У книжной полки. Митрополит Антоний Сурожский. Красота и уродство: беседы об искусстве и реальности

19 июня 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

В этом году исполняется 105 лет со дня рождения одного из самых известных архипастырей 20 века – митрополита Антония Сурожского. Слово этого выдающегося христианского проповедника обращало и продолжает обращать ко Христу сотни тысяч людей во многих странах мира. Для проповедей и бесед Владыки характерны живой опыт богообщения, глубокое понимание сущности христианства и точность выражения мыслей, способность говорить о самом главном. Его труды о духовной жизни переведены на разные языки и известны не только в России и Великобритании, но и по всему миру. Опубликованы и многочисленные записи его устных проповедей и бесед. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, составленную из бесед митрополита Антония. Она вышла в свет в издательстве Никея и называется – «Красота и уродство: Беседы об искусстве и реальности».

***

Эта книга включает в себя беседы митрополита Антония Сурожского, которые проводились им в 1982 году в Университете графства Кент в рамках чтений, посвященных памяти христианского поэта Томаса Элиота. Владыка говорит о красоте и творчестве, об образе и выражении реальности, о том, чем безобразие отличается от уродства. Несмотря на, казалось бы, далекую от богословия тему, владыка наполняет ее глубочайшим богословским содержанием. После каждой главы-лекции приводятся ответы митрополита Антония на вопросы студентов, что, кроме ценности самих ответов, интересно тональностью разговора владыки и передает живость его характера и энергетику речи.

По словам Ольги Седаковой, предисловие которой предваряет издание, ««Элиотовские лекции» удивят всех, кто слышал проповеди, беседы, лекции владыки Антония митрополита Сурожского; тех, кто, как сам он сказал в своей неповторимой манере, «настолько неразумен, что читает мои книги»». На страницах этого издания мы встречаемся с владыкой Антонием, которого еще не знали. Кроме Томаса Элиота, с которого всё начинается, мы увидим на этих страницах ссылки на Данте, Гете, Сервантеса, Диккенса, Гоголя, Достоевского, Вл. Соловьева, Гофмансталя, Брехта, Шеффеля, Нерваля, Бодлера, Валери, Малларме, Китса, Эдгара По, Л.Коэна, Ч.Вильямса… На художников: Родена, Жерико, Утрилло, Ван Гога, абстракционистов. И – совсем неожиданно – на работы по теории архитектуры, на геометрические образы эллипса и параболы, с которыми связан один из самых интересных мотивов этих бесед о красоте. И на европейских мыслителей, психологов, историков культуры: Ницше, Шопенгауэра, Юнга, Мальро, Леви-Брюля…

Конечно, как отмечает Ольга Седакова, это далеко не все «участники» представленных бесед. По большей части это писатели, художники, мыслители эпохи модерна, то есть той тревожной и драматической эпохи, «сложной» мысли и формы, с которыми наша церковная мысль общаться не привыкла. И обращение владыки к своим собеседникам неизменно внимательно и сочувственно, без малейшей тени учительства. Размышляя о красоте, владыка хочет, как он сам отмечает, «избежать клерикализма и не говорить с точки зрения Св. Писания». Он даже отказывается от идеи слушателя, предположившего, что его представление о красоте сформировано православной иконой. Не знаю, как вам, читатель, - говорит Ольга Седакова, мне трудно вспомнить православного писателя, который удержался бы от того, чтобы указать, в чем ошибался Ницше или чего не мог понять Стефан Малларме – и тут же образумить этих невегласов-безбожников словами «святых отец». Но владыка, если он в чем-то не согласен с Эдгаром По или Карлом Густавом Юнгом, возражает им как мыслящий человеку мыслящему человеку.

О том, почему эти беседы были прочитаны митрополитом Антонием на Элиотовских чтениях, Ольга Седакова говорит, что «по первым же словам владыки – почти случайно. Ему однажды подарили книгу Т.С.Элиота «Убийство в соборе» со словами, что это драма о нем, о том, что с ним произойдет. В 1982 году, когда читаются эти лекции, владыка «все еще ждет исполнения этого пророчества». Вот как будто и всё. По ходу бесед владыка возвращается к Элиоту еще пару раз, но бегло. Так что тот, кто ждет от «Элиотовских лекций» развернутого разговора о Т.С. Элиоте, поэте, драматурге, эссеисте, его не найдет. Речь в них идет о красоте и безобразии». Как отмечает сам Владыка, его «интересуют поэзия и красота».

