Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Преподобный Макарий Египетский, живший в 4 веке, наименован Святой Церковью Великим благодаря своей высокой подвижнической жизни и глубоко назидательным писаниям. Шестьдесят лет провел святой Макарий в пустыне, мёртвый для мира, непрестанно заботясь о своем спасении и о спасении вверившихся его руководству братьев. Более всего времени проводил он в беседе с Богом, часто пребывая в состоянии духовного восхищения. Свой обильный подвижнический опыт авва претворил в глубокие богословские творения, которые представляют собой драгоценное наследие духовной мудрости. В одной из наших программ мы рассказывали вам о сборнике, в который вошли пятьдесят бесед прп. Макария Великого. А сегодня мы предлагаем вашему вниманию новое издание духовных бесед, сохранившихся под именем одного из основателей египетского монашества. Книга вышла в свет в издательстве РИПОЛ классик и называется – «Новые духовные беседы».
***
Известный сборник «Пятьдесят духовных бесед святого Макария Египетского», по словам издателей, остается пусть и наиболее известным и основополагающим, но всё же не единственным сборником сочинений, дошедших до нас под именем египетского пустынника. Существуют (подобно названному сборнику, в разных списках и вариантах) по крайней мере еще два больших собрания, в которые, кроме уже известных текстов, входят и новые, на русский язык еще не переводившиеся. Трудами монахов-переписчиков, хранителей монастырских библиотек, переводчиков, терпеливых исследователей, богословов и филологов сохранены сочинения, в которых на протяжении веков внимательные читатели находили питание для ума и сердца, источник бодрости и радости.
Действительно, - утверждал переводчик Владимир Вениаминович Бибихин, - слово прп. Макария имеет мало подобного себе во всей литературе по смелости духовного порыва, сочетающегося с любовным вниманием к творению в его драгоценных подробностях. Перед нами ум такой природной силы и такого благодатного вдохновения, что утратить его творения значило бы непоправимо обеднить историю духа. В этой книге читателям предлагается перевод 28 бесед, впервые изданных в 1961 г. в ГДР Эрихом Клостерманом и Хайнцем Бертольдом на базе, в основном, двух аналогичных сборников, остававшихся до последнего времени вне кругозора ученых и издателей, — пергаментной рукописи XI в. из Афинской государственной библиотеки, — под заглавием «Макарий-Симеон. Новые гомилии».
По словам издателей, непривычное для русского читателя наименование автора требует пояснения. Дело в том, что еще в первые десятилетия прошлого века пристальное изучение выявило в творениях, известных большей частью под именем Макария, ясные указания на то, что их сочинителем был на самом деле какой-то другой выдающийся монах и проповедник. Он жил не в Египте, а в Месопотамии: им упоминаются река Евфрат, набеги индийцев и сарматов, персов и готов, оборонительные сооружения, характерные как раз для приграничных областей тогдашней Римской державы, смежных с Персией, замерзающие зимой реки и озера и тамошнее название месяца апреля. Кроме того, не всегда Макариевы беседы носят это имя; иногда их автором назван Ефим Сириянин, в арабских переводах - Симеон. На сирийское, а не африканское, происхождение намекает и загадочное, до сих пор не объясненное сходство трактата «О христианском установлении» св. Григория Нисского, с «Большим посланием» Макария. Что на самом деле могло произойти?
Возможно, - отмечает переводчик, - в бурную эпоху догматических споров соборному осуждению незаслуженно подвергся человек выдающегося таланта и благодатной силы, не по убеждениям и писаниям, а по своим личным привязанностям и жизненным обстоятельствам, оказавшийся близким к тем, кто был осужден за еретичество. Им был, по предположению Германа Дёрриса, немецкого исследователя, больше полувека занимавшегося этим вопросом, Симеон из Месопотамии, упоминаемый ранним церковным историком Феодоритом в числе пяти вождей мессалиан, осужденных на Эфесском соборе 431 г. Но с сочинениями великого проповедника, имя которого по недоразумению стало неблагонадежным, Церковь никак не могла расстаться, и вот для их спасения они были приписаны египетскому отшельнику, далекому от всяких обвинений.
О том, как всё это произошло, по словам издателей, теперь можно только гадать. Исследования на эту тему занимают немалые труды. Но, как бы то ни было, до чего бы ни дозналась наука, предание, очень давно связавшее сочинения, о которых идет речь, с именем святого Макария Египетского, имеет более громкое право голоса. Никто не мешает нам и впредь называть их так, как они называются в большинстве дошедших до нас списков, - творениями св. Макария. Мы должны только, обогащенные новым знанием, помнить теперь об условности его авторства. И понимание крылатой мысли вдохновенного духовного наставника давно должно было бы сделаться темой и отечественных богословских исследований.
При переводе Макария, или Макария-Симеона, всего важнее было бы, помимо верности смыслу, передать огненную силу его слога, иногда даже мало отточенного из-за неудержимого порыва не к литературному совершенству, а к жизненной цели: зажечь слушателя тем пламенем, которым горит, не сгорая, сердце истинного христианина. Передать всё это на другом языке, конечно, под силу только тому, кто поднимается до такой же высокой духовной ступени, так что этот перевод, по словам Владимира Бибихина, - остается лишь бледной тенью оригинала, а дело подлинного переложения творений св. Макария остается задачей для лучшего будущего, когда у нас появятся таланты, способные сочетать горение духа с глубиной филологических познаний.
Для примера прочитаем фрагмент девятой беседы прп. Макария, где он говорит об испытаниях, терпении и душевном покаянии. По словам святого отца, «хотящий благоугодить Богу, надеющийся стать через веру сонаследником Христу (Рим. 8, 17) и старающийся подражать Господу, чтобы и самому назваться духовным сыном Божиим, прежде всего должен, запасшись долготерпением и стойкостью, мужественно переносить разнообразные встречающиеся на его пути скорби, тесноту, гонения, будь то телесные болезни и страдания, или людские поношения и обиды, или разные невидимые тяготы, насылаемые на душу от злых духов, желающих ввести ее в расслабление, отчаяние и нетерпение и тем помешать ей войти в Царство». По учению прп. Макария, Господь «попускает каждой душе пройти испытания в различных потеснениях, чтобы обнаружились души, от всего сердца возлюбившие Господа».
С Богом эти души достойно переносят «все нападения лукавого» и «всегда с великой верой и стойкостью» ожидают «благодати искупления», а потому бывают способны «пройти через все испытания». А затем, «получив обещанное Духом, они становятся достойными Царства. Душа, следующая слову Господа, должна поэтому взять с радостью крест Господень, как написано (Мф. 16, 24), то есть быть готовой перенести ради Господа все постигающие ее испытания, будь они тайные или явные, и навсегда привязаться к Господу надеждой. … Вдумайся, - говорит прп. Макарий: вот, отцы, патриархи, пророки, апостолы и мученики изначально прошли тесным путем бедствий и испытаний и тем сумели угодить Богу, что достойно претерпели всю тесноту и искушения, под гнетом, среди напастей радуясь в терпеливой надежде на воздаяние». … «Показав свою крепость и верность, достойные души, которые претерпели до конца, утвердились в надежде и за то приняли через благодать искупление и по праву унаследовали Царство. Пусть поэтому каждая душа, хотящая благоугодить Богу, прежде всего мужается в благородной надежде и терпении; тогда она сумеет перенести все нападения и все притеснения лукавого».
***
По учению преподобного Макария Египетского, христианская жизнь является актом высокого назначения, которым христианин приобретает необходимое Духовное для совершенной полноты в этой жизни и в будущей. Цель христианской жизни, по учению египетского отца, достигается постепенным преодолением повреждений человеческого естества и духовных поднебесных препятствий (Еф.6:12), которые находятся в тесной взаимосвязи и поэтому устраняются единственно подвижническим путем. Поэтому деятельность христианина, основанная на подвижничестве, является основной темой аскетического богословия преподобного Макария. Его духовные наставления и сегодня важны не только для тех, кто отрекся от мира, но для всех вообще христиан, а значит беседы, собранные в данном сборнике, предназначены широкому кругу читателей.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!