной и возвышенной. Что хочет человек, пришедший креститься: чтобы в результате совершения таинства Крещения появился крещеный человек или христианин? Конечно, — отвечают, — христианин.

Слава Богу! – говорит отец Павел. - Чувствуют, что понятия эти — крещеный и христианин — в наши дни означают не одно и то же. Ведь можно быть по факту крещеным и свидетельство получить за подписью и печатью, но христианином так и не удосужиться стать. И напротив: история Церкви знает случаи, когда зрители, пораженные муже­ственным и радостным свидетельством муче­ников о живом Христе, их укрепляющем в по­двиге, выходили к палачам и славили Бога, за что тут же и сами подвергались пыткам и казни и становились христианами и святыми Церкви, не приняв в ней таинства Крещения. Церковь учит о них, что они крестились своей кровью. В целом в первые два с половиной века суще­ствования Церкви в ней, наверное, не встреча­лось номинальных христиан.

Человек взрослый, сознательный не должен приступать ко Крещению легкомысленно. Во время Крещения, перед погружени­ем в освященную воду, мы объявляем войну злу и лично сатане — врагу Божьему и нашему. Это должен знать и помнить тот, кто приступает к Таинству. И он должен знать, что главное в Церкви все же не свечки поста­вить как плату за исполнение желания; важно не назваться крещеным и не покойника отпеть, чтобы все было как нужно, как у людей. В ней самое существенное — менять свой ха­рактер, каяться и причащаться — питаться Самим Богом, принимать в себя Его вечную Жизнь. Узнать всё это, узнать о Христе, о Церкви, ее главных таинствах, о жизни по вере и приглашает нас автор этой книги.

***

Как пишет автор, в Крещении мы вступаем под защиту Божию, рождаемся для жизни духовной, и недопустимо, чтобы эта жизнь в нас угасла. Когда мы рождаемся телесно, над нами вскоре склоняются родители. Они нас питают и греют, врачи нас лечат, учителя учат. Не будь всего этого, по­лучились бы из нас Маугли из сказки Киплин­га, волчата и мартышки в человеческом обличье. А в Таинстве Крещения, как говорит Александр Павлович Лопухин, «хотя верующие и облекаются во Христа (Гал 3:27), но этому облечению в крещении полагается, собственно говоря, только начало. Затем уже вся жизнь верующего представляет продолжение начатого дела». И чтобы вырастить христианина — нужна забота большая, чем о теле и рассудке. Задуматься об этом и призывает нас автор.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать