Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В 19 веке знаменитый подвижник Задонского Богородицкого монастыря Георгий Затворник написал такие слова: «Господь затворников хранит. Блажен, кто Богу угождает!». Говоря о духовном значении отшельничества и монашества вообще, свт. Игнатий (Брянчанинов) утверждал, что именно для истинной евангельской жизни в пустыню и затвор «бежало совершенство церковное, источник света, главная сила Церкви». Примеры их богоугодной жизни приводили многих на путь спасения, а духовные наставления подвижников становились дивным укреплением для верующей души. И сегодня на нашей книжной полке один из кладезей этого духовного богатства - сборник писем затворника Георгия Задонского «К сердцу вашему пишу».
***
В этот сборник вошло житие затворника Задонского монастыря Георгия Машурина и его письма, которыми вот уже более 180 лет зачитываются все русские боголюбцы. Первый сборник писем и келейных записей послушника Георгия Алексеевича Машурина был составлен монахом Порфирием (Григоровым) и выпущен Оптиной Пустынью в 1839 году под названием «Письма в Бозе почивающего затворника Задонского Богородицского монастыря Георгия». Книга быстро разошлась, вызвав самые похвальные отзывы. После письма неоднократно переиздавались. Многие святые отцы и пастыри нашей Церкви очень любили этого подвижника и всегда рекомендовали своей пастве обращаться к его письмам для духовного возрастания. Святитель Московский Филарет (Дроздов) высоко ценил наставления Георгия, указывая на то, что «они просты и скромны. Таковыми обыкновенно и бывают наставления старцев».
Так и святитель Игнатий (Брянчанинов) преклоняясь перед высотой духовного подвига Георгия Затворника, постоянно всем советовал со вниманием перечитывать его творения, «умножающие сердечную жажду божественной правды». Епископ Игнатий писал своей сестре: «Читай письма Задонского Затворника Георгия. Предуховная книжка, наполненная утешительнейших наставлений для страждущих». А еще свт. Игнатий говорил: «Позволяю себе сказать, что она одного духа и с моими грешными писаниями». И действительно, у обоих духовных писателей можно найти сходные размышления о спасении, о вечности, о Божием Промысле, о вере и молитве; о том, как крест, память смертная, евангельская любовь и молитва возносят нас прямо в Царство Небесное.
Особенностью писем Георгия Затворника является то, что зачастую он вдохновенно облекал их в стихотворную форму, обильно цитировал Священное Писание, особенно Псалтирь и Евангелие, святых отцов и особо чтимых им святителей Димитрия Ростовского и Тихона Задонского. О достоинстве этих писем их первый издатель, монах Порфирий, бывший келейником подвижника в предисловии пишет так: «По выражению одного ученейшего мужа, здоровому и прекрасному лицу румяны не нужны. Да и мог ли написать что-нибудь неполезного человек, стоявший 17 лет на божественной страже и окончивший подвиг свой на коленях пред образом Страшного Суда Христова?!
Не имея возможности беседовать со всеми лично, он беседовал письменно и давал при помощи Божией всякому полезные и удовлетворительные ответы. Сколько раз, - пишет монах Порфирий, - случалось в бытность мою еще в Задонском монастыре послушником, бывши в его келий, слушать его наставления, и, едва касалось слово до благодеяний Божиих к человеку, он источал слезы. О Промысле Божием был его любимый разговор. Сколько случаев в жизни бывало с каждым из нас, когда мы избавлялись от явных опасностей, бедствий и смерти! Но некоторые, отвергая Промысл Божий, приписывают все это совсем другим причинам, забыв, что Спаситель наш в Евангелии говорит: и власи главы вашея вси изочтени суть...
Затворник, по словам монаха Порфирия, с сожалением о сем рассуждал, говоря: «Как жалки заблудшие и ходящие в сени смертной! Наказания Божии, ясно всеми видимые, по жестокости сердец, некоторые называют игрою природы!» Тут обыкновенно исчислял он случаи, когда был избавлен от смерти чудесным образом, и некоторые из них читатель найдет в письмах его. Рассматривая чудный перст Божий, поучал он во всем предаваться во власть Божию и быть готовым на всяк час к исходу с непорочною совестью! Так, к примеру, находясь на воинской службе, Георгий Алексеевич о том времени писал: «Меня и на реках смерть алчная искала, и в море ад мне отверзало. В степи с людьми я замерзал, мороз и вихрь меня терзал».
В то же время, как писал сам Георгий Затворник, он «желал в поле сражения за веру, государя и отечество окончить мою временную жизнь». Но, - отмечал подвижник, - провидящий Создатель мой еще блюдет меня здесь...». Господь хранил его, чтобы он впоследствии стал воином Христовым, принес много пользы окружающим его людям, и получил награды небесные. Подвижник, почивший в 1836 году, оставил потомкам, ищущим духовной жизни, келейные записи-размышления, стихотворения духовного содержания, а также свою обширную переписку.
«Многие убеждали меня, - писал монах Порфирий, - при новом издании писем, приложить описание жизни затворника; уважая сие благочестивое желание и следуя собственному влечению сердца, я собрал лично мне и другим, коротко знавшим затворника и жившим в его келье, известные некоторые черты из жизни сего необыкновенного мужа. Сии-то сведения, в которых не прибавлено ни одной лишней черты к тому, что было на самом деле, а еще о многом умолчано, и которых достоверность подтверждена свидетельством многих - и находившихся в обители, и посторонних лиц, заслуживающих доверие, предлагаются ныне вниманию читателей в том намерении, чтобы в хотящих жить благочестиво и призываемых к тесному пути, подкрепить ревность к подвигам благочестия и благую надежду на верный успех при помощи Божией.
Взирая на пример близкий к нам, - отмечает монах Порфирий, - пусть они видят, что и в наше время еще не истребилась земле сила живой веры, неотступной молитвы, крепкой борьбы с плотью, миром и диаволом и непрестанного хождения в присутствии Божием. Перед глазами нашими смиренный затворник Георгий доказал это самым делом. О нем поистине можно сказать: подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох...» О том, какой была жизнь этого великого подвижника в Задонском Богородицком монастыре, читатели узнают со страниц этой книги.
***
Святитель Игнатий (Брянчанинов) подвижничество Задонского затворника уподоблял подвигам древних пустынных отцов, а его письма ставил в один ряд с духоносными творениями святителей Иоанна Златоуста, Димитрия Ростовского и Тихона Задонского. Письма Затворника Георгия и сегодня несут людям свет Божественной любви. А на нашей книжной полке представлен сборник, который включает в себя не только изданные ранее и многим полюбившиеся письма, но и те, которые современному читателю еще не известны. Кроме того, здесь представлены разные выписки из книг святых отцов, собранные подвижником и его собственные размышления. Всё это приоткрывает нам новые факты о жизни Георгия Затворника и его духовных подвигах.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!