У книжной полки. Протоиерей Олег Стеняев. Иосиф и его братья

23 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Каждый день Страстной седмицы посвящен особому воспоминанию последних дней жизни Господа нашего Иисуса Христа и каждый день именуется святым и великим. Так, в Великий Понедельник за богослужением мы вспоминали не только новозаветные события, но и ветхозаветные, и в частности, историю целомудренного Иосифа, проданного братьями, по зависти, в Египет. Праотец Иосиф — один из прообразов Спасителя, его праведность и любовь к нему отца вызвала зависть — родные братья его предали, а на чужбине его духовная чистота стала причиной тюремного заключения, и он чуть было не лишился жизни. Но Господь никогда не оставляет того, кто готов претерпеть гонения за Его Заповеди. О действии Промысла Божия в жизни каждого человека говорит протоиерей Олег Стеняев со страниц книги - «Иосиф и его братья».  Она вышла в свет в издательстве «Три сестры» и заняла свое место на нашей книжной полке.

***

В предисловии книги издатели пишут: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30, 19) - такие слова, как некий вечный завет, преподал святой пророк Божий Моисей народу израильскому прежде отшествия своего к Богу. Два пути - жизни и смерти — лежат перед каждым из нас и по сей день. Один - путь исполнения заповедей Хри­стовых, путь праведности и благочестия, другой - путь греха и беззакония. Но какой из них выбира­ет человек, каким следует, к какому концу прихо­дит? Что отвращает его от вечной и блаженной жизни и неудержимо влечет к вечной же смерти? - Соблазны, многочисленные соблазны, от которых всегда было «горе миру» (Мф. 18, 7). В чем сугубое коварство этих соблазнов: они всегда приятны и привле­кательны на вид, их смертоносный вред скрыт под красочной, блестящей оберткой.

В наше время, - отмечают издатели, - соблазны настолько умножились, что мы буквально окружены ими, стеснены со всех сторон. Так, что зачастую неопытный в духовной жизни человек, по сути, и понимать-то не понимает, что предложенное ему — грех, что враг искуша­ет, соблазняет его, хочет его погибели. Весь современный мир с его лукавыми обольщениями — точно темный лес для непросвещенной духовным ведением души, лес, в котором расставлено множе­ство ловушек и западней, в котором легко можно заблудиться и пропасть. Но — только тому, кто не имеет верного и надежного провожатого. А таким «провожатым», - по словам издателей, - для нас, для каждого христианина, для каждого человека должно быть Священное Писание; оно указывает «путь жизни» и научает заповедям Господним, исцеляющим душу и прос­вещающим очи (Пс. 18, 9).

«Все Писание, — по апостольскому слову, — богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3, 16). Поэтому святые отцы древности в проповедях и поучениях своих к народу, желая представить образ той или иной добродетели либо порока, стремясь утвердить в добре и отвра­тить от зла, всегда обращались за примерами к книгам Священного Писания, к истории отношений человека с Богом. В нем, в Писании, они виде­ли единственный источник познания истинного ведения как Божественных Тайн, так и всех законов и закономерностей земного человеческого бытия. Также книгам Священного Писания посвящены и беседы протоиерея Олега Стеняева, вошедшие в этот сборник. Они особенно интересны тем, что в них ясно, отчетливо просле­живается связь между событиями времен ветхоза­ветных и окружающей нас современностью, постоянно проводится параллель между ветхоза­ветным и новозаветным временем.

Особенно вни­мательно отец Олег относится к каждому слову и даже букве Священного Писания. Подчеркивает особые приоритеты Слова Божия, что особенно актуально в наше время духовных разбродов и шатаний. При этом в сферу внимания автора попадают самые разнообразные явления сегодняшней действительности: семейная жизнь и отношение светской власти к верующим, проблема «отцов и детей» и взаимоотношения между людьми в их повседневной жизни. Говорит отец Олег и о тех пороках, которые присущи обще­ству в целом, но в особенности растлевают души молодые, не утвержденные в добре; говорит о духе апостасии — отступничества от Бога, который служит признаком последних времен и который с такой силой проявляется в наши дни; говорит и об образах и прообразах. Но вместе с тем говорит и о неизреченной милости и любви Божией к Его избранникам. Напоминает о том, что Господь всег­да ищет обращения и покаяния каждого человека, ждет и терпеливо вразумляет его.

