Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Проповеди протоиерея Артемия Владимирова всегда собирают большие аудитории, а благодарные слушатели и читатели уже много лет между собой называют батюшку «златоустым». Как «гостя встречают по одёжке», так для проповедников, по словам отца Артемия, одеянием служит их собственная речь. «Куда ступить, что молвить» – первая забота «народного трибуна», входящего в аудиторию, может быть, совершенно ему незнакомую. И, как часто происходят неудачи из-за неумения положить зачин слову! Первое впечатление, если оно отрицательное, оказывается, к несчастью, самым сильным. Об «Искусстве словесного служения» рассказывает протоиерей Артемий Владимиров в своей книге с одноименным названием.
***
В предисловии современная писательница Олеся Николаева пишет: «Бог создал мир Словом Своим: «Яко той речЕ и быша, той повелЕ, и создашася», Сам Бог-Слово «плоть бысть». Но и человека Он сотворил существом логосным, словесным. Однако человек искривил пути свои, и, кажется, вот-вот он вовсе утратит этот свой «генотип», своё основное свойство, отличающее его от животного мира. Ведь современный человек живёт среди пустых, мёртвых, утративших своё значение слов – слов, не несущих в себе никакой реальности и утративших свой смысл: соли, утерявшей свой вкус! Он попадает в плен самообразующихся словесных систем, за которыми не стоит бытие. Он становится жертвой фантома – лукавого празднословия.
По мнению Олеси Николаевой, «в своём пределе – такое существование без сущности можно сравнить с состоянием ада. От этого и предостерегает отец Артемий, призывая вернуться и прильнуть к своим национальным и религиозным корням. К тому языку, который является даром Божиим и на котором человек с дерзновением беседует со Словом Воплощённым. Это Слово возвращает словам исконный смысл и реальность. Книга отца Артемия обращена и к священникам-проповедникам, и к мирянам, ибо всякий христианин по самому званию своему является миссионером и должен, как писал апостол Пётр, быть всегда готовым всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.
Отец Артемий опирается на свой собственный многолетний опыт общения с прихожанами и с аудиторией и даёт тонкие и деликатные советы. Например, «гораздо мудрее делиться духовным сокровищем, нежели нарочито назидать». Или - «разумно говорящий более всех назидает самого себя». Но главное, отмечает Олеся Николаева – книга написана великолепным русским языком – ароматным и упоительным, пронизана тем мягким юмором, который, как уверяет священник, никогда не помешает доброй проповеди. Она оснащена художественными образами, которые всегда найдут кратчайший путь к человеческому сердцу. А так же напоена вдохновением и выстроена с тем чувством меры, которое не позволяет мысли растекаться по древу, а делает её содержание чётким, ёмким и при этом – духовно питательным.
По словам самого автора, в этой книге, представлен малый плод уединённых раздумий о служении людям словом. Слово, - говорит отец Артемий, - ныне мало ценится. Его, по большей части, почитают чем-то вроде маскировочного халата, позволяющего удобнее проникнуть на территорию противника. «Одно пишем, два в уме», «понимай наоборот» – так поневоле научена мыслить современная аудитория по причине лукавства говорящих. «Наш век устал от слов», – говорил об ушедшем столетии известный подвижник благочестия. Что же тогда сказать о двадцать первом?.. Другим было отношение к слову наших предков. «Прими слово с верой, - говорили они, – и обретёшь способность восхождения «во области заочны», туда, «где пребывает правда», где Сам Бог живёт «во свете неприступном» Своей вечной славы.
Принимая это во внимание, современным проповедникам, подобает знать, как приступать к словесному служению, к которому они призваны. Нам, - пишет отец Артемий, - выпало жить в век всеобщего оскудения. «Умалилась истина от сынов человеческих...» Незыблемые, казалось, прежде устои смещаются со своего основания. Повреждение нравов отражается и выражается во всех сферах человеческого бытия: культуре, искусстве, языке. Однако, - отмечает автор, - мы, ученики Христовы, – вовсе не заложники, не данники происходящего. Спаситель, даровавший человеческому роду Свой вечный нравственный закон, призывает нас следовать за Ним узким путём восхождения, запрещая скользить вниз по наклонной плоскости вместе с сынами противления.
Нам, - пишет отец Артемий, - заповедано трудничество, подвижничество, ибо иначе, без употребления усилий, невозможно плыть против общего течения. Этот постоянный труд самонаблюдения, покаяния, молитвы, самоукорения, труд поучения в Священном Писании, труд охранения себя от господствующего в мире растления похотью не может не выявляться в нашем слове. Слово – «лакмусовая бумажка» христианской души! Оно раскрывает тайны нравственного устроения личности. Поэтому, всякий, кто дерзает сегодня обращаться с добрым словом к соотечественникам, не может не думать о его форме.
Чтобы пояснить свою мысль, автор прибегает к аналогии. «В наши дни, - пишет он, - нет человека, который не был бы озабочен качеством пищи. Съестное ныне перестаёт быть полезным и питательным по причине множества искусственных добавок, красителей и прочего... Все заинтересованы в том, чтобы иметь на столе чистые «яства и питие». Словосочетание «натуральный продукт» стало в 21 столетии совершенно устойчивым. Не то же ли самое относится к слову, особенно если это не частный разговор, но публичная речь, проповедь? Сердца слушателей интуитивно тянутся к родному, литературному языку, в котором всё прекрасно, возвышенно и выразительно. Этот язык, напитанный «живыми» водами церковнославянского, являет себя в неветшающих шедеврах русской словесности, в произведениях Пушкина и Лермонтова, Толстого и Чехова, Тургенева и Есенина...
По словам отца Артемия, опыт показывает, что чистая русская речь, льющаяся из глубины милующего сердца, целительна для всех возрастов. Зачастую слушатели сами себе не могут объяснить, почему они с такой жаждой приникают к источнику родного живого слова. И чем дольше продолжается словесное общение, тем большую готовность слушать обнаруживают и выражают всем своим поведением собеседники. В чём же дело? Очевидно, что слово приносит неведомую или давно забытую радость приобщения к тому, что мы именуем красотой, истиной и благом и что восходит к Предвечному Слову, в Котором жизнь и свет человеков.
***
Книга протоиерея Артемия Владимирова «Искусство словесного служения» адресована в первую очередь пастырям, педагогам, катехизаторам, а во вторую – христианским политикам, дипломатам, адвокатам и всем, кто обращается с публичной речью к живой аудитории. Размышление о законах восприятия слова, о способах обретения собственного стиля, о художественных средствах выражения мысли – главное содержание книги. Повествование выдержано в традициях русского литературного языка и может послужить для читателей отправной точкой словесного служения людям.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!