Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Я верю в Бога — что делать дальше?» Задавшийся таким вопросом человек начинает искать, начинает спрашивать, и, если он идет в правильном направлении, рано или поздно он оказывается в храме. Он узнаёт о том, что если хочешь быть христианином, надо креститься, т.е., родиться для жизни в Боге. Однако препятствием для многих в наши дни становятся огласительные беседы перед Крещением. А ведь на этих беседах священник рассказывает желающим креститься о Христе, о Церкви, ее главных таинствах, о жизни по вере. Всё это надо знать, чтоб не стать номинальным христианином. Об этом же говорит с читателем автор книги, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Никея и называется – «О православной вере. Огласительные беседы».
***
Эта книга адресована в первую очередь тем, кто готовится к Крещению: родителям, крестным, крещаемым, но также будет интересна всем желающим узнать больше о православной вере. Автор книги отец Павел Карташев — известный православный священник, настоятель храма Преображения Господня в Больших Вяземах Одинцовского района Московской области. Писатель. Кандидат филологических наук. Свою беседу с читателями автор начинает с рассказа об апостоле Филиппе, который однажды в жаркий полдень оказался на пустынной дороге, ведущей в древний город Газу. Там он встретил вельможу, который служил при дворе Кандакии Ефиопской, верховной правительницы государства, расположенного в верховьях Нила; он хранил все ее сокровища, то есть ведал ее финансами. Совершив паломничество в Иерусалим, он возвращался на родину и по дороге вслух читал Священное Писание.
Как сказано в Книге Деяний святых апостолов, Филипп приблизился к колеснице вельможи, прислушался и спросил его: «Понятно ли тебе, что ты читаешь?» Завеса отдернулась, и на путника взглянул важный полный господин. «Нет, — ответил он, — как раз непонятно, но и спросить было не у кого. Прошу тебя, взойди и сядь рядом со мной. Объясни, о себе ли говорит пророк или о ком другом?» Тогда Филипп отверз уста свои и, начав от писания, где сказано об овце, ведомой на заклание, благовествовал Ефиоплянину об Иисусе. Собеседники не заметили, как добрались до тенистой цветущей местности и оказались на берегу водоема. Несомненно, Филипп рассказывал так вдохновенно и убедительно, что слушатель его, взглянув на воду, спросил с неудержимой готовностью и от полноты растроганного сердца: Вот вода; что препятствует мне креститься? (Деян. 8, 36).
И Филипп, отвечая, поставил перед ним единственное, но самое главное и серьезное условие, которое звучит просто, но за которым стоит многое: Если веруешь от всего сердца, можно (Деян. 8, 37). Мы знаем, говорит автор, - из той же Книги Деяний, что на это - «если веруешь» - иноплеменник отозвался по существу, вложив всю свою веру, все знания и чувства в несколько глубоких слов: «Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий» (Деян. 8, 37). Вельможа эфиопский произнес эти слова в конце пути, проведенного в беседе со своим неожиданным учителем Филиппом, диаконом первой христианской общины в Иерусалиме, одним из мужей «изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости» (Деян. 6, 3).
Именно в конце пути, - отмечает автор, - в завершение пусть небольшого, но труда. Это закономерно: и в прошлом, и сегодня перед каждым, кто обращается к Богу, открывается путь труда и понимания. Исходная точка странствия может оказаться далекой, дорога извилистой и опасной, полной незабываемых встреч и глубоких переживаний, но главное — путника ждет Христос в Церкви, которую Он создал, ждет, чтобы принять его в Свой святой народ, соединиться с ним в таинстве Крещения. Сейчас в редком храме не беседуют перед Крещением. Надо же людям узнать, как им жить после того, как они станут христианами. Беседы эти, по словам автора, часто начинаются с вопроса, обращенного к пришедшим: почему вы решили креститься, чего ожидаете от этого события? «Ну, раз пришли, — возражают иногда, — значит, уже неспроста».
К сожалению, - говорит отец Павел, - именно простота, то есть неподготовленность, или легкомыслие, или суеверие быстро гасят в нас искру веры, занесенную каким-нибудь теплым, благословенным ветром в сердце. Но разве может быть, например, так: сдал экзамен, поступил в университет, даже получил студенческий билет, всем объявил, что теперь студент, а учиться не пошел. Уже ведь неплохо — студентом считаюсь. Или: сделал предложение девушке, расписался в ЗАГСе и венчался в церкви, погулял у себя на свадьбе и, поблагодарив супругу, распрощался с ней, довольный званием женатого человека. Как с точки зрения здравого смысла оценить такие поступки?
Вот поэтому, - отмечает автор, - сложно понять людей, которые крестятся или подводят к Крещению детей, не отдавая себе отчета в том, что самое главное открывается после Крещения. Это таинство есть дверь в Церковь, возможность участвовать в других жизненно необходимых таинствах Церкви, а в дверях задерживаться нельзя, сквозняк. Входи или выходи. И вот многие постоят на пороге и выберут привычное для себя, прежнюю жизнь, откуда и пришли. Тогда как цель должна быть ясной и возвышенной. Что хочет человек, пришедший креститься: чтобы в результате совершения таинства Крещения появился крещеный человек или христианин? Конечно, — отвечают, — христианин.
Слава Богу! – говорит отец Павел. - Чувствуют, что понятия эти — крещеный и христианин — в наши дни означают не одно и то же. Ведь можно быть по факту крещеным и свидетельство получить за подписью и печатью, но христианином так и не удосужиться стать. И напротив: история Церкви знает случаи, когда зрители, пораженные мужественным и радостным свидетельством мучеников о живом Христе, их укрепляющем в подвиге, выходили к палачам и славили Бога, за что тут же и сами подвергались пыткам и казни и становились христианами и святыми Церкви, не приняв в ней таинства Крещения. Церковь учит о них, что они крестились своей кровью. В целом в первые два с половиной века существования Церкви в ней, наверное, не встречалось номинальных христиан.
Человек взрослый, сознательный не должен приступать ко Крещению легкомысленно. Во время Крещения, перед погружением в освященную воду, мы объявляем войну злу и лично сатане — врагу Божьему и нашему. Это должен знать и помнить тот, кто приступает к Таинству. И он должен знать, что главное в Церкви все же не свечки поставить как плату за исполнение желания; важно не назваться крещеным и не покойника отпеть, чтобы все было как нужно, как у людей. В ней самое существенное — менять свой характер, каяться и причащаться — питаться Самим Богом, принимать в себя Его вечную Жизнь. Узнать всё это, узнать о Христе, о Церкви, ее главных таинствах, о жизни по вере и приглашает нас автор этой книги.
***
Как пишет автор, в Крещении мы вступаем под защиту Божию, рождаемся для жизни духовной, и недопустимо, чтобы эта жизнь в нас угасла. Когда мы рождаемся телесно, над нами вскоре склоняются родители. Они нас питают и греют, врачи нас лечат, учителя учат. Не будь всего этого, получились бы из нас Маугли из сказки Киплинга, волчата и мартышки в человеческом обличье. А в Таинстве Крещения, как говорит Александр Павлович Лопухин, «хотя верующие и облекаются во Христа (Гал 3:27), но этому облечению в крещении полагается, собственно говоря, только начало. Затем уже вся жизнь верующего представляет продолжение начатого дела». И чтобы вырастить христианина — нужна забота большая, чем о теле и рассудке. Задуматься об этом и призывает нас автор.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Этот день в истории. 19 мая
День ангела. 19 мая
Церковный календарь 19 мая. Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Благоверная Тамара, царица Грузинская
Евангелие 19 мая. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!