Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Ежедневно жизнь убеждает нас, что скорби неизбежны. Кто страдает от бедности, кто от потери близких, кто от болезни, кто от клеветы и человеческой злобы, а кого мучают его собственные страсти, недостатки или мнительность. Если смысл в наших бедах и несчастьях? Как просто понять и прочувствовать всем сердцем, что Господь посылает нам скорби и печали не в наказание, а ради укрепления души на пути к вечной жизни? Глубоко и обстоятельно разобраться в этом серьезном духовном вопросе поможет книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Ковчег и называется - «Лекарство от скорби».
***
В этой книге смысл страданий и скорбей, а также понимание того, в чем заключается духовное утешение скорбящим, раскрывается в свете Священного Писания и святоотеческого наследия. Кроме того, на станицах данного издания приводятся примеры страданий, которые с упованием на Бога перенесли святые мученицы нашей Церкви: Варвара, Екатерина, Ирина и Евдокия, а в помощь страждущим приведены соответствующие молитвы и псалмы. Первая часть книги называется «Священное Писание о целесообразности скорбей». Здесь, изучая Слово Божие, в издании говорится о бренности и суете земной жизни, о смирении и благодати Божией, об узости пути ко спасению, о сообразовании воли человеческой с волей Божией.
Как отмечают издатели, Господь наш Иисус Христос, посылая в мир Своих учеников, сказал им: «вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется, вы же печальны будете, но печаль в радость будет» (Ин. 16, 20). С какой целью Человеколюбец Бог оставляет возлюбленных учеников Своих жить в скорби и печали, вместо того, чтобы даровать им жизнь в радости и утешении? Но если задуматься, то можно увидеть следующее: мир наш исполнен скорби, т.к. люди сами предпочли тьму свету, «потому что дела их были злы». Поэтому и ученики Христовы, и все православные христиане не могли и не могут обрести в этом мире истинную радость. Любая радость мира, лежащего во тьме, преходяща и кратковременна, а земные покой и умиротворение несравнимы с миром Божиим, который превыше всякого ума и единственный соблюдет сердца и помышления наши во Христе (Флп. 4, 7).
Как отмечают составители, скорби и печали призваны напомнить нам о бренности земной жизни. Бедствия, сокрушающие сердце, приводят нас к смирению, приближая к Богу и неизреченному вечному блаженству. Но что еще особенного делают скорби для человека? Старец Варсонофий Великий говорил: «Все, что ни случается с человеком, служит к испытанию и спасению его, чтобы он потерпел и во всем укорял себя». И когда мы читаем жития святых, то видим - как многое они терпели, совершая благие дела, как были ненавидимы и оскорбляемы людьми порой до самой своей кончины. За примером обратимся к жизни праведников. Один из первых от них – Авраам, отец всех верующих. По повелению Божию он оставил родительский дом и свою родину и удалился в чужие земли, где скитался, как безродный странник. Когда Господь призвал Авраама принести в жертву сына и наследника его праведности, Исаака, можем ли мы помыслить себе ту скорбь, что сковала отеческое сердце Авраама?
Видим мы в Священной истории и сонм пророков, проливающих слезы среди великого озлобления. Одни из них скитались по пустыням, терпя лишения и напасти, другие испытывали поругания и побои в тюрьмах и темницах. Немало наших святых приняло мученическую смерть за веру христианскую. И все они, устремляясь к почести вышнего звания, шли путем скорбным, земля видела их в бедствии и огорчении. Но праведники не усомнились и шли к вечному покою путем, исполненным бед и скорбей. Более того, их святые переживали не просто благодушно, без ропота и смущения, но даже радостно! Они стремились пострадать, понимая, какое благодетельное значение имеют скорби для души человеческой!
Как свидетельствуют составители сборника, скорби заставляют нас вспоминать и размышлять о бессмертии души, в скорби укрепляется надежда вечных благ, страдания удерживают от пагубных пристрастий, возвращают от сомнительных удовольствий чужбины в отчий дом, приучают к молитве. Но спасительны скорби бывают только тогда, когда мы все более и более начинаем презирать суетные радости и земные блага и открываем свое сердце Богу, смиряемся перед Ним, а через это удостаиваемся Его милости. В противном случае скорби производят в человеке лишь мирскую печаль и мучения, ведущие к погибели как душевной, так и телесной.
В следующей части книги, которая называется – «Святые отцы о скорбях и страданиях» составители предлагают читателям подборку изречений на заданную тему святителей Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника, преподобных Паисия Величковского, Амвросия Оптинского и Паисия Святогорца. Все святые отцы и подвижники благочестия, сами много претерпевшие в этой жизни, научают нас благодушно терпеть приходящие скорби, которыми достигается Царствие Божие. А следующая часть книги помогает найти «Утешение в различных скорбях». Здесь читатели найдут слова утешения людям, живущим в бедности, пребывающим в болезнях, находящимся в заключении, борющимся с той или иной страстью, супругам, желающим сохранить мир и согласие в семье и родителям, скорбящим о детях. Что делать во всех этих жизненных обстоятельствах?
Как говорится на страницах книги, бедность ли кого тяготит, или обиды, или иное что огорчает, обратись с молитвой к Тому, Кто всю жизнь земную провел ради нашего спасения в крайней бедности, не имел ни постоянного жилища, ни красивой одежды, ни даже пищи Своей, но питался подаянием других, ходил пешком и терпел от гордых презрение и насмешки. Лишился ли кто друга в жизни или потерпел измену от близкого сердцу своему, обратись мыслью к Спасителю душ, Который плакал при гробе друга Своего Лазаря и был предан учеником Своим. Выводит ли кого из терпения клевета, принеси скорбь свою Тому, Кто придя к сидящим во тьме смертной, чтобы призвать к свету и животу вечному, потерпел поношения и муки.
Господь наш по опыту Своему знает, сколь тяжела душе незаслуженная делом или помышлением скорбь, и потому готов как никто другой подать помощь Свою и утешения. И если приходится нам терпеть страдания за грехи свои, то возрадуемся – пострадав на земле душой и телом, мы избегнем вечного страдания посмертного.
***
Как говорит свт. Игнатий Брянчанинов: «Ныне, не будь скорбей, нечем спастись. Подвигов нет, руководителей нет. Одни скорби заменяют собой все. Подвиг сопряжен с тщеславием, тщеславие трудно заметить в себе, тем более очиститься от него. Скорбь же чужда тщеславию, потому доставляет человеку богоугодный невольный подвиг, который посылается Промыслителем нашим сообразно произволению». Таким образом, в жизни христианина бывает много скорбей, но важно помнить и твердо верить, что все наши скорби - это проявление неусыпного Промысла Божия о нас, это доказательство любви и милосердия Бога к падшему человечеству. И тем, кто хочет познать причины своих скорбей и найти утешение в них, мы предлагаем книгу «Лекарство от скорби».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
«Православный на всю голову!». Господь хочет видеть нас победителями
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!