Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В 1845 году в Самаре в день памяти преподобного Сергия Радонежского в семье Ивана и Натальи Плиханковых родился сын, которого в крещении нарекли Павлом, в честь первоверховного апостола. Мать Наталия скончалась при родах, а сам ребёнок остался жив благодаря таинству Крещения, которое немедленно совершил над ним священник. Впоследствии, этот мальчик стал великим оптинским старцем Варсонофием, и он говорил об этом следующее: «Сегодня день моего рождения. Конечно, здесь ничего замечательного, все рождаются, но родился я очень слабым, думали, сейчас умру. Послали за священником о. Алексеем, погрузили меня троекратно в воду, и я сделался совершенно здоровым. Собственно, надо бы назвать меня Сергием, но почему-то назвали Павлом, во имя апостола Павла, память которого уже ранее праздновали. Это имело, конечно, тоже свое значение, но раньше я не задумывался, а теперь и хотел бы узнать, да спросить некого». Этот небольшой рассказ о себе, и многие другие истории, поведанные старцем Варсонофием духовным чадам, составили книгу, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Никея и называется – «Не бойся, цел твой кораблик. Истории, рассказанные преподобным Варсонофием Оптинским».
***
В этой книге собраны истории, рассказанные преп. Варсонофием Оптинским и записанные его духовными чадами. Будучи человеком образованным и обладая даром слова, старец умел увлечь слушателей своими рассказами. Его духоносные беседы изобиловали историями из житий святых, из монастырской и мирской жизни.
«Беседы свои, - говорил старец, - я говорю экспромтом, не приготовляясь, что внушит мне Господь, о том и беседую с вами, как тот нищий, про которого Полонский говорит: «И что Господь ему пошлет, Все с благодарностью берет, А после делит пополам С такими ж нищими, как сам». Из множества бесед преп. Варсонофия издатели выбрали назидательные случаи, которые, несомненно, будут полезны и современным читателям. И вот одна из них. «Расскажу вам, - говорит старец своим собеседникам, - страничку из моей жизни. У меня всегда было желание спасения, но окружающие меня люди были равнодушны к вере, опоры найти было не в ком. А между тем мысль говорила мне, что так жить нельзя. Я не знал, на что решиться. Один знакомый инок утешил меня: «Предайтесь на волю Божию; когда молитесь утром и вечером, всегда говорите: „Имиже веси судьбами спаси меня, Господи", — и спасет». Так я и молился.
Всегда ходил ко всенощной в церковь св. Иоанна Крестителя при монастыре и молился. У обедни часто бывал в Спасо-Преображенском соборе и там, у раки святителя Варсонофия, молился: «Святителю отче Варсонофие, помози мне!» Не знал я, что выбрать. Идти в монастырь боялся: там поклоны да посты — редька, квас, а я избалован; затем, командовать все станут, а я привык к некоторой власти, не выдержать мне. Но Господь все устроил, и я теперь хотя недостойный, но все же инок». Отметим, что будущий старец, а тогда еще Павел Иванович Плиханков прожил в миру 46 лет – большую часть своей жизни. Кадетский корпус, военная служба, блестящая карьера. Кажется, пользуйся всеми благами жизни и живи в свое удовольствие. Так думают многие наши современники, так размышляли и люди в окружении Павла Ивановича. Они не понимали его устремлений, не разделяли его взглядов, и наверно, были бы очень удивлены, если бы увидели его в августе 1889 года.
Тогда Павел Иванович в белоснежном полковничьем кителе, с сердцем, горящим любовью к Богу, приехал в Предтеченский скит Оптиной пустыни. Но не сразу приняли его в число братии. Выслушав слова полковника о его желании поступить в обитель, старец Амвросий отвечал: «Нет, еще рано, через два года поступите». Как говорится в издании, это были два сложных года искушений, трудностей и борьбы. Мир не хотел отпускать подвижника. Но ни представление к генеральскому чину, ни запоздалые предложения женитьбы, ни возможность заграничных путешествий уже не могли заглушить стремления Павла к выбранному узкому монашескому пути. «Монашество есть блаженство, — говорил он впоследствии. — Выше этого блаженства нет ничего. И это потому, что монашество дает ключ к внутренней жизни».
Поэтому, полковник в отставке, человек, умудренный огромным житейским опытом, оставляет мир и поступает послушником в Скит Оптиной пустыни. Об этом времени он вспоминает следующее: "Когда я оделся в подрясник и пришел к батюшке о. Анатолию, он мне сказал: «Ну, брат Павел!..» И какой музыкой раздались эти слова в моих ушах! Я, вылезший из вонючего болота-мира, весь в грязи, тине, и я — «брат»! Меня называет этот великий Старец своим братом!
Период старчества преподобного Варсонофия в Оптиной — это удивительный, плодоносящий, самый прекрасный отрезок его монашеской жизни. Слава о нем как о духоносном старце разлилась по всей России. Тысячи утомленных и запутавшихся людей устремились в Предтеченский скит к старческой хибарке. Тысячи писем приходило на его имя, и ни одно из них не оставалось без участливого и внимательного ответа. Духовные беседы, которые проводил о. Варсонофий с богомольцами, были наполнены неистощимой любовью, глубокой мудростью, знанием души человека. Уже будучи настоятелем Старо-Голутвина монастыря, вспоминал старец Варсонофий свой милый скит и духовные беседы, которые он проводил с паломниками. Об этом он говорил: «Помните, как мы собирались в моей маленькой моленной, которая едва могла всех вместить? Кто располагался на диванчике, кто на стульях, а кто на скамеечке. И беседовали мы иногда часа по два или три при мерцающем свете лампады перед Ликом Спасителя, кротко взиравшего на нас, а с полотна вырисовывалась белоснежная фигура Ангела. Хорошо нам было! Отдыхали и вы, и я душою».
И в последний год своей жизни в Голутвине обремененный заботами и болезнями Старец все-таки находил время для бесед. «Что делать, — говорил он смиренно, — надо благодарить Бога и за то, что есть: если нет белого хлеба, то едят черный, а иногда и черствый — все лучше, чем ничего. Так и мы будем довольствоваться тем, что есть. Я раньше вам говорил и теперь повторяю, что наступит время, когда люди будут обтекать горы и моря, чтобы найти живое слово, и не найдут». Слава Богу, что еще не наступило это время, и мы можем читать духоносные наставления святых отцов, и в частности рассказы старца Варсонофия Оптинского, которые собраны на страницах этой книги.
***
Старец Варсонофий учил, что «если жить, вникая во внутренний смысл жизни, то увидишь дивную премудрость и глубину во всем». Он говорил: «Вся жизнь проходит в суете. Ум идет посреди суетных мыслей и соблазнов. Но постепенно он навыкает помнить о Боге так, что в суете и хлопотах, не думая, будет думать, не помня — помнить о Нем. Только бы шел не останавливаясь. Пока есть в тебе это стремление вперед — не бойся, цел твой кораблик и под сенью креста совершает свое плавание по житейскому морю. Цел он — и не надо бояться возможных житейских бурь». Из множества бесед старца Варсонофия издатели этой книги выбрали назидательные случаи, которые, несомненно, будут полезны и нашим современникам. Этот удивительный благоуханный букет мы и предлагаем всем любящим духовное наследие преподобных Оптинских старцев.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!