У книжной полки. Когда любовь между вами. Мужам и женам. О Божественном предназначении мужчины и женщины

23 апреля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

Если говорить о Божественном предназначении мужчины и женщины, то кратко отразить эту тему не получится, это все равно, что переплыть океан на резиновой шлюпке. Но поскольку эта тема сегодня крайне важна во всех смыслах православного семейного домостроительства и духовного спасения, в книге, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию сделана попытка, сказать о самом главном в этом вопросе, что не теряет своей актуальности при многократном повторении. Книга эта вышла в свет в издательстве «Ковчег» и называется – «Когда любовь между вами. Мужам и женам. Настольная книга во спасении души о Божественном предназначении мужчины и женщины».

***

Как отмечают издатели, в Священном Писании мы не найдем отдельного повествования ни о женщине, ни о мужчине. Господь, в полном соответствии с предшествующим творению советом Пресвятой Троицы, создает из праха земного «человека» (по образу Нашему и по подобию Нашему), мужчину и женщину как две человеческие ипостаси, существующие в единстве природы. Образ Божий — это то, что, собственно, делает человека человеком. Это и его свободная воля, «свободное стремление, к чему бы он ни захотел» (по учению святителя Кирилла Александрийского); это его «ангельское достоинство» (как говорит святитель Василий Великий); это и разум, или ум, способность понимания (отмечает святитель Афанасий Великий).

Святые отцы, различавшие «образ» и «подобие», отмечают, что «образ» — это то, что изначально вложено Творцом в человека, а «подобие» — то, чего предстоит достичь, насколько это возможно, в результате добродетельной жизни; это возможность обожения человека и достижения святости. Самое важное для нас здесь — это то, что имя «человек» Господь нарекает как первому мужчине, так и первой женщине. «Женщина сотворена также человеком, и имела тот же образ Божий» (говорит блаженный Августин). Как все мужчины, так и все женщины рождаются по одному «образу и подобию». Благодать Божия лежала в равной мере на обоих, и уподобление Богу и стремление к святости — есть общее назначение и мужчины, и женщины, которое должно определять высшую цель их жизни.

Следующий важный момент, достойный внимания, по словам издателей состоит в том, что еще до сотворения жены Бог определяет назначение Адаму — быть Ему сотворцом, когда приглашает его наречь «всякой душе живой» имена, соответствующие их сущности. Исполняя свое высшее назначение — соработничество Богу — Адам сам познает Божественный помысел, который заключается в том, что нехорошо быть человеку одному. Ведь все в мире животном имеют себе пару, а он — один, ибо не нашлось помощника, подобного ему (Быт. 2, 20). И только после того, как Адам сам осознал через ошущение своего одиночества необходимость существования еще кого-то, только потом появляется Ева.

Бог говорит: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2,18), то есть равного ему по своему достоинству. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2, 21-24). Посмотрите, - говорят издатели, какая это величественная поa, полная таинственного могущества Божия. Гимн первой любви мужа и жены, в котором Адам воспевает свою жену.

Из первых слов Адама мы слышим, что женщина — это его родная кровиночка, «плоть от плоти». Так может говорить только отец о своих детях, с которыми он имеет и ощущает полное единство, в которых ощущает полноту своего бытия и над которыми не имеет никакого чувства превозношения или превосходства. Слово Божие ясно указывает на то, что жена, сотворенная для мужа, должна стать его дополнением, равной ему во всех отношениях. По плоти, — говорят святые отцы, — Адам и муж, и отец своей жене одновременно. В том, что женщина сотворена ради мужчины, была рождена от него, и им была именована — можно, по мнению издателей, увидеть установление божественной иерархии полов, проявление власти мужа над женой.

Впрочем, не само происхождение жены от Адама предполагает ее подчинение мужу (не должен же муж подчиняться праху земному, из которого создан), но Божественное произволение, которое заключается в словах Господа: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2, 18). Помошника для чего? Для того чтобы вместе возделывать и хранить «рай сладости», сад Эдемский, и продолжать род человеческий. Весь мир, «ангельский и человеческий, создан Богом иерархично, в гармоническом подчинении одной части другой. Цель иерархии, — говорит святой Дионисий, — есть возможное уподобление Богу и соединение с Ним». Вот в чем заключается высший божественный смысл иерархии полов и подчиненности жены мужу, в которой все стройно и созвучно любви, ничто не теряет своего своеобразия, но слагается в единое гармоничное целое — одну плоть.

Как отмечают издатели, некоторые святые отцы считали, что женщина была сотворена как помощница Адаму главным образом для деторождения и исполнения Божией заповеди плодитесь и размножайтесь (блаженный Августин, святитель Амвросий Медиоланский). Преподобный же Ефрем Сирин видит служение Евы не только в рождении детей, но как помощницы в хозяйственных делах, в разносторонней деятельности мужа. Но особый, и очень глубокий по смыслу, взгляд на сотворение женщины высказывал христианский писатель III века Тертуллиан, который считал, что женщина была сотворена не только как помощница Адаму как человеку, и не просто как соучастница в рождении детей. Тертуллиан усматривает и высший духовный смысл в создании женщины и рассматривает ее как будущую помощницу Бога в деле спасения рода человеческого.

А предназначение мужчины в семье — это, по словам авторов книги, отцовство. Это отцовство, как уже говорилось выше, распространяется у него не только на детей, но и на жену. Глава семьи в ответе за них, обязан их хранить, стараться жить так, чтобы они ни в чём не испытывали нужды. Мужская жизнь должна быть жертвенной — в трудах, в служении, в молитве. Отец должен быть во всем примером. И это не зависит от его образования, чинов и должностей. Важно само отношение мужчины к его делу: оно должно быть возвышенным. Как исполнить свое предназначение? Как правильно выбрать мужа или жену? Как жене стать кроткой голубкой? Что нужно знать вступающим в брак и о таинстве венчания? На эти и многие вопросы читатели найдут на страницах этой книги.

***

«Все в этом мире носит в себе свою сокровенную сущность и предназначение, оставаясь верным им». У мужчины эта сокровенная сущность и предназначение — отцовство. Смысл его не только, вернее, не столько в продолжении рода, но гораздо шире. Отцовство — понятие изначальное, исконное. Оно — часть мужской природы. Его основная черта — служение и ответственность перед Богом за тех, кто поручен тебе, кто нуждается в тебе, кто зависит от тебя. Самый первый для нас, простой и понятный пример отцовства мы познаем в семье. Ребенку не сразу открывается роль отца. Вначале он более нуждается в матери. Она для него самый близкий и главный человек. Но постепенно, в наблюдении за родителями, младенцу открывается истинная семейная иерархия. О семье, о воспитании детей, о Божественном предназначении мужчины и женщины, рассказывает эта книга.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать