Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Помните «Сказку о царе Салтане» Пушкина? «Три девицы под окном пряли поздно вечерком» и делились заветными желаниями на тему «кабы я была царица». Узнав эти желания, царь одну из девиц сделал ткачихой, потому что на самом деле она хотела ткать, другую царь сделал поварихой, потому что она мечтала готовить пиры, а вот третью девицу царь избрал себе в царицы, потому что она хотела глубочайшего соединения с ним и хотела принести плод этого соединения. Так и в духовной жизни принципиально важно, чего мы на самом деле хотим, - отмечает протоиерей Константин Островский. Если только внешней благопристойности, то и получаем эту благопристойность, как ореховую скорлупу без ядра. А вообще-то, мы созданы Богом для глубочайшего соединения с Ним во Христе. О том, с чего начинается духовная жизнь человека, как не сбиться с верного пути, ведущего к Богу? На эти и другие вопросы духовной жизни и отвечает отец Константин в своей книге - «Красные врата. Советы пастыря. Избранные письма».
***
«Я — Путь и Истина, и Жизнь» — сказал Господь, но на этот истинный Путь нам ещё нужно выйти с наших распутий. Новая книга протоиерея Константина Островского «Красные врата», вышедшая в свет в издательстве «Христианская библиотека», составлена из двух частей, объединённых общей задачей: помочь православному человеку, ищущему духовный путь, обрести его. В первой части, которая называется - «Вхождение в Церковь», даются краткие наставления о молитве, о покаянии, об устройстве православной семьи и приходской общины.
Здесь автор в частности пишет, что духовная жизнь начинается с призвания Божьего, человек не может сам её начать, даже получивший церковное воспитание и всё знающий, всё понимающий, может быть, даже работающий в церкви, даже служащий у престола. И когда это призвание есть, если человек на него откликнется, с этого духовная жизнь начнётся. После этого он вскоре обнаружит, что ничего духовного в нём на самом деле нет. Это нужно увидеть обязательно, только тогда человек почувствует необходимость измениться, и тогда он станет что-то делать. Он обязательно будет много ошибаться. Но если человек действительно ищет Царство Небесное, то Бог найдёт, как его направить и исправить». Более подробнее об этом автор размышляет в разделе «Первые шаги в духовной жизни».
Далее в разделе «О духовничестве», автор отмечает, что человеку, начинающему духовный путь, очень полезно иметь пастыря-наставника, пусть не имеющего великого духовного опыта, но трезвого (во всех отношениях — физически и духовно), начитанного в святых отцах; который не будет ни отменять посты, ни назначать сухоядение; сможет рассказать о церковных порядках, о молитвенных правилах, объяснить смысл. Даже если в чём-то священник ошибётся, если это в пределах церковной традиции, если он стремится привести человека ко Христу, а не к себе, то всё равно такое регулярное общение полезно для начинающего. В общем-то, - говорит отец Константин, каждый приходский священник должен быть способен к такой скромной, но очень важной пастырской деятельности. Однако это ещё не духовный отец и тем более не духоносный старец.
Конечно, бывает так, что человек не может найти себе духовника, и не по гордости, мол, этот не святой и этот не святой, а действительно не может — Бог не посылает. И эта ситуация, - говорит автор, - не безвыходная. Преподобная игумения Арсения (Себрякова) пишет: «Достигать отречения своей воли может затворник, и послушник, и мирской человек. Но достигать этой цели они все трое должны различными путями. Первый из них видит волю Божию, пред которой он отвергает свою собственную волю, во свете слова Божия; второй — в воле своего духовного руководителя; а третий — в обстоятельствах жизни. Для всех трёх доступна чистота сердца, но первый стремится к ней постоянной молитвой, второй — трудом послушания и исповедания помыслов, третий — честным исполнением служебных обязанностей и семейного долга. Все достигают одной цели, но разными путями».
Таким образом, если человек в смиренном сознании своей духовной неопытности, как может, молится Богу, читает Священное Писание в простоте; читает церковные книги в надежде получить вразумление; старается бороться со своими страстями; если он благодушно, а лучше с благодарностью, терпит посылаемые ему Богом скорби — тогда всемогущий Бог найдёт, как направить этого человека на истинный путь. Не раз, конечно, он ошибётся и споткнётся, и даже упадёт, но — с Божией помощью — исправится и восстанет от падения. И этот горький путь терпения своих немощей, болезней и скорбей станет для такого человека путём в Царство Небесное — царским путём».
В разделе под названием «Домашняя церковь», - пойдёт речь только о некоторых моментах семейного воспитания, на которые сам автор обратил внимание и которые, как ему кажется, имеют значение для многих. Это, как говорит отец Константин, конечно, не рецепты. Со многими тезисами кто-то, скорее всего, не согласится, тем более что мнения батюшки не всегда совпадают с мнениями некоторых весьма уважаемых им и заслуженно популярных в церковной среде священников и специалистов. Это не рецепты ещё и потому, что все люди разные и какие-то вещи, правильные сами по себе, могут не подходить для какой-то конкретной жизненной ситуации. Более того, как признается автор, его опыт, несомненно, ограничен, во-первых, тем, что в семье у него были только мальчики, девочек не было. А ещё тем, что будущий пастырь в Церковь пришел практически одновременно с женой, когда старшему сыну был всего год, то есть дети росли в церковной семье.
Но главное ограничение опыта, - говорит отец Константин — то, что у нас с женой было единство по всем основным духовным вопросам и вопросам воспитания детей, а в большинстве семей, насколько я могу судить, как раз имеют место хронические конфликты по главным жизненным темам. Но, все же автор высказывает свои мнения о многих сторонах семейной жизни, с которыми будет интересно познакомиться многим нашим читателям. Еще один раздел книги называется «Приходская семья», где отец Константин объясняет, что такое церковная община, зачем она нужна? Вопросы эти возникают не только у новоначальных христиан, но, бывает, и у священников, не один год прослуживших на приходе. Найти на них ответы и помогает автор книги. Вторую, большую часть книги под названием «Отец в удалённом доступе», составляют письма отца Константина прихожанам, по разным причинам оказавшимся вдали от родного храма.
***
Протоиерей Константин Островский — настоятель Успенского храма г. Красногорска, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии. Автор ряда книг православной тематики и большого количества статей, публиковавшихся в различных изданиях. В предисловии этой книги он пишет: «Красные врата ведут из притвора в храм. Ещё не в Святая Святых к Престолу Божьему, блаженному бесстрастию, свободе от всякого греха, цели христианского пути, а в то место, куда открыт вход всякому верному — в Церковь Божию. Войдём же в эти двери, ведь, чтобы достигнуть цели, путь нужно начать, сделать первые шаги в духовной жизни». Помочь сделать эти шаги и призвана данная книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!