«Прежде всего, потому, - говорит он, - что для меня красота — это имя Божие, и здесь я соглашусь с моим другом, который однажды, много лет назад, сказал: «Когда Бог смотрит на человека, Он видит в нем не добродетели или достижения, которых может и не быть, но ту красоту, которую ничто не может уничтожить». Ποэтому, в моем понимании, предельный смысл вещей можно определить как красоту — или, наоборот, как уродство. Я бы хотел говорить о смысле, потому что, независимо от того, осознаем мы или нет, мы связаны с окружающим миром только в той степени, в которой он несет для нас какой-либо смысл. Невозможно иметь связь с тeм, чтo не имеет для нас никакого смысла, никакого значения. Поэтому я буду говорить о красоте как высшем откровении творения и Творца и о смысле как неотъемлемой части жизни во всех ее выражениях, который тоже является существенным элементом красоты. 

По словам владыки Антония, «выражение смысла может составлять центр поэзии и других видов искусства. Поэт (и мы можем вспомнить, что по-гречески «поэт» — это творец, создатель) — это человек, чье призвание — передавать смысл, извлекать смысл из окружающего мира, раскрывать для нас глубину и значение вещей, которые большинство из нас не способны увидеть и еще чаще не способны выразить. Смысл можно передавать разными способами: не только через поэзию — через слова, ритм, звуки; не только через музыку». «В любых видах искусства, к которым мы обращаемся, в поэзии и прозе, в живописи, в архитектуре, в музыке – всегда присутствует смысл, который, осознано или нет, вкладывается в произведение и который мы воспринимаем». Когда Владыка говорит «осознанно или не осознанно», он, как сам говорит, имеет в виду следующее.

В одном из своих писем Данте говорит о своей «Божественной комедии»: «Целое задумано не ради созерца­ния, а ради действия; цель целого и части — вырвать живущих в этой жизни из состояния бедствия и привести к состоянию счастья». Здесь, - по словам владыки Антония, - мы видим четко осознанную цель, мы видим, что Данте писал не от полноты сердца или от того, что он видел эти образы в своем во­ображении. Он писал, потому что чувствовал состояние бедствия, смертельную опасность, в которой находится человечество вследствие своей отделенности от Бога, полного непони­мания себя и того пути, который оно выбира­ет. И это был крик души, предостережение, это были образы, которые относились к конкрет­ным ситуациям или к конкретным людям, но которые он так обобщил, чтобы каждый мог в той или иной сцене, в том или ином персонаже узнать что-то из своей жизни и услы­шать это предостережение.

Излишне говорить, - отмечает Владыка, - что такую же цель ста­вили перед собой авторы Евангелий, когда пи­сали о Христе. Они создавали не биографию, не воспоминания, не учебник морали, но, по словам св. Иоанна Богослова, писали, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий и, веруя, имели жизнь во имя Его  (Ин.20:31). Итак, какой бы ни был замысел автора, он нам передается. Но в произведениях ис­кусства есть очень много того, что доходит до нас порой независимо от замысла авто­ра. Это крик души, какое-то движение, образ, который не был задуман как урок, поучение, притча, аллегория, он исходит изнутри как потребность. Он выражен в словах, в движе­нии, в линиях и красках, в звуке или в мол­чании, потому что таково внутреннее состоя­ние души поэта, творца, в какой бы области он ни творил, что он не может не передать это». Но, как далее говорит митрополит Антония, от человека читающего ли стихи, смотрящего ли картины, - зависит, видит он красоту или уродство. Отчего, глядя на одну и ту же картину, читая одну и ту же книгу, разные люди воспринимают эти произведения по разному? Об этом и многом другом размышляет митрополит Антоний на страницах этой книги.

***

Эта книга предназначена для всех, кто интересуется личностью и трудами митрополита Антония Сурожского. Для тех, кто размышляет о том, что такое красота, что такое уродство, как они соотносятся с духовностью и почему эти понятия есть в нашей жизни. Материал книги уникален: он никогда еще полностью не издавался в России, практически ни в одной из многочисленных бесед владыки Антония нет такого широкого обращения к поэзии, изобразительному искусству, такого обилия цитат и примеров. В конце книги вы найдете несколько прекрасных стихотворений, имеющих непосредственное отношение к главной теме книги - красоте: "Пепельная среда" Т.С.Элиота, "Последний пассажир" К.С.Льюиса и другие.

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать