Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В 1922 году мыслитель, писатель, публицист, глубоко православный человек, Иван Александрович Ильин был вынужден покинуть Родину, которую он беззаветно любил, в ее будущее национальное возрождение всегда верил. Но он знал, что возрождение это должно наступить после всех духовных катаклизмов и потерь. «Нельзя любить Родину и не верить в нее — писал он. — Но верить в нее может лишь тот, кто живет ею, вместе с нею и ради нее, кто соединил с нею истоки своей творческой мысли и своего духовного самочувствия». Вся последующая долгая и яркая жизнь философа стала возвращением на Родину, но произошло оно только в последние годы посредством возвращения его творческого наследия отечественному читателю. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию сборник, который составили избранные произведения Ивана Александровича Ильина. Он вышел в свет в издательстве Белорусской Православной Церкви и называется – «Возвращение».
***
В этот сборник вошли произведения Ивана Ильина, посвященные России и русским людям. Они наполнены глубокой скорбью автора о судьбе Родины и одновременно надеждой на духовное возрождение русского народа. Открывают издание два известных сочинения писателя «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний» и «Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий». В них писатель попытался ответить на вопросы, которые ставит жизнь перед каждым из нас. Это своего рода «путеводитель» и «пособие» для человека, идущего по жизненной стезе, где встречаются не только радости, но и невзгоды, страдания, сомнения, душевные муки и терзания. Это философские произведения по глубине и поэтичности больше похожи на богословские сочинения, в которых автор открывает читателю таинственные уголки своего сердца.
О своей «Книге тихих созерцаний» сам Ильин писал: «Она посвящена не богословию, а тихому философскому богохвалению… Это философия простая, тихая… рожденная главным органом Православного Христианства — созерцающим сердцем». «Как возникло, как созрело написанное? – спрашивает автор в предисловии. - Ответственный писатель вынашивает свою книгу долго, годами, иногда - всю жизнь; не расстаётся с ней ни днем, ни ночью; отдает ей свои лучшие силы, свои вдохновенные часы; «болеет» её темой и «исцеляется» писанием. Ищет сразу и правды, и красоты, и «точности», и верного стиля, и верного ритма - и всё для того, чтобы рассказать, не искажая, видение своего сердца».
Далее Ильин пишет: «Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному. Но, к сожалению, это совсем не так. Почему? Потому, что настоящий читатель отдаёт книге своё свободное внимание, все свои душевные способности и свое умение вызывать в себе верную духовную установку, которая необходима для понимания этой книги. Искусство чтения побеждает одиночество, разлуку, даль и эпоху. Чтение требует сосредоточенного внимания и твёрдого желания, верно услышать голос автора. Одного рассудка и пустого воображения для чтения недостаточно. Надо чувствовать сердцем и созерцать из сердца». «Читать, - отмечает автор, - значит искать и находить, ибо читатель как бы отыскивает скрытый писателем духовный клад, желая найти его во всей его полноте и присвоить его себе. Это есть творческий процесс, ибо воспроизводить - значит творить». «Чтение должно быть углублено; оно должно стать творческим и созерцательным. И только тогда нам всем откроется его духовная ценность и его душеобразующая сила».
«Книга тихих созерцаний», по словам автора, была выношена в сердце, написана от сердца и говорит о сердечном пении. Поэтому ее нельзя понять в бессердечном чтении. Я верю, говорит Ильин, что она найдёт своих читателей, которые верно поймут ее и увидят, что она написана для русских о России. Эти же слова можно сказать и о «Книге раздумий», которая следует за «Книгой тихих созерцаний». Мысли и чувства Ивана Александровича, отраженные в них, предельно актуальны и сейчас. Человек творческий, по мнению писателя, «должен научиться созерцать сердцем, видеть любовью, уходить из своей малой личной оболочки в светлые пространства Божии, находить в них Великое - сродное - сопринадлежащее, вчувствоваться в него и создавать новое из древнего и невиданное из предвечного. Так обстоит во всех главных сферах человеческого творчества: во всех искусствах и в науке, в молитве и в правовой жизни, в общении людей и во всей культуре». «И все великое и гениальное, что было создано человеком, по мнению автора, и было создано из созерцающего и поющего сердца».
