Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Сегодня на нашей книжной полке находится издание, в основу которого положена диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия иеромонаха Николая (Павлыка). Тема диссертации звучит так – «Христианская нравственность по учению святителя Тихона Задонского». По словам автора, христианская нравственность понимается святителем предельно широко, как вообще истинно христианская жизнь. Напомним, что главное творение епископа Тихона называется - «О истинном христианстве», которое святой отец предваряет всесторонним исследованием греха и путей его преодоления. Эта тема нашла свое отражение в диссертации отца Николая (Павлыка), и при издании получила название – «Грех и добродетель по учению святителя Тихона Задонского».
***
Настоящая работа, по словам автора, имеет своей целью раскрытие и исследование особенностей учения о христианской нравственности одного из светильников Русской Православной Церкви - святителя Тихона, епископа Воронежского. Его творения имеют боль-шое значение не только для Русской, но и для всей Православной Церкви, являясь частью ее Священного Предания. Помимо этого, всеобщего значения существует ряд обстоятельств, делающих личность и духовное наследие Задонского архипастыря особенно близкими современным православным христианам, а изучение его творений - особенно значимым.
По мнению отца Николая, современное состояние России и русского общества во многом напоминает времена святителя Тихона. Как теперь, так и тогда Россия являлась страной, открытой западному миру, влияние которого стало существенным фактором жизни всех (хотя и в разной мере) слоев русского общества. Влияние это имело (и имеет), с точки зрения христианской нравственности, характер преимущественно отрицательный. В смысле религиозном - по причине активного распространения неправославных и вообще нехристианс-ких взглядов. В плане бытовом - из-за искажения традиционного уклада жизни русского общества среди его высших слоев распространяются взгляды эпохи Просвещения, стремление к роскоши, искание чинов, наград, презрение к простому народу. Среди простого народа - тоже колебания в вере, а также пьянство и иные пороки.
По словам отца Николая, Россия тех времен тянулась к свету, перестав искать его в Священном Писании, надеясь найти в энциклопедиях. В настоящее время названные явления лишь усугубляются. Но, как замечает автор, святитель Тихон близок нам не только в связи с актуальностью для современного человека тех исторических реалий, которые так ясно предстают и получают свою оценку в его творениях. Он близок нам и как православный духовный писатель, учитель Церкви, живший в России немногим более двух столетий назад, обращающийся преимущественно к простому народу, на языке, нам гораздо более близком, чем язык древнерусских писателей. Наконец, как архипастырь святой жизни, великого дара слова и силы духа. Все это делает творения святителя Тихона Задонского предметом пристального внимания (как изучения, так и душеполезного чтения), а их автора - угодника Божия и святителя Русской Церкви - особенно близким современному православному человеку.
Настоящая работа состоит из шести глав. В первой главе речь идет о понимании святителем Тихоном христианской нравственности, греха как такового и о некоторых из тех страстей и пороков, которые в его творениях рассматриваются наиболее подробно. Имея ввиду, прежде всего душевную пользу своих читателей-современников, по преимуществу людей «простых», святитель говорит особо: о гордости, зависти, вражде, гневе и злобе, о клевете и осуждении, лжи, лести и лукавстве, о праздности, унынии, объядении и пьянстве, о сребролюбии, ростовщичестве, хищении, обиде убогих, о славолюбии и честолюбии; отдельно - о злоречии, роскоши.
Эти грехи, по словам автора исследования можно свести в общую схему. В ней началом всех страстей и пороков станет гордость, из которой, при попущенном искушении (например, обиде) и при содействии самолюбия, через зависть рождаются гнев, ненависть, злоба, проявляющиеся при нетерпимости и невоздержанности языка в осуждении, клевете, злословии. Возникшие ненависть, вражда одних могут привести к насилию, других - к печали, которая, не будучи уврачевана примирением, может стать причиной болезни телесной и душевной и даже гибели.
С другой стороны, питающиеся гордостью честолюбие и славолюбие, порождают лукавство, лесть, клевету, нередко приводя также к печальным последствиям. Осознавая относительность этой «реконструкции», автор все же полагает, что она в определенной степени отражает ход рассуждений святителя о взаимосвязи страстей и борьбе с ними. Во второй главе говорится о средствах обращения человека от греха к добродетели. Оно, по учению святителя, происходит посредством благодати Божией, действующей через слово Божие и совесть человека, и приводящей к покаянию и изменению, как состояния сердца, так и внешней жизни человека.
В третьей главе излагается учение святителя о христианских добродетелях, среди которых самой главной является покаяние. Раскрыв всесторонне учение о пороках и добродетелях, святитель предлагает читателям конкретное приложение этого учения к отношениям христиан различного общественного положения. Этому посвящена четвертая глава, которая называется «О должности христианской к ближнему». Здесь отец Николай ограничивается кратким обзором взглядов святителя Тихона на те основные принципы, которыми должны руководствоваться христиане в своей общественной и семейной жизни.
В пятой главе - представлены те основные средства, которые святитель предлагает в качестве укрепления в христианском подвиге и считает необходимым условием для успешного духовно-нравственного возрастания христианина. Это богомыслие и молитва, пост, Таинства Церкви, чтение Священного Писания и святоотеческих творений. Опытно сознавая, сколь многотруден подвиг жизни по заповедям, святитель Тихон не только указывает, как должно его совершать, не только предупреждает об опасности, но и утешает претерпевающих скорби, одушевляет ослабевающих, убеждает колеблющихся. Этому посвящена шестая глава, в которой приводятся «утешения», призванные побудить к обращению от греха к добродетели и укрепить тех, кто идет «узким путем» истинно христианской жизни.
***
По словам автора данной книги, «труды святителя Тихона Задонского имеют преимущественно нравоучительный характер и практическую направленность. В новое время, когда возникающие ереси являются главным образом лишь повторением или видоизменением заблуждений уже известных и опровергнутых Церковью, особую актуальность приобретают вопросы христианской нравственности, насущным становится указание «пути ко спасению» и водительство на этом пути посредством проповеди и нравственно-аскетических творений. Именно в этом видел свою задачу как архипастырь и как церковный писатель святитель Тихон». И потому так важен сегодня его архипастырский совет, тем, кто идет путем духовного совершенствования.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!