Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В 1855 году в Типографии Александра Семена вышла в свет книга - «Сказание о странствии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле». В предисловии книги ее автор, инок Парфений, говорит о своем труде так: «Написал же все сие без пристрастия, по совести, где сам ходил своими ногами, что видел собственными своими очами, или что слышал от людей всякого вероятия достойных...» После своего выхода в свет, книга вызвала немало откликов, зачастую восторженных. О ней писали С. М. Соловьев и Н. Г. Чернышевский, М. Е. Салтыков-Щедрин и А. В. Дружинин. Высоко оценил книгу Парфения Ф. М. Достоевский, восхищаясь «наивностью изложения», и использовал ее в работе над «Бесами», «Подростком» и «Братьями Карамазовыми». Записки Парфения интересовали Л. Н. Толстого, Н. С. Лескова, И. С. Тургенева. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию современное издание этого труда, выпущенное в свет издательством Новоспасского монастыря.
***
В это двухтомное издание вошли автобиографические записки известного миссионера и духовного писателя-инока, впоследствии схиигумена Парфения (Агеева). Автор живо и проникновенно описывает свои многолетние странствия и путешествия по святым местам разных стран — России, Молдавии, Турции, Греции, Палестины и других. Книга разделена на четыре части. В первом томе две части рассказывают о странствиях автора по России, Молдавии, Турции и Святой Горе Афон. Две части второго тома повествуют о странствиях и путешествиях по Турции, Молдавии, России и Палестине, а также включают в себя пространное описание Святой Горы Афон и жизни ее подвижников. Двухтомник печатается с издания 1856 года в современной орфографии, но без изменения авторской стилистики.
Об авторе этого труда издатели пишут следующее: «Будущий схиигумен Парфений (в миру Петр Агеев) родился 14 ноября 1806 года в Молдавии, в городе Яссы. Рано осиротев, он был усыновлен богатым купцом старообрядцем. Получив домашнее образование, Петр еще в детстве начал ездить с приемным отцом по торговым делам. Но душа его тянулась к жизни монашеской, а также к странствиям и юродству ради Христа. После долгих путешествий Петр в 1831 году в Белой Кринице принял от старообрядцев иночество с именем Паисий и продолжил свои путешествия по святым местам. В тридцатилетнем возрасте, убедившись в заблуждении раскола, он, вместе со своими единомышленниками, среди которых были будущие известные старцы Гефсиманского скита, присоединился к Православию в молдавском монастыре «ВОрона».
В 1839 году отец Парфений решил осуществить свое давнее намерение и отправился на Афон. На Святой Горе он поступил в послушание к духовнику иеросхимонаху Арсению, который препоручил нового послушника своему ближайшему ученику монаху Иоанникию (Соломенцову), будущему старцу Русского Пантелеимонова монастыря иеросхимонаху Иерониму. Через год старец Арсений постриг отца Парфения в монашество, после чего тот вместе с отцом Иоанникием переселился в Русский монастырь, в котором и подвизался по-следующие пять лет. В l841 году отец Парфений принял великую схиму и в том году был отправлен на послушание в Россию. В 1845 году он по благословению своих наставников поехал в город Томск, предварительно посетив Иерусалим. Исполняя послушание отца Арсения: ничего в пути не просить и не брать ни от кого ни копейки, - он через год достиг цели своего путешествия, испытав многие скорби и лишения.
В Томске отец Парфений жил в архиерейском доме у епископа Афанасия (Соколова), ставшего еще одним из его наставников. Именно по благословению и настоятельной рекомендации владыки Афанасия отец Парфений и начал писать свою знаменитую книгу «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле постриженика Святой Горы Афонской инока Парфения». Этот труд и сделал его известным духовным писателем. Впоследствии отец Парфений написал еще много миссионерских, исторических, духовных и автобиографических произведений (в общей сложности около двадцати), но ни одно из них не смогло сравниться со «Сказанием о странствии», которое по значимости и интересу к себе у современников и последующих поколений читателей остались непревзойденными.
В 1852 году святитель Филарет митрополит Московский прочитал рукопись этой в будущем знаменитой книги, после чего всячески содействовал ее изданию. В переписке с наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандритом Антонием (Медведевым) владыка Филарет, одобрительно отзываясь о «Сказании», обсуждает вопросы цензуры и редакции книги, из чего видно насколько живое участие принимал он в продвижении этого дела. «Сказание»... прочла вся серьезно читающая Россия», - писал в то время Аполлон Александрович Григорьев. Уникальность книги была в том, что «Сказания», как литературное произведение приняли даже многие враждебно настроенные против Церкви критики.
К примеру, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, признавая свое неприятие взглядов православного монаха, отмечал «громадность подъятого автором подвига», а Иван Сергеевич Тургенев охарактеризовал автора Сказания» так: «Великий русский художник и русская душа». Александр Васильевич Дружинин писал о книге, как о «великой поэтической фантасмагории, переданной оригинальнейшим художником на оригинальном языке... Мы не видели еще такого высокого таланта со времен Гоголя», - писал он и отмечал, что во втором томе «Мертвых душ» следовало бы вывести как положительный пример именно таких героев, какие описаны в книге инока Парфения. Таким образом, «Сказание о странствии» как нельзя лучше послужило делу проповеди истинно евангельской жизни и явилось для потерявшей Бога творческой интел-лигенции того времени свидетельством наличия этой жизни в Церкви Христовой.
Книга отца Парфения оказала сильное влияние и на творчество Ф. М. Достоевского. Познакомившись с ней, по-видимому еще в ссылке, он неоднократно использовал образы и мотивы из нее в своих произведениях, заимствовал словесные выражения. Даже образ самого автора писатель собирался вынести в «Житии великого грешника». Взяв «Сказание» за границу в 1867 году, Достоевский хранил его всю оставшуюся жизнь. Церковной же общественностью, в особенности русским монашеством, книга инока Парфения была принята с большой радостью и с благодарностью к ее автору и издателям. А сегодня этот труд доступен для широкого круга читателей.
***
Потрудившись достаточно на благо Церкви, схиигумен Парфений был уволен на покой 30 мая 1872 года, после чего жил в Гефсиманском скиту меньше двух лет. Затем он перешел в Свя-то-Троицкую Сергиеву Лавру, где после тяжелой болезни скончался 17 мая 1878 года. Как нельзя лучше личность схиигумена Парфения характеризуют слова архиепископа Никона (Рождественского): «Отец Парфений был цельный русский человек: прямодушный, неспо-собный к тем сделкам с совестью, каким нередко прибегает рационалист-европеец в вопросах веры и христианской нравственности. Он вырос вне всяких европейских влияний, не учился ни в каких школах, и всем своим духовным настроением и литературным развитием обязан не школе, не науке, а той церковности воспитания, которая составляет отличительную черту истинно русского человека».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!