Однако если говорить о статьях, которые посвящены России, русской истории, революции, то можно увидеть, что они исходят из страдающего сердца. «Прожитые в России трагические годы были для Ильина тяжелыми, но он мог за это время воочию наблюдать эксперимент большевиков над страной, что позволило ему выразить свои взгляды в ряде работ, написанных в эмиграции: «Родина и мы», «Очерки внутренней России. Об оставшихся» и других»*. Избранные статьи, объединенные общим названием «О России», составили третью часть этой книги. По мнению современных исследователей трудов Ильина, «они изобилуют искренностью, созерцанием Божественного, настоящим патриотизмом и болью за наше многострадальное Отечество. В них затрагиваются самые важные и насущные для каждого человека темы. Это неоценимый духовный опыт истинного сына России, любящего свой народ и свою веру всей душой и всем сердцем».
К примеру, в статье «Почему мы верим в Россию», Ильин пишет: «Где бы мы, русские люди, ни жили, в каком бы положении мы ни находились, нас никогда и нигде не покидает скорбь о нашей Родине, о России. Это естественно и неизбежно: эта скорбь не может и не должна нас покидать. Она есть проявление нашей живой любви к Родине и нашей веры в нее. Чтобы быть и бороться, стоять и победить, нам необходимо верить в то, что не иссякли благие силы русского народа, что не оскудели в нем Божии дары, что по-прежнему лишь на поверхности омрачненное живет в нем его исконное боговосприятие, что это омрачение пройдет и духовные силы воскреснут. Те из нас, которые лишатся этой веры, утратят цель и смысл национальной борьбы и отпадут, как засохшие листья. Они перестанут видеть Россию в Боге и любить ее духом, а это значит, что они ее потеряют, выйдут из ее духовного лона и перестанут быть русскими».
Размышляя о страданиях и унижениях русского народа, Ильин отмечает: «Каждый русский, любящий свой народ и гордящийся своей культурой, наверное, не раз спрашивал себя: «Почему именно России суждена такая ужасная судьба? Почему именно русскому народу надо переносить такие мучения и унижения? Почему именно России пришлось стать гигантской камерой пыток, всемирным позорищем и рассадником заразы?!»... Этот вопрос духовно естествен и патриотически понятен; плох тот русский человек, которому он никогда не приходил в голову. Но обычно он формулируется неясно и сбивчиво, и это чрезвычайно затрудняет ответ. В нем скрыто по крайней мере четыре различных вопроса: 1. Почему? 2. Кто виноват? 3. За что? и 4. Зачем?»
Эти вопросы, по словам Ильина, не «могут быть быстро и окончательно разрешены. Их, - отмечает писатель, - будут теоретически исследовать и практически разрешать еще целые поколения. Но кое-что основное, необходимое и полезное для их разрешения должно быть сказано немедленно». А что именно, автор говорит далее в свое статье. «Нашему поколению, - отмечает Ильин, - выпало на долю жить в наиболее трудную и опасную эпоху русской истории». Но это «не может и не должно колебать наше разумение, нашу волю и наше служение России. Борьба Русского народа за свободу и достойную жизнь на земле — продолжается. И ныне нам более чем когда-либо подобает верить в Россию, видеть ее духовную силу и своеобразие и выговаривать за нее, от ее лица и для ее будущих поколений ее творческую идею». Этому и посвящал свое творчество Иван Александрович Ильин, находясь далеко от Родины, но постоянно думая о ней и служа ей. Все испытания, выпавшие на его долю, писатель переносил стойко и подвижнически, сохраняя любовь к России и веру в ее возрождение.
***
В 1949 году Иван Александрович Ильин говорил: «Если мои книги нужны России, то Господь убережет их от гибели; а если они не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны и мне самому». Как и каждый писатель, Ильин тревожился о том, «как его будут читать. Поймут ли? Увидят ли то, что он хотел показать? Почувствуют ли то, что любило его сердце? И кто будет его читатель? Ведь от этого, - говорил писатель, - зависит так много... Но, прежде всего - состоится ли у него желанная, духовная встреча с теми далёкими, и все-таки близкими людьми, для которых он втайне писал свои книги?» Сегодня с уверенностью можно сказать, что духовная встреча писателя с русским читателем состоялась, его труды в России приобретают популярность, и для многих становятся настольными книгами. Господь уберег труды Ильина от погибели, и конечно, они нужны России.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!