Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Каждый человек призывается Богом к святости. "Святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш", - говорит нам Вседержитель во Священном Писании. А преподобный Иустин (Попович) утверждает: «Быть православным - значит быть святым». Понимают ли это те 80 процентов населения России, что называют себя православными и приходят в храм лишь на Рождество и Пасху? Легко ли быть святым? Легко ли это - встать выше закона человеческого, чтобы следовать за Христом, легко ли проливать кровь перед лицом Бога в ежедневном христианском служении? Задуматься об этом призывает архимандрит Маркелл (Павук) в своей новой книге, которая вышла в свет в издательстве «Русская неделя» и называется – «Легко ли быть святым?»
***
Эта книга состоит из статей, в которых духовник Киевских духовных школ архимандрит Маркелл (Павук) рассматривает очень многие вопросы современной духовной жизни. Зачем человеку в чем-то себе отказывать? Зачем ходить в храм? Легко ли быть благодарным? Губит ли человека богатство? Является ли молитва напрасной тратой времени? Все равно ли как веровать? Сколько раз нужно каяться? Как научиться прощать? И легко ли быть святым? На эти и другие вопросы отвечает автор со страниц этой книги.
О том, легко ли быть святым, отец Маркелл пишет в статье с одноименным названием. «Стремление к святости, к добру, совершенству, - отмечает он, - заложено Богом в природу каждого человека. Поэтому древний христианский писатель Тертуллиан пишет, что душа человека по природе христианка. Но секулярное (безбожное) общество в понятие "святости" часто вкладывает иронический оттенок. Людей, которые неосознанно стремятся к добру, чистоте, не гневаются, не раздражаются по пустякам, не пьянствуют, не любят азартных игр, не курят, не обманывают, не блудят, не воруют, терпеливы к обидчикам, называют «святошами». Над ними окружающие нередко насмехаются и, в конце концов, невольно вынуждают их быть такими, как все.
Более решительное стремление к святой жизни окружающие люди порой воспринимают не только с насмешкой, но и агрессивно, потому что, по слову Апостола, все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе бывают гонимы. Пример тому - тысячи древних и новых мучеников и исповедников, память которых Церковь празднует каждый день года. Они, вопреки злой воле людей, которые толкали их на совершение беззаконных дел, предпочли умереть, нежели поддаться соблазну». Однако сегодня, по мнению автора, стремление к святости может умаляться и переходить в довольствование только внешней фарисейской добропорядочностью.
Почему? – спросите вы. Потому, что святость, - говорит отец Маркелл, по-другому можно назвать бесстрастием. Но многие люди бесстрастие отождествляют с нечувствием и холодностью души и считают, что безумно, ради достижения бесстрастия, лишать себя многих радостей жизни, а потому прекращают борьбу со своими глубоко сокрытыми в сердце пороками и страстями и довольствуются лишь внешней добропорядочностью. Например, нередко многие думают: «Зачем человеку в чем-то себе отказывать?», тогда, как окружающий мир призывает всех: «Живи, наслаждайся, радуйся». Этому вопросу посвящена уже другая статья книги. Отвечая на него, священник напоминает нам слова Евангелия, где наоборот звучит призыв отвергнуться от всех удовольствий этого «прелюбодейного и грешного» мира.
И снова, по мнению автора, у каждого человека может возникнуть вопрос: «Почему Господь выдвигает такое жёсткое требование?» «Для чего же человеку надо отвергаться себя? Разве Господь создал человека для того, чтобы здесь, на земле, он бессмысленно мучился? Нет, - говорит отец Маркелл, - Господь создал человека для счастья, радости, блаженства. Но в результате грехопадения первых людей человек потерял свое блаженное райское состояние. Он удалился от Источника жизни Бога, а потому стал жалок, несчастен и смертен. Он пытается вернуть утерянное блаженство. Но та радость жизни, которую он сейчас пытается испытать от всевозможных искусственно создаваемых им утех, недолговременна и очень часто сменяется горькими разочарованиями. Каждый человек это постоянно испытывает.
И поэтому Господь призывает всех христиан отвергнуться от всех удовольствий этого мира, от беззаконных греховных дел, и даже, многих, казалось бы, безобидных вещей, например, от мясной и молочной пищи в постные дни, от чрезмерного сна, от своего гордого самолюбивого «я» и от других пристрастий и привычек. Подобно тому как больной человек нуждается в покое и изоляции, чтобы избежать усугубления болезненного состояния, так и человек, пребывающий в духовном недуге, а таковыми после грехопадения Адама и Евы являются все люди, нуждается в удалении от многих соблазнительных вещей этого мира. Так он не только выздоравливает, но и достигает определенной степени духовного возраста, становится близким к Господу и обретает покой и бессмертие для своей души.
Но, тут уже у автора возникают такие вопросы к читателям: многие ли сегодня думают о бессмертии своей души, и у кого ныне есть хотя бы осознание своей погибели?.. Как отмечает отец Маркел в следующей своей статье, только 2-3% людей из общего числа горожан и селян регулярно посещают храмы Божии. А потому переполненными в праздничные и воскресные дни бывают только рынки, магазины, стадионы, концертные залы, но полупустыми и полуразрушенными, в мерзости запустения, продолжают оставаться многие храмы и монастыри. Как же нам спастись? Примером нам служит Божья Матерь, Которая все время старалась удаляться от суеты и страстей этого мира. То есть Она старалась строить Свою жизнь не на букве закона, а на основе веры и благодати.
Так же и нам, по словам автора, надо учиться удаляться от суеты этого мира и строить свою жизнь на основе веры и взаимного доверия друг к другу. Этого можно достичь, если мы не будем никого из людей осуждать, а себя считать самыми грешными. А еще нам нужно научиться благодарить, и не только за добрые дела, которые совершают для нас люди, но и за всю несправедливость, которую несет нам мир. Мы должны научиться правильно относиться к благам мира сего, не прилепляться к богатству сердцем, если таковое есть, и не завидовать другим, если его нет. Должны научиться бороться со страстями, научиться прощать, и много еще других добродетелей взрастить в своей душе. Только, отвергнувшись себя и взяв крест свой, следуя за Христом, мы сможем стать причастниками благодати Божией в этой жизни и наследовать вечное Царство в жизни будущей. Можем стать святыми.
***
В жизни человека бывают разные времена: будни перемежаются праздниками, радости сменяются скорбями. Но как бы человеку ни было тяжело, он всегда утешается надеждою на лучшее. А душа, которая по природе христианка, всегда стремится к свету Правды. Ее стремление к Богу не могут остановить никакие жизненные коллизии, никакие гонения. И хотя многие люди в этом не признаются, они хотят быть добрыми, любящим, сильным, мужественным, мудрым. Хотят быть святыми. Но только тот, кто не идет на компромисс со своей совестью и побеждает грех и соблазн, тот становится святым, вокруг которого спасаются тысячи. Об этом нам напоминает архимандрит Маркелл (Павук) со страниц книги - «Легко ли быть святым?»
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!