В 37 главе Книги Бытия пророк Моисей начинает свой рассказ о целомудренном Иосифе. С этой главы начинается и цикл бесед отца Олега, прочитанный им 2009–2010 годах в Духовно-просвятительском центре Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Рассмотрим отдельные фрагменты этих бесед. Так, разбирая 2-й стих 37 главы «Вот житие Иакова. Иосиф, семнадцати лет, пас скот [отца своего] вместе с братьями своими, будучи отроком», автор отмечает, что «Иосиф является самым совершенным плодом на древе жизни Иакова. И именно по этому плоду оценивается сам Иаков. Ведь если рассуждать, что человек будет наказан за свои дела, то главное дело – это дети, которых он воспитал. Это не дом, который ты построил, не дерево, которое ты посадил, а именно ребенок, которого ты воспитал! Поэтому, по-настоящему, житие Иакова раскрывается в житии Иосифа, равно как и житие Исаака, раскрывается как тайна жизни Авраама».

Далее, по словам автора, следует интересная деталь. Из рассказа бытописателя следует, что Иосиф пас скот «с сыновьями Валлы и с сыновьями Зелфы, жен отца своего». Т.е. как отмечает отец Олег, Иосиф «пасет стада с как бы немножко «второсортными» сыновьями Иакова, которые рождены не от жен, а от наложниц, скажем прямо – от рабынь. Почему Господь сделал так, что в юности сблизил этого семнадцатилетнего человека с сыновьями Валлы и сыновьями Зелфы? Это связано с тем, что ему предстоит стать правителем Египта. Египет – это абсолютно рабовладельческое государство, и после фараона Иосиф будет вторым человеком в Египте. А чтобы научить его, как правильно вести себя с людьми, к которым относятся презрительно, которых уничижают с детства, он оказывается в компании этих молодых людей, он с ними дружит и выполняет то же самое послушание, что и они».

Кроме того, как говорится в книге Бытия, Иосиф защищал своих братьев, рожденных от рабынь, от братьев законнорожденных. И в этой ситуации он, по словам автора, «выступает как прообраз Моисея, который станет защитником рабов. Здесь Господь уже приготовляет его прямо к тому, что он вынужден будет хлопотать перед фараоном, когда будут несправедливо обижать рабов, и не только евреев, но и египтян. Кстати, - говорит отец Олег, - евреев не угнетали при Иосифе. Только когда он умер и восстал другой фараон, который не знал Иосифа или прикидывался, что не помнит о таком, начались гонения». Все эти обстоятельства, как отмечает автор, - формируют качества этого молодого семнадцатилетнего человека. И нам очень важно понять, что то, что мы называем воспитанием, относится к очень раннему периоду жизни человека. Иосиф был прекрасен не только внешне, он был прекрасен душою!» «Сей блаженный, по словам прп. Ефрема Сирина, - семнадцать лет жизни провел в отеческом доме, с каждым днем преуспевая в страхе Божием, и в прекрасных правилах жизни, и в почитании родителей». 

Далее из повествования бытописателя читатель узнаёт, что ветхозаветный патриарх Иаков очень любил своего сына Иосифа. «Иаков передал Иосифу все духовные знания, которые имел сам». И «как символ, что юноша владеет всем необходимым аппаратом познаний», ему были «даны разноцветные одежды». И вот «казалось бы, - отмечает отец Олег, - братья должны были порадоваться за Иосифа, что он такой молодой, но уже хороший знаток Закона Божьего, но вместо этого появляется зависть. А зависть, как известно, губит душу человека». Это привело к тому, что, сговорившись, братья Иосифа продали его в рабство в Египет, где в положенный час он спас народ от страшных напастей. Все действия братьев Иосифа оборачиваются «каким-то удивительным образом во благо для всех: и для Иосифа, который становится вторым лицом в государстве, и для самих братьев, для всей семьи Иакова, оборачивается их спасением». Останься Иосиф жить с братьями, то ничего такого бы не произошло, это совершенно очевидно, и в этом видится Промысел Божий, Который каждого человека ведет ко спасению, Одному Ему ведомыми путями.

***

Протоиерей Олег Стеняев — известный миссионер и проповедник. Его умение раскрывать смысл Божественного Откровения не оставит равно­душным ни интеллектуально подкованного читателя, ни простого верую­щего. Эта книга о том, как неисповеди­мы пути Господни, как, казалось бы, крайнее лишение — тюремное заклю­чение, рабство, угроза жизни, — приводят праведника к славе, и Господь отдает в его руки и сродников, ранее согрешивших против него. Нет, — не для наказания и погибели последних, а для покаяния. И Христос гово­рил: «Я пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин. 12, 47). Спасение чело­века — вот ради чего Господь устраивает особым образом пути людей.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать