У книжной полки. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин. Новая Скрижаль. Объяснение о церкви, литургии, всех службах, утварях церковных

30 сентября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Человек, который впервые переступает порог храма, обычно стесняется и боится сделать что-нибудь неправильно. Он не знает, как устроен храм, кто изображен на иконах, как и когда нужно совершать крестное знамение. Не знает, чем отличаются между собой священнослужители или церковнослужители, не понимает смысла священнодействий, совершаемых в храме, не знает молитв. В общем, очень многого не знает. А между тем осознанная жизнь каждого православного христианина в лоне Церкви начинается именно с того, что он начинает постигать все эти знания, начинает изучать основы православной веры. Несомненно, помочь в этом непростом деле могут труды святых отцов и пастырей Церкви, много потрудившихся на ниве просвещения. Таким пастырем добрым был и архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин, самую известную книгу которого под названием «Новая Скрижаль» мы предлагаем вашему вниманию.

***

Автор этой книги - архиепископ Вениамин (Краснопевков-Румовский) родился 26 июля 1738 года в семье священника Троицкой церкви Красного Села Санкт-Петербургской губернии. Окончил Александро-Невскую семинарию в Санкт-Петербурге, во время обучения в которой был пострижен в монашество. Девять лет преподавал в Невской духовной семинарии. Затем был назначен префектом семинарии, а спустя два года - утвержден ректором семинарии. В ноябре 1770 года – возведен в сан архимандрита, а по прошествии четырех лет - хиротонисан во епископа Олонецкого и Каргопольского, викария Новгородской епархии. Однако епископом Олонецким Вениамин был менее года: в 1775 он был переведен в Архангельск, именуясь с тех пор епископом Архангельским и Олонецким.

Архангельской епархией владыка Вениамин с честью управлял более 23 лет. В продолжение этого времени заботливый архипастырь много трудился об устройстве внешнего и внутреннего состояния епархии. Предметом его неусыпного попечения были и духовное образование юношества, и возобновление обителей, созидание церквей, заботы об устройстве чиноначалия. Как любитель отечественной истории, он собирал древние летописи и рукописи для составления истории архангелогородской иерархии, а в 1781 году предписал во всех монастырях и церквах завести памятные книги, внести в них древние достопримечательности и продолжать вписывать все, что достойно памяти и наблюдения и может послужить потомкам в качестве летописи. Следствием такого распоряжения епископа было открытие многих исторических памятников, остававшихся прежде в неизвестности.

Еще в Александро-Невской семинарии владыка Вениамин отлично овладел латинским и греческим языками. Там же взялся он дополнить книгу о чиноположениях Православной Церкви, сочиненную митрополитом Гавриилом, и с этой целью начал переводить требник Гоаров (Rituale Graecorum) с латинского языка на русский. Данный перевод послужил впоследствии поводом к написанию знаменитого сочинения епископа Вениамина «Новая Скрижаль». По поручению Преосвященного и при его участии в Архангельской семинарии была переведена с латинского «История о животных бессловесных, с присовокуплением нравоучительных употреблений, из природы их взятых». Кроме того, в Архангельске им самим была сочинена на русском языке для малолетних детей Священная история.

26 октября 1798 года епископ Вениамин был переведен в Нижний Новгород. Управление им Нижегородской епархией продолжалось около 13 лет. Владыка отличался особенной ревностью к богослужению, заботливостью о благе епархии, благоразумием, постоянством, кротостью и благотворительностью. Во время управления Нижегородской епархией Вениамин завершал ученые труды, начатые им в Архангельске. В 1803 году он издал в пяти частях переведенную с латинского языка «Историю о животных», а вместе с нею и «Новую Скрижаль, или Положительное объяснение о церкви, о литургии, о всех службах и утварях церковных» в четырех частях.

Обе книги напечатаны в Москве. Из них особенно последняя была принята с одобрением ученого общества, так что в 1804 году указом Святейшего Синода велено было издать ее во второй раз: в 1806 году она напечатана в Синодальной типографии. Третье издание вышло также при жизни Вениамина в 1810 году. После первого же издания «Новой Скрижали» автор приобрел широкую известность, и с тех пор она многократно переиздавалась. В настоящее время «Новая Скрижаль» - самая известная книга архиепископа Нижегородского и Арзамасского Вениамина. Признанная «классическим сочинением по литургике», она получила такое название, потому что являлась по замыслу автора «пополнительным объяснением» к подобной же книге «о церкви, о литургии, о всех службах и утварях церковных», увидевшей свет ещё при патриархе Никоне.

Вот как сам автор об этом пишет: «Многие благочестивые христиане искали средств к просвещению ума светом разумения таинственной силы и сущности церковных священнодействий и, не находя пособий, соответственных своим желаниям, принуждены были некогда почерпать общие сведения о церкви, священнослужении и о всем, касающемся сих важных предметов, единственно из книги, давно изданной и именуемой «Скрижаль». Но в ней, как в таблице, содержащей только оглавление предметов, с кратким их объяснением, не находили для жаждущей души своей достаточной пищи. В удовлетворение такой жажды христиан, желающих глубже вникнуть в церковные постановления, издается в свет сия «Новая Скрижаль», так названная не столько по значению слова той древней Скрижали, сколько по сходству порядка и предметов в ней содержащихся, со всевозможным при том изъяснением всего священнослужения и всех церковных утварей».

Таким образом, эта книга содержит полное объяснение всех церковных служб, обрядов, молитвословий и предметов церковного обихода. По разнообразию содержания, она разделена на четыре части. В первой упоминается о церкви вообще, о всех частях ее и о всех вещах и утварях к ней принадлежащих. Во второй говорится о службах, положенных в священническом Служебнике, и о постах. В третьей – автор рассказывает о хиротониях, основании храмов и освящении храмов и антиминсов; в четвертой – о молитвах и последованиях, содержащихся в Требнике. Из писателей, способствовавших своими объяснениями при сочинении этой книги, преимущественно были: Симеон, епископ Солунский, скончавшийся 28 сентября 1428 года и св. Герман, Патриарх Цареградский, память которого совершается 12 мая. Во многих местах служили пособием и некоторые другие отцы Церкви, имена которых также упоминаются в этой книге.

***

До самой своей кончины архиепископ Вениамин оставался на Нижегородской кафедре, продолжая неутомимую деятельность. В начале 1811 года Владыка заболел, и надежд на улучшение состояния с каждым днем оставалось все меньше. 16 марта он призвал своего духовника, соборного ключаря Ивана Филиппова. Принеся исповедь и приобщившись Святых Таин, 17 марта спокойно окончил жизнь свою 72-летний старец, заслуживший имя «истиннаго, добраго Пастыря». А его труд под названием «Новая Скрижаль», представляющий собой энциклопедию по всем вопросам христианской жизни, до сих пор приносит немалую пользу широкому кругу заинтересованных читателей, в числе которых такие специалисты, как историки и религиоведы.

 

 

Из книги «Святители земли Нижегородской». Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затекин) и О. В. Дегтева. Нижний Новгород, 2003 год.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать